Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СВЕЖИЙ ВЕТЕР В МОДЕ ВРЕМЕН ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ




Французская революция 1789 г. сопро­вождалась не только переворотом в умах и сердцах людей, она привела и к смене моды.

В 1793 г. знаменитый французский живо­писец Жак-Луи Давид в качестве националь­ного костюма героической эпохи Французской революции предлагает костюм сине-бело-крас­ного цвета в античных традициях. Если в мужской моде эта попытка провалилась, то женская мода, наоборот, приняла культ античности безоговорочно.

Сметливый слабый пол, пользуясь под­вернувшимся случаем (демократическими веяниями Французской революции), мгновен­но сориентировался и раскрепостился. Жен­щины решительно отказались от корсетов, гро­моздких каркасов и подкладок в верхней одежде, предпочтя «греческую моду» - при­легающее платье из мягкой, свободно струящейся ткани. Новый силуэт платья потребовал изменения нижней одежды: теперь женщины довольствовались плотно облегающим трико телесного цвета (наподобие балетного) или во­все обходились 6ез него. Парижские остросло­вы шутили, что парижанке достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетой по моде.

Мода «а ля соваж», то есть нагая мода (самое легкое платье весило... 200 грамм!) унесла жизни многих женщин, едва достиг­ших 30-летнего возраста. Ведь если мужчины зимой предусмотрительно закутывались в теплые верхние одежды, то женщины, несмо­тря на категорические протесты врачей, хо­дили в «античных» одеяниях, прикрываясь лишь шарфом либо шалью или заимствованным из английского костюма спенсером - маленькой коротенькой курточкой. Дело до­шло до того, что в Париже даже появилась поговорка: «Нельзя быть модницей, не имея экипажа!»

Иностранцы приходили в ужас от смелости парижских модниц: туалеты, в которых они щеголяли, 100 лет назад не разреша­лось бы носить даже женщинам лёгкого поведения!

Платье парижанок, по сути, было ни чем иным, как муслиновой или тонкой полотня­ной длинной рубашкой (шмиз) с глубоким округлым декольте, короткими рукавами и поясом, помещенным под грудью. По форме и покрою шмиз был подражанием хитону (тунике) античных женщин.

Платья-шмиз разделялись на бальные, прогулочные и домашние. С помощью дерзкого шмиза революционно настроенные дамы выражали свои патриотические чувства. Яр­кими поклонницами и пропагандистками этой моды были парижские модницы и ко­кетки несравненные мадам Тальен и мадам Рекамье, считавшиеся «красивее капитолий­ской Венеры», столь идеальны были их фигу­ры. Прелестями их можно было любоваться всем, благодаря смелой моде «а ля соваж» (простое платье из прозрачного индийского муслина, одетое на голое тело).

Шмиз дoлго будет господствовать в моде: он переживет Французскую революцию, Конвент, Директорию и исчезнет только в эпоху наполеоновской империи, но долго останется в пользовании, уже как... неглиже.

Богато присборенная юбка шмиз спереди грациозно придерживалась рукой, так что но­га в тонком чулке телесного или белого цвeта, обутая по последней моде в плоскую туфельку без каблуков типа сандалии с завязками во­круг икр (каблуки снова войдут в моду лишь в середине XIX в.), была видна высокo над щиколоткой (по тем временaм - невиданная смелость!). Благодаря мягким туфлям походка женщины стала очень плавной, что считалось необходимым признаком хорошего тона.

Маленькая элегантная соломенная шляп­ка с козырьком, напоминавшая английскую жокейскую шапочку, либо пышная повязка со страусовыми перьями украшали голову модной парижанки. Для туалетных принад­лежностей использовались дамские сумочки в виде корзиночки или мешочка - ридикюли (то есть «смешные»).


 

Дама в платье-шмиз

 

Мода, хотя и экономила на материале, зато увлекалась драгоценностями и космети­кой. Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную античную скульптуру, вот почему она носила белую одежду и обильно пудрилась, причем пудрой покрывали не только лицо, но и открытые шею, грудь, спину, руки.

В период Французской революции мода изменялась чуть ли не ежедневно, возникая внезапно как отклик на то или иное событие и так же быстро исчезая. Так, после казни ро­ялистки (то есть сторонницы короля) Шар­лотты Кордэ, зарезавшей в ванне Марата, женщины-аристократки в знак солидарности с казненной стали носить на шее красное оже­релье или узкую полоску красной материи, напоминавшую след от ножа гильотины. Как-­то в моду вошла женская прическа «жерт­вы» - коротко остриженные волосы, что до этого времени считалось совершенно непри­личным. На затылке волосы выстригались, как у осужденных на казнь гильотиной.

Мужчины, прежде всегo энергичная мо­лодежь, поначалу увлекаются намеренно плохо сшитыми фраками из темного сукна с высокими плечами и широкими отворотами. Жилет с небрежной элегантностью застегива­ют через пуговицу. Штаны из светло-желтой замши (панталоны) удлиняются, их заправ­ляют в « гусарские» сапоги.

Но истинный фурор вызвала сyперэкстрава­гантная мода «инкруаяблей» (невероятных) - узкого круга щеголей, которые публично де­монстрировали неприятие каких-либо идеалов и норм поведения, завсегдатаев клуба или «ба­ла жертв», в который допускались только те, чьи ближайшие родственники погибли под но­жом гильотины. Их костюм состоял из широ­ченных панталон, короткого сюртука или фра­ка с гигантским воротником и лацканами, галстука размером с полотенце, закрывающего подбородок, накрахмаленного до каменной твердости воротника рубашки, более чем напо­ловину закрывавшего щеки, двухугoлки с пышным плюмажем и непременного лорнета на шее в массивной золотой оправе со стеклами вeличиной с блюдце, массивной суковатой ду­бины и обязательного белокурого парикa из во­лос казненной на гильотине Пpeкpacной Дамы!

 

 


 

Мода «инкруаяблей». Париж конца ХVIII в.

 

Не столь шокирующий, нo весьма вызы­вающий стиль в женской моде тех бурных лет назывался «мервейезы» (то есть дивные или чудесницы); емy следовала даже буду­щая императрица Фpaнции Жозефина Богар­нэ, первая жена Наполеона Бонапаpта.

Постепенно мода на экстравaгaнтность в мужском костюмe революционных и послере­волюционных лет вытecняется сдержанными и строгими aнглийскими костюмами из шерстя­ных тканей скромных неброских расцветок. К концу ХVIII в. мужская одежда начинает при­обретать мужественный и строгий вид.

Мужчины предпочитaют носить собствен­ные волосы, сильно завитые около ушeй, не изменяя их цвета; исчезают парики, косы и банты. В моду входит двухуголка oгpoмных размеров (прообраз более поздней знаменитой шляпы Наполеона Бонапарта).

 

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты