КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автора. 1. Современные теории художественного метода 5Стр 1 из 14Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора … 3
Глава I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ … 5 1. Современные теории художественного метода … 5 2. Творческая природа искусства и художественный метод … 19 3. Понятие о художественной системе … 51
Глава II. «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ … 73 1. Гуманистическое искусство эпохи Возрождения как художественная система … 76 2. Классицизм XVII века … 92 3. Искусство Просвещения. Метод, течения, направления … 98
Глава III. РОМАНТИЗМ … 128 1. Романтизм как художественная система … 130 2. Романтика. Направления и течения в романтизме … 163
Глава VI. Конкретно-исторические художественные системы XIX-XX веков … 176 1. Критический реализм … 184 2. Социалистический реализм … 224 От автора
Настоящая книга посвящена теоретическому исследованию основных закономерностей и форм исторического развития искусства. Кроме традиционных понятий метода, направления, течения, стиля, в которых обычно исследуются эти закономерности и формы, в книге вводится и теоретически обосновывается понятие художественной системы, которое обозначает здесь наиболее широкую форму конкретно-исторического художественного развития. В качестве таких художественных систем обстоятельно рассматриваются гуманистическое искусство эпохи Возрождения, классицизм, искусство Просвещения, романтизм, критический реализм, социалистический реализм. Выясняются общеисторические условия их возникновения, их устойчивые связи с однородными системными образованиями в других областях общественного сознания и деятельности, своеобразие их собственно художественного содержания и формы. В значительно меньшей мере, главным образом в виде общих соображений, в книге говорится о художественных системах античного и средневекового искусства, о барокко XVII — XVIII веков, о декадансе XX века. Художественные системы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в их взаимосвязи, то есть в их преемственности или противопоставленности друг другу. Показано, что вновь возникающие прогрессивные художественные системы в наибольшей мере отвечают запросам своего времени и поэтому являются для своей эпохи качественно новым этапом в художественном развитии человечества. Но это отнюдь не означает, что с появлением новой художественной системы ранее существовавшие механически уходят в прошлое. Каждая художественная система общечеловеческой значимости удовлетворяет вполне определенные духовные потребности людей, и поэтому, раз возникнув, она продолжает функционировать и в последующие эпохи и может возрождаться вновь, сосуществуя и взаимодействуя с другими, исторически более поздними худо-
жественными системами, особенно если эти последние не удовлетворяют или недостаточно удовлетворяют соответствующие духовные потребности людей. Конкретное исследование различных художественных систем осуществлено в книге главным образом на материале художественной литературы, но с учетом однородных явлений в других видах искусства и с непосредственными ссылками на них. Книга сложилась постепенно. Ей предшествовали публикации исследований по отдельным проблемам и отдельным этапам исторического развития литературы и искусства. Материалы этих исследований использованы и при подготовке настоящей книги, но лишь в той мере, в какой они соответствуют ее общей концепции и ее единому плану.
|