КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национализм как форма политического сознания, идеология, социокультурный феномен, политическая практикаНационализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, и за это время появилось множество его определений. Так, В.В. Коротеева отмечает, что «национализм – это совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие «нация». Э. Геллнер считает, что «национализм – это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу». Э. Смита утверждает, что национализм – это «идеологическое достижение и установление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видит себя реальной или потенциальной нацией». Близкое по смыслу определение национализма сформулировал К. Янг: национализмом называют политическую идеологию, рассматривающую нацию как «сформировавшееся сообщество, к которому люди испытывают чувство высшей преданности, и оценивающую легитимность политического режима с точки зрения его приверженности этому принципу». В странах, которые образуют современный Запад, национализм, возникший в XVIII столетии – в век Просвещения, был в первую очередь политическим движением, направленным на ограничение власти правительства и обеспечение гражданских прав. Большинство исследователей фиксирует изменчивость исторических форм и политической роли национализма. Так, американский исследователь Луис Снайдер различает четыре типа национализма:. 1. Интегрирующий национализм (1815-1871). В этот период национализм представляет собой объединяющую силу, которая способствовала консолидации феодально-раздробленных народов (Германия, Италия). 2. Разъединяющий национализм (1871-1890). Успехи национализма в деле объединения Германии и Италии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и др. империи, что привело к распаду последних. 3. Агрессивный национализм (1890-1945). В этот период национализм становится идентичным империализму и повинен в двух мировых войнах. 4. Современный национализм (с 1945) Новый национализм заявил о себе главным образом путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе. Политолог Джек Снайдер также выделил четыре типа национализма: гражданский революционный, контрреволюционный и этнический. Н.С. Мухаметшина в своей монографии «Трансформации национализма и символьная элита: российский опыт» отмечает, что национализм, который имеет место быть в современной России – русский, башкирский, татарский – это этнический национализм. И российскому обществу еще предстоит «созреть» до гражданского национализма. Современные российские ученые выделяют пять типов национализма: - классический этноприоритетный; - паритетный; - экономический; - защитный; - модернизационный или реформаторский. Однако массовым сознанием термин «национализм» по-прежнему воспринимается как оценочный с явным преобладанием негативизма. Трактовка национализма как возвышения одной нации над другой часто встречается и в политическом лексиконе элит. Национальное самоопределение – свободное выражение народом (этносом) своей воли относительно своего общественного и государственного устройства, распоряжения естественными богатствами своей территории, реализации своего социально-экономического и культурного потенциала. Национальное самоопределение – необходимое условие исторического утверждения нации. Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих представления членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о своем месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
|