Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Терминологический словарь. Аборигены (лат. ab origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности




Аборигены (лат. ab origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности, обитающие там с давних пор. Первоначально понятие «аборигены» применялось к жите­лям Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Противоположным понятию «аборигены» является понятие «переселенцы», обозначающее часть на­селения той же территории, прибывшую туда в более позднее время.

Автономия национально-культурная – особая форма этнического самоуправления в полиэтнических странах, основывающаяся на общ­ности языка и культуры того или иного этноса и призванная обеспе­чить сохранение самобытности этноса и его культурных ценностей. Национально-культурная автономия носит экстерриториальный харак­тер, так как объединяет людей одной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их прожи­вания.

Национально-культурная автономия развивается в рамках закона РФ «О национально-культурной автономии» (июль 1996 г.), основными принципами организации НКА являются: свободное волеизъявление граждан, самоорганизация и самоуправление, сохранение языка, культуры, традиций, обычаев, законности. НКА пользуются поддержкой государства, являются своеобразными посредниками между властью и представителями той или иной национальности.

Автохтоны (греч. autos – сам и chthon – земля) – древнейшее население какой-либо страны, территории или местности и ее исконное население. Термин «автохтоны» обычно употребляется в отношении коренных малочисленных народов с традиционным образом жизни. Кроме того, в современном значении термин «автохтонный» применя­ется также и к народам, разделенным государственными границами, но сохраняющим самобытность на своей исторической территории прожи­вания. В этнологии этот термин встречается редко, поскольку чаще используются термины «аборигены», «коренные народы». В настоящее время в России проживают более 60 автохтонных этносов, среди которых 26 народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Численность раз­личных автохтонных народов колеблется от нескольких сот до 50 тыс. человек.

Аккультурация (лат. ad – к и cultura – образование, развитие) – процесс взаимного влияния культур разных этносов, как правило, от­личающихся по уровню развития, в результате которого происходит восприятие одной культурой элементов другой культуры. Аккультурация выражается в том, что менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую. При этом первая культура сохраняет свою собственную культурную модель, но одновременно более или менее полно овладевает нормами другой, как правило, шире распространенной и более развитой. Понятие «аккультурации» впервые в этнологии стало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX в. в связи с исследованиями процессов культурных изменений в племенах североамериканских индейцев. Тогда американский этнограф У. Хоумз впервые употребил термин «аккультурация» для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой.

Антропология (греч. anthropos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека и человеческих рас, физичес­ком строении человека. В качестве самостоятельной науки сформиро­валась в середине XIX в. Основными составными частями антрополо­гии являются антропогенез, морфология человека и этническая антро­пология (расоведение).

Апартеид(апартхейд) (африкаанс apartheid – раздельное прожива­ние) – тип политики, проводимой в отношении определенных нацио­нальных или расовых групп населения страны и выражающейся в ли­шении или существенном ограничении их политических, экономичес­ких и гражданских прав, территориальной изоляции мест их прожива­ния (резервации). На практике политика апартеида предполагает жи­лищную сегрегацию, запрещение межрасовых контактов, сегрегацию на посещение общественных мест, определение круга профессий, возмож­ных для каждой расовой группы.

Ассамблеянародов России – создана в 1998 г. Этнокультурное объединение народов России.

Ассимиляция(лат. assimilatio – уподобление, сходство) – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его час­ти) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, национального самосознания. Практически ассимиляция выражается в усвоении одним этносом, оказавшимся в иноэтнической среде, языка, культуры, обычаев, традиций другого этноса. В результате этого процесса ассимилируемый теряет свой язык, культурные особенности, традиции, изменяет самосознание и этническую идентичность, постепенно с ним сливается и причисляет себя к данному этносу. При этнической ассимиляции происходит полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. В этнологии принято различать естественную и насильственную ассимиляцию.

Геноцид (греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – тип этнической политики, направленной на полное или частичное уничто­жение этнических, расовых или религиозных групп населения. Соглас­но Международной конвенции «О предупреждении преступления гено­цида и наказании за него» (1848) к проявлениям геноцида относятся: убийство каких-либо групп населения по религиозным, политическим, расовым или национальным мотивам; причинение им серьезных телес­ных повреждений или умственного расстройства; умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничто­жение этих групп; меры по предотвращению деторождения в этих группах; насильственная передача детей из одной группы в другую.

Термин «геноцид» – неологизм, обозначающий известное на момент его создания, но формально безымянное преступление. Впервые был использован в октябре 1933 г. на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права польским юристом-криминологом профессором R Лемкиным (Лемке).

В официальном документе определение геноцида впервые прозвучало 18 октября 1945 г. В обвинительном заключении Нюрнбергского суда говорилось, что обвиняемые осуществляли намеренный и систематический геноцид, т.е. истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и рели­гиозных групп, особенно евреев, поляков и цыган, а также других.

На своей первой сессии 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о предупреждении преступле­ний геноцида и наказании за них.

Геноцид означает отказ в признании права на существование целых человеческих групп подобно тому, как человекоубийство означает отказ в признании права на жизнь отдельных человече­ских существ; такой отказ в признании права на существование, оскорбляет человеческую совесть, влечет большие потери для человечества, которое лишается культурных и прочих ценностей, представляемых этими человеческими группами, и противоречит нравственному закону, духу и целям ООН. Можно указать на многочисленные преступления геноцида, когда полному или частичномууничтожению подверглись расовые, религиозные, политические и другие группы. «Наказание за преступление геноцида является вопросом международного значения», – говорилось в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Гражданство– термин произошел от слов «город», «горожанин». В анг­лийском языке – city – citizenship. В немецком языке Burger – это не только гра­жданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые респуб­лики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.

В настоящее время в документах для обозначения гражданства использу­ется иной термин – nationality (англ.), nationalite (фр.), nazionalita (итал.). Он по­нимается как принадлежность к государству. Дело в том, что термин «nation» в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «националь­ность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «народ», «государство» в общественно-политическом смысле. В немецком язы­ке это понимание выражено буквально – Staatsangehorigkeit – государственная принадлежность.

В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин «гражданство юридического лица». В соответствии с Законом о турецком гражданстве, термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции».[175]

В отечественной литературе используется термин «национальность юри­дического лица». «Под национальностью юридического лица, – пишет М.М. Бо­гуславский, – понимается его принадлежность к определенному гражданству». Иными словами, речь идет о той же правовой связи, которая в случае с индиви­дом именуется гражданством. Сознавая это, М.М. Богуславский отмечает, что термин применяется условно, «в ином смысле, чем он применятся к гражданам».[176]

Различные виды гражданства существуют во многих странах. Например, в Нидерландах лица, родившиеся в голландских владениях (т.е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гра­жданства имеются гражданства кантона и общины. В международном плане существует только федеральное гражданство.

На протяжении истории правовое регулирование гражданства было чисто внутренним делом государства. И сегодня внутреннему праву принадлежит в этом главная роль. В силу своего верховенства государство устанавливает пра­ва гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства.

Диаспора –это этнокультурная группа, проживающая на территории иного государства менее 50 лет. Ее отличие от этнической группы состоит в том, что она имеет этнополитическое содержание. Отличительной чертой диаспоры является этническая идентичность, формирующаяся на основе общего языка, религии, этнического самосознания. Специфика общественного сознания диаспоры состоит в том, что она осознает себя частью народа, проживающего в ином государстве, и в то же время имеющего тесные взаимоотношения с государством проживания. Современные исследователи подчеркивают транснациональный характер современных диаспор, несущих в себе как позитивный, так и конфликтогенный потенциал (См.: Пшиков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Ким А.С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект). Дисс… д-ра полит. наук. 280022. СПб., 2009. С. 3).

Дискриминация этническая(лат. discriminatio – различение) – ограничение или лишение части граждан (или целых народов) политичес­ких и личных прав и свобод по принципу этнической принадлежности. Этническая дискриминация выражается в ограничении избирательных прав, свободы передвижения, выбора места жительства и т.д. граждан некоренной национальности, представителей национальных меньшинств. Вследствие таких ограничений дискриминируемая часть населения вынуждена покинуть страну своего проживания, и становится беженцами. Обратной стороной этнической дискриминации является привилегированное положение титульной нации. Этническая дискриминация порождает межэтническую напряженность и конфликты.

Иммиграцией называют – «въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания или длительного пребывания и, как правило, получения ее гражданства».

Инкультурация(англ. еncultation – культивирование) – процесс приобщения человека с детства к определенной этнической культуре и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. В процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Понятие «инкультурация» было внедрено в научный обиход английским этнологом М. Мид с целью разграничения с более широким понятием – социализация личности. В широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и вклю­чающий в себя усвоение культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Понятие «инкультурация» не получило широкого распространения в науке и используется преимущественно в американской культурной антрополо­гии.

Инородец– термин, употреблявшийся в Российской империи применительно к людям нерусской, неславянской национальности, а также к людям, исповедовавшим не христианскую, в том числе не православ­ную, религию. Официально к инородцам причисляли все народы Си­бири, Средней Азии, горские племена Кавказа и ряд других народно­стей. Категория «бродячих» инородцев (тунгусы, ламуты и др.) считалась неправоспособной и нуждающейся в «попечительстве» администрации. Сословие инородцев имело особое административно-юридическое поло­жение, которое проявлялось в специфической форме налогов (ясак, кибиточная подать и др.), освобождении от воинской повинности и т.п. По переписи 1897 г. все население России составляло 125,6 млн. чело­век, из которых к инородцам было отнесено около 13 млн. человек.

Историческая память народа – важнейший компонент духовной сферы каждого народа, позволяющий ему поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность народного опыта, передавать накопленное богатство национальных ценностей последующим поколе­ниям. Историческая память народа становится особенно значимой и ак­туальной в переломные и кризисные периоды, в процессе национального возрождения, когда изменяется весь жизненный уклад этносов.

Казачество– в XVI веке за линией засечных черт на берегу р. Дон появились поселения ушедших из центра вольных людей – казаков. Необходимость постоянной борьбы с внешними врагами способствовала созданию прочной военной организации, построенной на демократических началах. Казаки сами решали свои внутренние дела, в том числе судебные, и внешние. Все вопросы обсуждались на общем сходе – круге, там же выбирались казачьи атаманы. Женщины на сходы не допускались. Казаки занимались охотой, промыслом, разводили скот. В XVII в. появилось земледелие. Правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего воздействия, оказывало им помощь хлебом, деньгами, оружием, боеприпасами. На казаков возлагалась охрана южных границ. Их принимали на службу «по прибору».

В современных условиях роль и место казачества осмысливается неоднозначно. Одни считают их этносом, другие причисляют их к русскому народу. Для более объективной картины о количестве проживающих в России казаков стоит опираться на данные не одной, а двух последних переписей. Так, согласно данным 2002 года, казаков по национальности в России проживало 140 тысяч человек, а уже в 2010 году их число уменьшилось более чем в два раза, до 67 тысяч человек.

Колониализм (лат. colonia – поселение) – система политического, экономического и культурного подчинения стран и народов, менее раз­витых в социально-экономическом отношении. Колониальная система сложилась к 20-м годам XX в. в связи с завершением территориального раздела мира между крупнейшими империалистическими державами. В результате этого раздела на колонии и зависимые страны приходилось 2/3 территории и 60 % населения Земли. В 60–70-е годы произошел распад колониальной системы, и в настоящее время в мире колоний не существует.

Конфликт этнический– тип социального, межгруппового кон­фликта, при котором противоречия между людьми возникают и обост­ряются по причине их этнических различий. Субъектами этнического конфликта являются этнические группы, различающиеся по этничес­ким признакам (общности языка, особенностям культуры, психологи­ческому складу и др.). Причинами этнического конфликта являются не разрешенные в данных условиях социальные противоречия, вокруг ко­торых происходит конфликтное взаимодействие сторон. Это могут быть, например, неодинаковый доступ этнических групп к материаль­ным ресурсам, социальная дискриминация, политическое неравенство, истинная или мнимая историческая память и т.д.

Коренной этнос– этническая общность, формирование которой происходило исторически на данной территории. Люди, населяющие данную территорию, называются аборигенами. В этнологии принято различать понятие «коренной этнос» и «коренное население». Послед­ний термин подразумевает всех уроженцев данной местности и призван отделить их от пришлых и иммигрантов. Правовой статус коренных этносов регулируется Конвенцией МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989). Согласно этому документу ко­ренные этносы имеют право на выбор собственных приоритетов разви­тия. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и исполнении природных ресурсов, относящихся к этим землям.

Ксенофобия(греч. xenos – чужой и phobos – страх) – психологичес­кое чувство страха и вражды ко всему чужому, иностранному, незнако­мому. В этнологии ксенофобия проявляется в форме неприязни, не­терпимости, враждебного отношения к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов.

Малые народы– малочисленные этносоциальные общности или группы, объединяющие коренное население определенных регионов и обладающие ограниченным демографическим потенциалом. К малым народам принято относить этносы, численность которых не превышает 50 тыс. человек. Сегодня в мире насчитывается более 800 малых наро­дов. В Российской Федерации около 60 малых народов, в том числе 26 малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Межнациональные конфликты– одна из форм межгрупповых кон­фликтов, в которых группы с противоположными интересами различа­ются по этническому признаку. Межнациональные конфликты харак­теризуются высоким уровнем политических действий, массовых беспо­рядков, сепаратистских выступлений и т.д. Проявления межнациональ­ных конфликтов многообразны: от скрытых форм бытового национа­лизма до вооруженных столкновений, перерастающих в гражданские войны. Основными причинами возникновения межэтнических кон­фликтов являются нарушение прав той или иной нации или этничес­кой группы, социальная обделенность и ущемленность периферийных этнических групп, неравномерное развитие, неравномерная модерниза­ция и т.п.

Ментальность(лат. mentalis – умственный, духовный) – совокуп­ность психологических, поведенческих установок индивида или соци­альной группы, выражающихся в их особом мироощущении, мировос­приятии, складе ума. способе мышления, образе жизни и т.п.

Миграционная политика– это прежде всего политика государства в отношении мигрантов. Она сводится к разрешительным и ограничительным мерам по переселению граждан, созданию правовых, экономических, социальных и духовных условий для совместного проживания приезжих и коренного населения.

Мировой опыт свидетельствует о политике не только обеспечивающей благоприятные условия для мигрантов, но и своеобразном регулировании миграционных потоков.

Так, в Великобритании лейбористы предложили введение системы баллов для иммигрантов. Эти баллы обеспечат преимущественное право на получение рабочей визы и вида на жительство для людей высокой квалификации. Ужесточила иммиграционное законодательство Германия. А США приняли закон о строительстве на границе с Мексикой заградительной стены протяженностью более тысячи километров. Принимаются новые законы по урегулированию миграции в целом ряде стран.

Учитывая зарубежный опыт, в нашей стране можно было бы апробировать некоторые сюжеты миграционной политики сначала на региональном, а затем на федеральном уровне. Саратовская область вполне могла бы стать своеобразным полигоном для выявления наиболее эффективных форм работы с мигрантами.

В целом, как нам представляется, целесообразно контролировать миграционные потоки и одновременно проводить разъяснительную и воспитательную работу среди населения.

Миграция (лат. migratio – переселение) – массовое перемещение людей по территории той или иной страны или за ее пределы. Если в процессе миграции участвуют люди одной этнической принадлежности, то такая миграция называется этнической. Кроме того, перемещение этнических групп в пределах одной этнической территории получило название «внутренняя миграция», а переселение из одной этнической территории в другую – «внешняя миграция» (эмиграция, иммиграция). За по­следнее десятилетие XX в. по территории бывшего Советского Союза переместилось от 9 до 10 млн. человек. В период 1989-1995 гг. в Рос­сию вернулось на постоянное проживание почти 2,5 млн. мигрантов.

Мультикультурализм– идеология, политика и социальная практика, направленная на интеграцию и культурное развитие носителей этнического сообщества, проживающего в рамках полиэтничного государства, господства общегражданской культуры. Политика сохранения этнокультурной и этноконфессиональной специфики, будучи прогрессивной, в свою очередь может привести к отторжению общенациональных, общегражданских интересов.

Народ – 1) население государства, страны, совокупность всех на­ций и социальных групп данного общества, связанных местом своего происхождения, проживания и единой исторической судьбой; 2) как метаэтническая общность – все исторически сложившиеся типы этни­ческих общностей: племена, народности, нации: 3) синоним понятия «этнос». В последние годы в России широко употребляется термин «народы». Это вызвано тем, что в русском языке множественное число слова «народы» употребляется почти исключительно в этническом зна­чении.

Народность – исторически сложившаяся – языковая, территориаль­ная, экономическая и культурная общность людей, возникшая в период рабовладельческого общества на основе смешения и слияния племен, объединенных кровнородственными и территориальными связями. Народность складывается на основе смешения племен и образования племенных союзов и период разложения первобытнообщинного строя.

Народы Сибири– на огромном пространстве Сибири, от Урала до Тихого океана, жило редкое, малочисленное население. Многие народы Сибири в XVII в. еще находились на стадии первобытности, хотя у некоторых из них уже начиналось разложение родовых отношений, образование частной собственности.

По реке Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. В северной тундре родами жили ненцы, энцы и другие народ­ности. Они занимались оленеводством, со стадами оленей постоянно передвигаясь от пастбища к пастбищу. На пространстве от Енисея до Охотского моря жили тунгусы (эвенки). Их основным занятием была охота на пушного зверя, а также рыбная ловля, в приморской полосе – разведение оленей. У эвенков также господствовали родоплеменные отношения. На юге Сибири, в верхнем течении Енисея, жили скотоводов предки хакасов. Наиболее многочисленными народами Сибири были якуты и буряты.

У Ангары и Байкала был район расселения бурят. Их главным занятием тоже было скотоводство. В Приамурье обитали племена, которые знали земледелие, вы­ращивали зерновые и другие культуры. Были и такие народы Сибири, которые жили еще в каменном веке, не знали железа, вели первобытный образ жизни. К концу XVI в. Западная Си­бирь уже входила в состав Российского государства.

Первопроходцами были казаки и предприимчивые промышлен­ники, охотники на пушного зверя, которым славилась Сибирь. Они строили небольшие крепости – острожки, устанавливали власть над местным населением. Так был основан Енисейск, через некоторое время – Якутск.

Одна из замечательных экспедиций была совершена под руко­водством казака Семена Дежнева,родом из крестьян Волока Пинежского. Семен Дежнев впервые прошел пролив, отделявший Азию от Америки, но его открытие осталось малоизвестным.

В 1645-1646 гг. из Якутска состоялся поход отряда служилых людей и добровольцев («охочих») под началом Василия Даниловича Пояркована Амур. В 1649-1653 гг. была совершена экспедиция на Амур во главе с Ерофеем Павловичем Хабаровым.Эта экспе­диция закрепила за Россией Приамурье, где были поставлены рус­ские укрепления – остроги. Память об этом сохранилась в названии города Хабаровска и поселка Ерофей Павлович на Дальнем Востоке. С середины XVII в. Приамурье стало заселяться русскими каза­ками и крестьянами.

B конце XVII в. была присоединена Камчатка, открыты остров Сахалин и Курилы. Людей, которые, преодолевая все трудности, продвигались в XVII в. через реки и горы Сибири к Тихому и Ледовитому океанам, называли землепроходцами.

С тех пор народы Сибири стали жить и развиваться в составе Российского государства. Царь назначал в Сибирь воевод, которые собирали с местного населения налог пушниной – ясак. В инструкци­ях воеводам неизменно содержались требования обращаться с сибир­скими народами бережно и «ласково».

К концу XVII в. в Сибири жило около 11 тыс. русских крестьянских семей. К началу XVIII в. в Сибири проживало 72 тыс. душ мужского пола, принадлежавших к местному аборигенному населению, и 100 тыс. душ мужского пола русских. Следовательно, примерно 70 % населения Сибири составляли русские поселения (История СССР. М., 1975. С. 271). В непривычных условиях сибирского климата русские крестьяне сумели заложить основу земледельческого хозяйства. На огромных просторах от Сибири до Тихого океана складывались поселения ремесленников, усилилась деятельность купечества, развивалась экономическая связь с русскими землями.

Национализм – (лат. – natio – нация, народ) – социально-политическая доктрина, основывающаяся на идее превосходства и исключительности одних наций по отношению к другим, на признании приоритета национального фактора в общественном и культурном раз­витии. Термин «национализм» возник в эпоху Великой Французской революции как выражение чувства принадлежности своей нации (в от­личие от прежней принадлежности королю). Согласно идее национа­лизма, восприятие личности, группы или социальной общности должно изначально основываться на их национальной принадлежности. Идеологи национализма утверждают, что главным видом общественных связей и отношений являются национальные. А главным субъектом истории – национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Как правило, идеи национализма получают интенсивное развитие и распространение в борьбе за независимость, национальное самоопределение народа, не обладающего собственной государственностью, либо в условиях борьбы с внешним противником. Тем самым национальные идеи и чувства способны играть позитивную роль, выступать в форме патриотизма, содействовать мобилизации сил общества на решение жизненно важных задач.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты