Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОДЕЖДА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ




 

Расцвет древнегреческой культуры отно­сится к V-IV вв. до н.э. Греки достигли мно­гого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство мира.

Впервые в истории человечества в осно­ве эстетического идеала красоты человека лежала гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, широкий кругозор и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой силь­ного тренированного тела. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организо­ванность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

 

Одежда древних греков - хитон (мужской и женский)

 

Руководствуясь этими принципами, греки создали совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кус­ков мягкой, эластичной, прекрасно драпиру­ющейся ткани. Различают костюм доричес­кий, шерстяной - балканских греков (то есть живших на Балканском полуострове) и вытеснивший его ионийский, полотняный ­малоазийских греков (то есть обитавших в Малой Азии), точнее передававший формы человеческого тела.

Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, которая отнимала много време­ни. Эту работу обычно выполняли слуги. Строгость и простота костюма ценились более всего. Сама форма драпированной одежды способствовала выработке гордой и изящной осанки. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обуче­ния молодежи.

Одежду изготовляли из шерстяных, льня­ных или смешанных тканей. Если шерсть и лен были свои, то шелка и хлопчатобумаж­ные ткани привозили из стран Востока.

Уже с VI в. до н.э. свободные греческие мужчины носят широкий хитон (одежда из одного-двух кусков ткани, скрепленных на плечах двумя небольшими застежками ­фибулами) с поясом. Иногда хитон имел ко­роткие рукава, сделанные из того же куска ткани. Его обязательно надевали под доспе­хи. Хитон считался нижней одеждой, и взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах. Длина хитона зависе­ла от возраста его владельца: пожилые люди носили длинный хитон, а молодежь - более короткий. Обычно он доходил до колен.

Чаще всего (например, в Спарте) носи­ли только верхнюю одежду - плащ из прямоугольного куска ткани, или гиматий, в который можно было полностью завернуться. Чтобы он лучше держался на плечах, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы-утяжелители. Изящным считался ги­матий, доходивший до середины икр. Не­большие гиматии обертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку. В непогоду плащ накидывали на плечи. Кон­цы плаща легко перебрасывались на спину, если необходима была свобода движений.

Одежда ремесленников, рабов и крестьян была примерно такой же, как у государствен­ных деятелей и аристократов, но короче и проще и из более грубой ткани. Рабам одежду и обувь рабовладелец выдавал дважды в год. Голову простолюдина покрывал остроко­нечный войлочный колпак - пилос. Другим видом головного убора был фригийский кол­пак. Пастухи и вовсе одевались в козьи и ове­чьи шкуры. Собираясь в путешествие или са­дясь на коня, грек надевал прямоугольный плащ - хламиду родом из Фессалии (провинция Греции) с кистями на концах; петас - фетровую шляпу с загнутыми полями и низкой тульей (как у посланца богов Герме­са) - нередко ее носили на ремешке отбро­шенной за плечи; сандалии из кожи на проб­ковой или веревочной подошве, укрепленные на икрах ремнями, или короткие сапожки – крепиды. Высокие резные сапоги эндроминынадевали толькo на торжества и главным об­разом военачальники. Обувь использовалась только для выхода на улицу, а дома и бедные и богатые ходили обычно босиком.

Одежда белого цвета была привилегией аристократии; красные и желтые - жен­щин, зеленые, серые и коричневые - сель­ских жителей. Черные одеяния означали печаль и скорбь их обладателя. В хламиды пурпурного цвета могли облачаться лишь военачальники.

До совершеннолетия (16 лет) юноши носи­ли довольно длинные волосы, подхваченные обручем, после и в зрелом возрасте - корот­кие. Не часто стричься могли лишь люди преклонных лет. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась одним из признаков мужества. Обычай брить бороду возник толь­ко в эпоху Александра Македонского, то есть в конце IV в. до н.э.

Доспехи греческих воинов были легкими; отличались искусной отделкой и рациональ­ностью. Латы тяжеловооруженных бойцов (гоплитов) состояли из металлической кира­сы, украшенной рельефными изображения­ми; поножей и сандалий из толстой кожи на двойной кожаной подошве. К плечам и подо­лу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защища­ли плечи и нижнюю часть тела и в то же вре­мя не стесняли свободы движений. Составлен­ная из этих ремней юбочка называлась зомой.

Панцирь легких пехотинцев делался из очень толстой, иногда проклеенной, ткани па фетровой подкладке. У конницы поверх кирасы нашивались бронзовые бляхи в виде чешуек. Каждая местность Греции имела свою форму шлема: беотийский закрывал не только голову, но и нос и щеки, а гребень был украшен высоким султаном из конского хвоста или перьев; дорийский отличался низ­ко спускающимся забралом; коринфский почти полностью защищает глаза.

 

Воuн-гоплuт

 

Основным критерием женской красоты в Древней Греции была естественность пропор­ций тела; красивыми считались правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, большие выпуклые глаза и подчеркнуто округлая линия бровей.

Женская одежда, особенно в Ионии (Малая Азия) была разнообразна и не только изящна и сексуальна, но и богата и нарядна, так как для нее использовали очень тонкие, порой прозрачные ткани. Гречанки из Ионии носили разноцветные льняные хитоны с широкими длинными рукавами, крестообразно подпоясывающиеся на талии и под грудью. Обычно девушки подпоясывали хитоны на талии, а замужние женщины - под грудью. Бюст поддерживался широкой упругой лен­той - неким подобием современного лифчи­ка. Верхней одеждой служил также гиматий, он был меньше мужского и богаче украшен орнаментом.

Жительницы Балканской Греции предпо­читали хитоны и гиматии из шерсти - голу­бые, лиловые, желтые, пурпуровые, а на пра­здники или торжества - со сложным вытканным рисунком. Особым шиком среди гречанок-модниц (в частности, спартанок) считался пеплос - кусок прямоугольной ткани, застегнутый на правом плече. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахива­лась, и были видны нога и правое бедро. Мод­ным было сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ-гиматий - другого.

 

 

Древнегреческий плащ-пеплос

 

Для занятий гимнастикой молодые де­вушки надевали короткий хитон и для удоб­ства спускали его с одного плеча. Рабыни не имели права носить гиматий, а их хито­ны были намного короче, чем у свободных гречанок.

На солнце и в непогоду, в знак печали или по какой-то иной причине женщина могла закрывать лицо диплодием (диплодионом) - верхним свободно падающим отворо­том пеплоса, как головным покрывалом, ­столь он был просторен. Во время летней жа­ры поверх покрывала булавками прикрепляли изящную соломенную шляпку - фолию, предохранявшую лицо от загара.

Сандалии у женщин были намного изящ­нее, наряднее и мягче, чем у мужчин. Они также любили обуваться в шнурованные башмаки из красной свиной или телячьей кожи, плотно облегавшие ноги до икр. Обувь без каблука придавала походке плавность. Гетеры (позднее и куртизанки) носили обувь, подбитую гвоздями, шляпки гвоздей, отпеча­тавшись на земле, оставляли надпись: «Сле­дуй за мной».

Большое значение имело искусство при­чески. Наблюдательность, чувство меры и тонкий художественный вкус позволяли гре­чанке с помощью одной лишь изящной при­чески стать более красивой и стройной. Фор­мой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а потому и более гибкой шеи, отчего гречанки казались осо­бенно грациозными. Пластике женского те­ла греки придавали огромное значение. При­чески были разнообразны, но всегда гармони­ровали с одеждой, украшениями, фигурой и характером женщины.

Обычно греческие женщины носили длин­ные волосы. Традиционной считалась приче­ска из поднятых волос, поддерживавшихся гребнем, повязкой или сеткой; пряди волос закрывали лоб почти до бровей (высокий лоб у женщин-гречанок не считался признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, образуя так называемый греческий узел. Его скрепляли шпильками и узкими ленточ­ками. Короткие стрижки, украшенные обру­чем, встречались реже. Самыми красивыми считались светлые локоны, поэтому весьма популярна была окраска волос, особенно у аристократок. Отсюда пошло выражение «златокудрые греки».

Сложные прически, украшенные золоты­ми сетками и диадемами, были привилегией гетер, так же, как пестрая и яркая одежда. Внешний облик почтенных матерей знатных семейств отличался сдержанностью и скром­ностью.

 

Прическа гречанки

 

Гречанка считала свой туалет завершен­ным, лишь слегка освежив лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, она румянилась, подкраши­вала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах - лекифах, которые нередко представляли собой настоящие произведения искусства. Гречанки пользовались зонтиками, защищавшими от лучей солнца, и различными веерами, чаще всего в форме листа.

Тонкие и изящные ювелирные украшения из золота или его сплава с серебром - диаде­мы, шпильки, сетки для волос, серьги, брас­леты, ожерелья, застежки-фибулы и дру­гие - дополняли костюм гречанок. Особенно изящно выглядели браслеты в виде свернув­шейся змеи. Их надевали на руки у предпле­чья и запястья, а также на ноги у лодыжек. Разнообразные украшения в виде миниатюр­ных скульптурок Ники, Афродиты, лебедей из драгоценных металлов искусно оттеняли женственность и красоту гречанок, чей облик надолго стал идеалом женской красоты для европейцев. Несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты