КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Колония Р. Пембер-тона43. Роберт Пембертон. Образцовый город; 1848 г. Центрический план города кульминирует в круглой площади, на которой предполагалось построить общественные здания из стекла и стали ны соединять (поперек улицы) пешеходные коммуникации, проложенные по крышам и не пересекающиеся с транспортными путями. Отталкиваясь в ряде случаев от своих предшественников, Букингэм проницательно заглядывает в будущее. Так, именно у него мы впервые встречаемся с мыслью о том, что примером для архитектуры должны стать большие современные стальные пароходы. Обычно эта мысль приписывается авангардистским архитекторам начала XX в. Лойяльность члена парламента совместилась в мировоззрении Бу-кингэма с жизненным опытом крестьянского сына, моряка и мятежного журналиста. Литературные влияния переплелись здесь с оригинальностью мышления. Подобно творчеству большинства утопистов, основной смысл работы Букингэма следует усматривать в тщательной продуманности вопроса о социальной роли города, назначении его отдельных функциональных компонентов и в стремлении уяснить себе их наиболее целесообразное расположение и взаимосвязи. Современник Букингэма Роберт Пембертон в свою очередь считал, что «город должен быть совершенно круглым, диаметром приблизительно с милю. Образовываться он должен за счет поясов пли колец, которые бы расширялись в направлении от центра. Широкие и просторные улицы нужно обсаживать декоративными деревьями...» г>. Подобно Букингэму, Пембертон исповедует утопические взгляды (он обращается к рабочим с призывом основать «счастливую колонию» в Новой Зеландии, где более дешевая земля), взывает к введению общественной собственности и в то же время самим названием своей первой колонии «Город королевы Виктории» выражает почтение королевскому роду. Центр его образцового города окружен большими общественными сооружениями, украшен статуями исторических деятелей. Вымощен он таким образом, что рисунок мостовой изображает земной шар, звездный небосвод, устройство вселенной и орбиты планет. Планировка города строго центрична. Она исходит как из идей Фурье, так и из классических композиций, известных по ряду теоретических проектов, а также по серии парковых и замковых ансамблей, в том числе по замыслу идеального города Леду, если отвлечься от его овальной формы. В проекте Пембертона содержатся уже отдельные признаки более поздних дезурбанистических концепций. Эта работа больше других приблизилась к представлению хоуар-довского города-сада. Однако, как утверждает один из сторонников такого рода поселений Ч. Б. Пурдом, первое непосредственное использование термина «город-сад», принадлежит нью-йоркскому торговцу земельными участками Александру Т. Стюарту. Городом-садом он по рекламным соображениям назвал поселок, заложенный им в 1869 г. на Лонг 6ООм Айленде. Во второй половине XIX в. этот термин Фабричные города получает большое распространение. В этой связи можно напомнить и о том, что сам Хоуард вначале имел в виду несколько иное название своего типа поселения, прежде чем склонился к понятию город-сад, которое как раз благодаря его деятельности стало столь известным и притягательным вплоть до настоящего времени. К предшественникам Хоуарда относится также врач Бенджамин Уорд Ричардсон, который активно занимался проблемами гигиены и жилья. Свои взгляды он изложил в книге «Город здоровья», изданной в 1876 г. Подобно своим предшественникам, он описывает образцовый город на 100 тыс. жителей, располагающий большими зелеными массивами. Можно предположить, что под влиянием Гиппократа он проектирует свой город прямоугольным в плане с «тремя главными улицами или бульварами, тянущимися с востока на запад. Недалеко от них расположена железная дорога, вдоль которой проходит также путь для городского грузового транспорта. Все улицы, идущие с севера на юг и пересекающие под прямым углом главные улицы, а также соседние параллельные улицы, — очень широкие» б. Идеи, предшествующие проектам Хоуарда, нашли отражение не только в идеальных нереализованных проектах, но также и в некоторых конкретных действиях. Во второй половине XIX в. английские фабрика!: ты первыми начали строить поселки вне города, непосредственно \ :; -рот фабрик и шахт. Впервые об этом упоминается у Б. Дизра^ли. впоследствии премьер-министра и лидера консервативной партии Англии7. Герои его книг — благородные фабриканты, понимающие значение хорошего жилья для полноценной работы их рабочих. Своим друзьям они демонстрируют идиллические фабричные поселки, отделенные зелеными поясами от фабрик и, разумеется, от резиденций работодателей. Творчество Дизраэли произвело впечатление на английских промышленников. В 1852 г. Сэр Титу с Солт недалеко от Бредфорда строит один из первых поселков этого типа—Солтэйр. В 1879 г. Джордж Кэдбери воздвигает поселок Бурнвиль, а в 1886 г. Уильям Ливер закладывает около Ливерпуля поселок Порт Санлайт. Несколько раньше подобное же строительство в Эссене начал Крупп. Ярким примером корыстных мотивов фабрикантов может служить строительство поселка Порт Санлайт. Его название не связано с именем его основателя, оно было тщательно продумано и не менее тщательно использовалось для рекламы мыла. Понятно, что поселки такого рода лишь условно могут считаться предшественниками городов-садов, поскольку в своем большинстве они отличались довольно интенсивной и компактной застройкой. Нельзя их считать и образцами малых городов. Скорее всего они предвосхитили широкое строительство фабричных поселков и целых городов, активно использовавшихся как в рекламе отдельных фирм, так и в капиталистическом хозяйстве в целом. В самом конце XIX в. выходит книга, которая по-настоящему стимулирует движение за города-сады. О популярности этого движения свидетельствует не только его быстрое распространение в Англии и ряде других стран, но и те дискуссии, которые происходили между его восторженными почитателями и негодующими критиками. Очевидно, лондонскому стенографисту Э. Хоуарду удалось в его книге под названием «Завтра. Мирный путь к действительной реформе»8 выразить те мысли, которые казались спасительными в стране, где население все более концентрировалось в больших, растущих городах, которые становились все менее чистыми и все более уродливыми. Популярность книги можно объяснить прежде всего этим. Вот что говорит о книге ее автор: «Хотя, рассматриваемый как целое, наш план и является новым и в этом качестве заслуживает некоторого внимания, главная его особенность не в этом. Если он претендует на сугубое общественное внимание, то это потому главным образом, что он соединяет в себе важнейшие черты Дома в садах 4-1. Эбенизер Хоуард. Город-сад; 1898 г. : — центральный парк с общественными зданиями (ратуша, концертный зал, еатр, библиотека, больница, музей и картинная галерея): - —■ хрустальные дворцы, предназначенные для прогулок; 3 — жилая застройка; 4 — школа; 5 — церковь; '" — промышленность нескольких проектов, предлагавшихся в различные эпохи, и притом так комбинирует их, что, сохраняя преимущества каждого, умеет избежать тех опасностей и трудностей, которые иногда совершенно явственно вырисовывались даже перед духовным взором их авторов. Кратко говоря, мой план является сочетанием трех различных проектов, никогда прежде, насколько мне известно, не соединявшихся в одно. А именно: 1) проект организованного переселенческого движения Вакфильда. 2) система землепользования, предложенная сначала Томасом Спен- 3) образцовый город Букингэма (Buckingham)9. По замыслу Э. Хоуарда не было построено ни одного города-сада. Все движение базировалось на общих принципах Хоуарда, сводившихся к ограничению размеров городов и числа их жителей, к муниципальному владению землей, сохранению зеленых поясов между городами и достатка зелени внутри самой застройки. Совершенно без внимания остались идеи Хоуарда о создании систем расселения (к которым мы вернемся позднее). На конкретные системы застройки и планировочные структуры городов-садов повлияло распространенное тогда увлечение живописными средневековыми городами с их неправильными планами и их композиционными принципами, четко сформулированными еще К- Зитте. Характерным выражением этих принципов стала книга наиболее известного тогда английского урбаниста Реймона Эквина, который вместе со своим шурином Бэри Паркером в 1902 г. занял первое место в конкурсе на проект первого города-сада Лечуорта. В 1905 г. в том же содружестве был спроектирован поселок Йерсвик у Йорка, а в 1906 г.— известный садовый пригород Лондона Хэмпстед 10. В отличие от романтической немецкой школы эти принципы были использованы при строительстве индивидуальных изолированных или сблокированных домов с активным привлечением зелени.
Популярность книги Хоуарда была чрезвычайной. Через год после ее выхода в свет была создана Ассоциация городов-садов, которая к 1901 г. насчитывала уже 1300 человек. Тогда же в Бурнвиле ассоциация провела первую конференцию о городах-садах, а двумя годами позже началось строительство первого города-сада Лечуорта. В 1913 г. возникает Международная федерация городов-садов и проектирования городов. Она существует до настоящего времени и является старейшей международной организацией по вопросам жилищного строительства и урбанизма. Ее современное название — Международная федерация по жилью и генеральной планировке и. Вскоре после первой мировой войны недалеко от Лондона был основан спроектированный Луи де Суассоном и ныне широко известный город-сад Уэлвин, которым были 45. Лечуорт. Застройка северо-западной части города-сада; 1903 г. Градостроительное решение индивидуальных домов, сгруппированных в ряды и группы, характерно и для более поздних городов-садов и пригородов предвосхищены послевоенные идеи городов-спутников. Идея городов-садов повлияла также на развернувшееся после второй мировой войны и осуществляемое до сих пор строительство так называемых новых городов-спутников Лондона и других крупных городов Англии. Идеи Хоуарда не оказались способными упорядочить стихийные процессы развития капиталистического расселения. Зато в деформированном виде их использовали для строительства загородных вилл. Лозунг «города-сады» стал очень популярным, и им злоупотребляли при таком строительстве, которое, по словам одного из пропагандистов городов-садов и долголетнего секретаря Ассоциации, «с движением за города-сады имеет лишь общее название. Этому строительству свойственна самая хищная спекуляция, глумление над природой и некачественное исполнение. При этом считается, что такое строительство можно смело осуществлять, спрятавшись за привлекательное название» 1:.
|