КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национализм и экстремизм в межэтнических отношенияхИстория человечества с ее самого раннего – первобытнообщинного этапа и до современности изобилует проявлениями враждебных отношений между этническими группами. Нередко борьба за существование или за улучшение условий своей жизнедеятельности приводила к господству одного этноса над другим, а в отдельных случаях и к физическому уничтожению враждебной группы. Изучение конфликтных форм межэтнических отношений приводит к выводу, что при враждебных отношениях между этносами всегда присутствует особая сила, которая не только объединяет отдельных индивидов в один этнос, но и заставляет их действовать сообща для достижения определенной цели. Термин «национализм» появился в XVIII в. во Франции. Основное качество национализма заключается в его реальной способности объединять членов этноса для совместных действий. Такая его способность обусловлена этническим сознанием и опирается, с одной стороны, на естественный этноцентризм, а с другой – на этническую идеологию, вырабатываемую этническими лидерами. В соответствии с традицией советского времени в отечественной литературе национализм трактуется как отрицательное явление в жизни народа. Национализм – искусственное гипертрофированное противопоставление особенностей своей этнической группы своеобразию других народов. Проявления национализма всегда связаны с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма обусловлены аномальным состоянием сознания тех индивидов, которые выступают его носителями. Эта аномалия возникает в результате иррациональных психических процессов, для которых характерны некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей собственной и других этнических группах. Националистическая психология не возникает сама по себе. Она базируется на тех этнопсихологических явлениях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других этнических общностей, в негативное отношение к представителям других этнических групп, в готовность к предвзятому реагированию на информацию о своем и чужом этносе. Внешние признаки национализма наиболее открыто проявляются в поведении его носителей – в предвзятых высказываниях или поступках, которые означают непризнание прав других народов или народностей, служат установлению и поддержанию отношений неравноправия, выливаются в преследования и дискриминацию других народов. Как психологическое явление национализм обладает определенными свойствами и признаками, прежде всего устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятые националистические идеи очень трудно изменить, поскольку собственные установки негативного отношения к какой-нибудь этнической общности кажутся индивиду истинными, позволяют поддерживать отношения единомыслия с носителями аналогичных установок. Экстремизм национальный (лат. extremus – крайний) – практика приверженности решения межнациональных проблем и противоречий силовыми методами. Идейно национальный экстремизм представляет собой крайнюю форму этноцентризма. Чаще всего становление национального экстремизма начинается «сверху», с силовой национальной политики правящих кругов. Когда им удается привлечь к своим идеям большое количество сторонников, тогда национальный экстремизм получает большую поддержку «снизу» в форме фанатизма и распространяется на все сферы общественной жизни. Разумной альтернативой национальному экстремизму является политика межнационального согласия, достигаемая путем межнационального диалога.
|