КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВО ЧТО ОБЛАЧАЛИСЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Костюм жителeй Вечного города (так называли Рим) был, как и у греков, драпированный. Национальное своеобразие сказывалось не столько в покрое, сколько в отдельных видах одежды, в обычаях ее ношения. Представления о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Многочисленные войны закалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовало культа прекрасного человеческого тела, к тому же и климатические условия требовали сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм, за исключением военного, не позволял быстро двигаться. Идеалом римлян являлись суровые воины и величественные женщины. Римские матроны пользовались большим: уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции. Сложные одежды придавали фигурам римлян величественность и статику. Медлительность в походке, безукоризненность костюма, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Случалось, римляне не один час проводили перед зеркалом, занимаясь туалетом и отрабатывая плавные, исполненные достоинства жесты и позы. В ранний период своей истории римляне были умеренны в еде, а лишнюю одежду считали недопустимой роскошью. Прядение и ткачество были обязательными занятиями женщин и свидетельствовали об их добродетели: ведь эти работы требовали большого труда и терпения. Вплоть до превращения Рима в империю всю одежду делали дома матери, жены, сестры римлян. Основной одеждой римских мужчин была тога - огромный кусок шерстяной или льняной ткани шириной до 2 метров и длиной до 6 метров. Тога считалась символом гражданского достоинства. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Поначалу она была небольшой и накрывала фигуру подобно греческому гиматию. С ростом величия и могущества Рима увеличивался и размер тоги. Национальное самосознание сказывалось во всем внешнем облике римлян, придавая им представительный вид. Тога - символ зрелости, обладания правами гражданина Рима. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права. «Владыки мира - народ, одетый в тоги», - так гордо сказал о своих соотечественниках знаменитый римский поэт Вергилий. В торжественных случаях никакой плащ не мог заменить белоснежную тогу. Она была обязательной одеждой при посещении цирка, театра, судебного заседания, на встрече триумфаторов и т.д.
Римский патриций в тоге
У тоги отсутствовали швы - ее ткали целиком. Существовало несколько весьма непростых видов драпировки тоги. Тогу надевали настолько мастерски, что ткань держалась сама собой, без застежек или булавок. Чтобы придать более красивую и устойчивую форму складкам, в края тоги зашивали гирьки из свинца. Обычный цвет тоги - белый, для траурных одежд использовали коричневую ткань. Красота тоги оценивалась по ее белизне и изяществу драпировки, приемы которой были закреплены традициями и утверждены законами. Чтобы правильно надеть тогу (ведь ее размер достаточно велик) требовалась посторонняя помощь. В эпоху республики жены помогали мужьям надевать тогу, а когда Рим стал империей, эта обязанность пала на плечи рабов или рабынь. Искусные в этом деле рабы ценились очень дорого. Красиво надетая тога была как бы выражением достоинств ее обладателя, оценивавшегося по тому, как на нем сидит тога. (Несколько видоизмененную тогу в эпоху итальянского Ренессанса носили в виде плаща ученые.)
Римлянка в палле и с веером Домашней одеждой римлян была туника из шерстяных и льняных тканей различных цветов, похожая на греческий хитон. Но в хитон заворачивались, а тунику сшивали на плечах и надевали через голову, то есть она была накладной одеждой. Туника имела и символическое значение. Например, туника оранжевого цвета означала страдание. Ростом благосостояния объясняется обычай надевать несколько туник - одну на другую; так, император Август носил сразу четыре туники. Рядовые граждане Рима носили тунику до колен и далеко не всегда надевали тогу, довольствуясь небольшим плащом типа гиматия, а во время путешествий или в непогоду предпочитая пенулу - овальный шерстяной плащ с круглым вырезом для головы, иногда с пришитым капюшоном. Римляне носили шляпы и шапки, подобные греческим, а также фригийские колпаки, но обычно ходили с непокрытой головой. Общественное положение римлян отражалось в их костюме. На белых туниках и тогах должностных лиц были пурпурные полосы. Тунику с двумя широкими полосами носили сенаторы, с одной и двумя узкими - всадники (к ним принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др.). Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Юноши из аристократических семей надевали белую тогу римского гражданина после совершеннолетия (17 лет). Римская обувь - различные сандалии и башмаки со шнуровкой. По обуви судили о принадлежности к тому или иному социальному слою. Высшие слои общества наряду с сандалиями (солеа) носили кожаные ботинки (калцеи) - нечто вроде сапог, крест-накрест завязывающихся на икрах кожаными ремешками. У знати калцеи были из красной кожи с золотыми и серебряными украшениями, у всех остальных - из черной и без декора. Особую моду на обувь ввели актеры: они носили соцци - низкие плоские тапочки либо котурны - ботинки на высокой деревянной подошве, помогающей казаться выше. Позднее котурны стали обувью куртизанок эпохи Возрождения. Снимать обувь считалось неприличным даже дома.
Пенула - одежда рядового гражданина Рима
Уже в конце республиканского периода в одежде римлян происходят изменения. 3авоеванные восточные страны стали поставлять в Рим роскошные ткани, в частности тонкие и прозрачные шелковые, плотные и тяжелые парчовые, различных оттенков - от интенсивно-черного до бледно-розового. Торжественную пурпуровую тогу с золотыми нитями и такой же небольшой плащ, спускавшийся ниже колен - палудаментум, имел право носить только главнокомандующий во время войны. (При въезде с триумфом в Рим он его снимал.) В эпоху империи они являлись символом императорского достоинства. Из Рима палудаментум перешел к византийским императорам, став прообразом мантий европейских королей и императоров. На заре Римской республики воины носили короткую тунику без рукавов и плащ (трабея) из плотной шерстяной ткани. Поверх туники надевали кожаный панцирь (лoрик), усиленный металлическими пластинками. Шлемы были весьма разнообразны. Ноги в калигах - кожаных сандалиях с подошвой, подбитой гвоздями, и зашнурованных высоко над щиколоткой, - защищались поножами из толстой кожи или металла. По мере того как росли владения Рима, а войска уходили все в более дальние походы, менялись одежда и доспехи воинов. Последние стали более прочными, подвижными, а у полководцев богаче и искуснее украшенными. Став империей, Рим активно пополнял свои войска воинственными варварами германцами, галлами и др. У галлов были заимствованы короткие шерстяные плащи с капюшоном (сагум) и высокие кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве. Появились узкие, плотно облегавшие ноги до щиколоток штаны из эластичной шерстяной ткани (до этого римляне носили обмотки).
Римские легионер и гладиатор
Гладиаторский костюм во многoм повторял доспехи римских легионеров (форма щитов, поножи на левой ноге и др.), но имелись и отличия: левая рука защищалась металлическим рукавом (маникой); громадные шлемы делали голову неподвижной и были снабжены спереди решеткой; либо вообще глухие - без прорези для глаз, но с дырочками для дыхания. Зато грудь гладиатора всегда была обнажена. Костюм рабов (рабынь) состоял из одного хитона, а во время полевых работ - из набедренной повязки. Мужская прическа была очень простой - римляне долго носили короткие, гладкие волосы с челкой надо лбом, а усы и бороды бpили; нередко брили и голову, хотя в тогдашних условиях бритье отнюдь не было приятной процедурой. Позднее, по примеру некоторых императоров, появилась мода на короткую окладистую завитую бороду и усы, широко распространившаяся во всех слоях общества. Мужской костюм эпохи Римской империи дополнялся украшениями: перстнями, которые носили на четвертом пальце левой руки, браслетами, игравшими роль наградного знака, пряжками, круглыми медальонами «буллами», венками из живых цветов и листьев. Золотые венки надевали на полководцев-триумфаторов, а венки из плюща и фиалок возлагали на головы во время пиров. (В Древнем Риме пирующие возлежали на специальных ложах, опираясь на локоть левой руки, а обувь с них снимали рабы.) Костюм римлянок эпохи Республики обычно состоял из трех частей: нижняя туника из тонкой, мягкой, шерстяной ткани, верхняя - стола (нечто вроде широкой туники с пришитой по подолу плиссированной оборкой - инститой) из более плотной и палла - верхний плащ, подобный мужской тоге. Если туника имела рукава, то надевали столу без рукавов, и наоборот. Стола, подпоясанная под грудью, почти всегда окаймлялась цветной вышивкой по краям. Появляться в общественных местах без столы считалось неприличным. Римлянки зачастую дополняли костюм легким покрывалом типа вуали, иногда спуская его на лицо. Паллу носили вне дома и как покрывало для головы. В конце республиканского периода одежда римлянок становится роскошнее и утонченнее. Расширилась цветовая гамма тканей, теперь чаще встречаются коричнево-золотистые, лилово-зеленые, голубовато-серые тона. Влияние завоеванных стран Востока и Греции сказывается и в одежде. Почти все домашние заботы римские женщины перекладывают на плечи рабов. У римлянок появляется много свободного времени, они могут заниматься собой: своим телом, лицом, прической, нарядами, - словом, красотой. Изобретенные Востоком благовония и притирания наводняют Рим, будоражат мужчин призывно-томными ароматами. Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и ... необузданного разврата». Знатные римлянки увлекаются египетскими украшениями и прозрачными шелковистыми материями цвета морской волны с островов Эгейского моря. Общественные места становятся ареной соперничества состоятельных женщин, выставляющих на всеобщее обозрение не только свои изысканные наряды и драгоценности, но и легкомысленно задрапированные, (иногда прозрачными тканями) женские прелести. Позднее египетскую моду на прозрачные одеяния сменяет увлечение тяжелыми нарядами из затканного металлическими нитями шелка с цветным рисунком (влияние одежды народов Востока). Чтобы максимально долго сохранять стройность, римлянки туго бинтовали длинной полосой ткани особой выделки (зона) бюст и бедра. Ревниво следя за формой своей груди, они приподнимали ее надетой на голое тело повязкой из мягкой кожи (мамилларе), отдаленно напоминающей современный бюстгальтер. Пояс (строфиум) носили высоко, под грудью, зрительно удлинняя тем самым ноги и фигуру. На ноги надевали отделанные вышивкой и металлическими бляшками мягкие башмачки из тонкой плотно облегающей кожи. Чрезвычайно внимательно римские патрицианки относились к прическе. Их изобретательность в этом не знала предела. О прическах даже слагаются стихи и эпиграммы. Наиболее типичны мелкие кудряшки вокруг лба или «греческий узел» с прямым пробором. В моде была и круглая завивка с начесыванием волос. Не менее популярными, особенно в эпоху империи, считались высокие прически из локонов, создаваемые с помощью каркаса. Веерообразный каркас, похожий формой на русский кокошник, закрепляли надо лбом и на нем аккуратными рядами располагали локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывали на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, пользовались накладными.
Прическа римлянки
Светлые, золотистые волосы - мечта юных кареглазых римлянок. Добиваясь нужного цвета, они часами сидели на солнце, распушив пряди на большом круге над головой. (Таким же способом обесцвечивали волосы итальянки эпохи Возрождения.) Во времена расцвета империи прически становятся очень сложными, поэтому приходится использовать парики, особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцветных) волос, заимствованные в пору войн с германскими племенами. Ожерелья, цепочки, браслеты и перстни были любимыми украшениями римских знатных женщин. Великолепные изделия той эпохи соперничали с египетским ювелирным искусством, имевшим тысячелетнюю традицию. Римлянки-матроны во время беседы обмахивались опахалами-веерами из перьев, часто павлиньих, держа при этом в руке небольшой шар из янтаря, который, как считалось, приятно освежал руки. В период упадка Вечного города исчезает былая роскошь, в том числе и в одежде.
|