Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РОКОКО ОТ И ДО




Годы

На смену ослепительному красивому костюму эпохи барокко пришел интимный (личный, сокровенный) костюм эпохи рококо (от фр. rocaille - декоративный мотив в фор­ме раковины). Стиль рококо отличался при­чудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это вре­мя, когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчислен­ных празднествах, балах, маскарадах, охо­тах, пикниках и ... любовных приключениях.

Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственнос­ти. В центре внимания оказываются внут­ренний мир и переживания человека. Это наложило отпечаток и на характер костюма. В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчерки­вающую чувственные формы тела. Все, абсо­лютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седи­ну, щеки сильно румянили.

 

 

Мужской костюм стиля рококо

 

 

Движения, походку вырабатывали с учи­телями «хороших манер», даже сидя за сто­лом, ноги вставляли в специальные колод­ки, приучая их к «третьей позиции». «Хо­роший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия пыта­лась отмежеваться от набиравшей силу бур­жуазии. Недаром XVIII в. называли «га­лантным веком», веком пудры, кружев, ме­нуэта, веком ... женственного мужчины.

Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Офици­альная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности. А граф д’Артуа, будущий король Карл Х, в качестве пуговиц использовал маленькие часики в драгоценной оправе. Парадные пла­тья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торже­ственность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и ста­ли бoлee изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.

Это время, когда придворные острословы изощряются во фривольности: модные ткани нежно-зеленого и нежно-желтого цветов по­лучают почти неприличные игривые названия – «испачканный навозом», «кака дофина» (дофин - наследник престола) и т.д.

 

Бальное платье. Мода стиля рококо

 

Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, высоко приподня­тая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму. Во второй половине столетия юбка сильно рас­ширяется в стороны, ее круглая форма превра­щается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой ря­дом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку.

Иногда, вокруг талий просто укрепляли небольшие каркасики - фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Та­лия стянута корсетом, сильно приподнимаю­щим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом в форме каре. Вырез во­круг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то вре­мя. Эту моду ввела супруга Людовика XVI Королева Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым небольшим, но высо­ким бюстом. Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов. В новом женском наряде все построено на контрасте крайне ма­ленького лифа и немыслимо огромной, осо­бенно в ее нижней части, юбки.

Этот оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой причес­кой. Но уже во второй половине XVIII в. при­ческа снова «вырастает» вверх, иногда на вы­соту до 60 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры (легендарный Даже - личный куафер маркизы де Помпадур - всевластной фаворитки Людови­ка XV, блистательный Леонар Боляр - при­дворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах сво­их высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полуме­сяцем; даже целые корабли с поднятыми па­русами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры! Чего стоят одни только названия: « Чувствитель­ная», «Сладострастная» и т.д.

Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны (накладные воло­сы). Иногда в прическах закрепляли флаконы с водой, чтобы дольше не вяли живые цветы.

Для сохранения прически дамы вынужде­ны были спать на специальных подзатылоч­ных подушечках. Против паразитов, которые заводились в этих прическах, существовали острые чесальные спицы. На ночь рекомендо­валось надевать на большую прическу метал­лическую сетку, чтобы в волосах не заводи­лись мыши.

Вычурные прически, якобы придававшие своим обладательницам изысканный вид, не­пременно сочетались с особым гримом (румя­нами и белилами). Гримировались так силь­но, что порой мужья не узнавали своих жен.

Среди портных появились настоящие мастера своего дела, например, широко изве­стная тогда модистка Роз Бертэн, обслужи­вавшая саму королеву, вздорную и каприз­ную Марию-Антуанетту. Заносчивая и само­довольная, но, безусловно, талантливая, Бертэн была столь популярна в парижских верхах, что удостоилась неофициального ти­тула «министерши моды».

 

Костюм для верховой езды стиля рококо

 

Мужская мода первой половины XVIII в. так же причудлива, роскошна, декоративна и ... женственна. Мужчина становится более чем когда-либо похож на женщину: он напудрен и надушен; шпагу - последний признак мужественности и рыцарственно­сти - предпочитает не надевать; зубы его не только чисты, но, и набелены; лицо нару­мянено; пальцы в перстнях, а карманы - в безделушках.

Фалды камзолаприобретают форму юбки; штаны становится узкими, и обязатель­но дополняются белыми чулками; у жилета исчезают рукава; в костюме обильно исполь­зуются всевозможные ленты, кружева; пуго­вицы и даже воланы. Наиболее кардинально меняется прическа: практически исчезает за­вивка, дело доходит чуть ли не до прусской косы, завязанной черной ленточкой.

Только во второй половине XVIII в. муж­ской костюм начинает приобретать поистине мужской вид, освобождаясь от женских дета­лей. В конце концов, он превратится во фрак. Но это будет только в XIX в. А пока его все еще шьют из светлых нежных (пастельных) тонов атласа и сатина, тканей, мягких на ощупь и приятных для кожи тела.

Кстати, о цвете! Придворный этикет был строг в этом вопросе. Красный цвет, например, имели право носить только пожилые знатные женщины. Представляться ко двору полагалось только в черных платьях, отде­ланных белыми кружевами и т.д.

Получают распространение такие виды одежды, как манто - свободный плащ, плавно, без складок ниспадающий с плеч. А в 70-е годы входит в моду элегантный английский редингот, что-то среднее между сюртуком и пальто. Любопытно, что под влиянием литературных героев в моду входили различные виды одежды. Так, благодаря герою романа Гете «Страдания молодого Вертера» модным стал костюм из синего суконного кафтана с металлическими пуговицами и желтых кожаных штанов, служивших для утренних прогулок и верховой езды.

Большое значение придается мелким дополнениям (аксессуарам). К ним относятся веер, сумочка-«помпадур» для косметических мелочей, перчатки и муфта (большая - мужская и маленькая - женская). В это время по-прежнему очень увлекались лентами, украшавшими одежду сверху до низу, а также цветами, живыми и искусственными. Во Франции даже возникает обширное производ­ство искусственных цветов как наимоднейше­го дополнения к костюму. Появилась мода на тонкие трости с кисточкой, в том числе бам­буковые. А так как в 30-е годы ХVIП в. во­шел в моду нюхательный табак начали использовать табакерки и табакотерки. В 80-е годы очень популярным стал лорнет.

Особенно кокетливо выглядят туфли - маленькие и изящные, как и вообще весь ко­стюм, с глубоким вырезом и большим каблу­ком вычурно-изогнутой формы. У обуви нет задника, что создает впечатление маленькой ноги. Обычно туфли изготовляли из шелка, некоторые украшали вышивкой, лентами, пряжками и даже драгоценными камнями.

У мужчин черная обувь считалась парад­ной, коричневая предназначалась для прогу­лок; красная и белая была привилегией знатных дам.

В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделя­лось женскому нижнему белью - нижней юбке с распашной кофточкой - неглиже(от французского neglige - небрежный). Шелко­вое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам. Декольте делали более глубоким, открывавшим нижнюю ру­башку и почти весь бюст. В дамской одежде все явственнее проявляется элемент эротич­ности и сексуальности.

Поздно начинавшееся утро - оно называ­лось на светском языке «молодость дня» - изнеженные, утонченные дамы встречали, ис­ключительно в неглиже. Нарочитая небреж­ность, интимность неглиже проникает в каж­додневный костюм, привнося особый шарм и настроение. В неглиже начинают появляться на прогулках, мотивируя это «дурным наст­роением или плохим самочувствием».

Ближе к концу века в домашнем обиходе большой популярностью пользуется очень сексуальный костюм субретки (горничной) ­изящный чепчик, короткая верхняя юбка, кокетливо приоткрывающая нижнюю, и на­рядный передник.

Моду рококо перенимали все слои общест­ва. Она необыкновенно быстро завоевала мно­гие европейские страны. Этому в огромной степени содействовали и модные журналы – «Галерея мод» и др., модные календари, содержащие 12 рисунков мод по месяцам и адреса парижских портных, белошвеек, па­рикмахеров и парфюмеров, И, конечно, про­должавшие путешествовать «Пандоры», по­пулярные в европейских столицах. Ежеме­сячно они отправлялись по маршрутам «от Лондона до Петербурга».

 

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты