КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические занятия 8-9(Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)
Рассказ прыгает то назад, то вперёд, соединяя и сопоставляя самые отдалённые точки повествования, переходя часто от одной точки к другой совершенно неожиданно… Автор для того чертил в своём рассказе сложную кривую, чтобы уничтожить его житейскую муть, чтобы превратить её в прозрачность, чтобы отрешить её от действительности… Выготский Л.С. Психология искусства.
I. Предварительный экстралингвистический аспект. II. Жанровые особенности. III. Семантическое пространство текста рассказа. 3.1. Сильные позиции текста (заглавие, ключевые слова и др.) и их роль в выходе на основные концепты произведения. 3.2. Диспозиция и композиция изображённых в рассказе событий (с учётом исследований рассказа Л.С. Выготским и Л.Ю. Максимовым и собственными уточнениями). 3.3. Хронотоп и языковые средства репрезентации художественного пространства и времени. 3.4. Система персонажей (перечислить всех лиц, упомянутых в тексте произведения, обращая внимание на их обозначения, другие приёмы создания их характеров, место в сюжете) и анализ эмотивного пространства текста (выявить состав эмоций, связанных с каждым, сделать попытку выхода на авторское эмоциональное состояние). IV. Структурная организация текста рассказа. 1. Объёмно-прагматическое членение текста и его соотношение со ССЦ. 2. Структура повествования 4.2.1. Контекстно-вариативное членение текста. - указать, чьи точки зрения представлены в структуре повествования, соотнести их с системой персонажей; - определить приёмы выражения точек зрения и речевые средства, их выделяющие. 4.2.2. Роль рамочных фрагментов текста (4 начальных и последний абзац) в раскрытии точки зрения повествователя: - предметный образный ряд и его словесная реализация; - пейзажный образный ряд и его словесная реализация: - соотношение предметного и пейзажного рядов в начале и финале рассказа, символика образа «лёгкого дыхания»; - позиция повествователя и его тип. 4.2.2. Организация повествования в композиционных частях, предваряющих сцену диалога Оли Мещерской с начальницей. 4.2.3. Сцена диалога Оли с начальницей: - «говорящие» персонажи и их точки зрения в собственных высказываниях; - речь повествователя, «сопровождающая» высказывания персонажей; - точка зрения в абзаце, «разрывающем» диалог персонажей; - авторская точка зрения. 4.2.4. Способы передачи чужой речи в композиционной части «А через месяц после этого разговора…» (до дневника Оли). 4.2.5. Роль дневника Оли в структуре повествования. 4.2.6. Композиционные части плана классной дамы и особенности структуры повествования в них. 4.3. Коммуникативная организация текста. V. Выход на текстовую доминанту. VI. Вывод: роль «прыгающей» композиции в «уничтожении» «житейской мути» событий.
Список литературы
1. Бунин И.А. Лёгкое дыхание (по любому изданию). 2. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – М., 1995. – С. 21-22. 3. Выготский, Л.С. Психология искусства (глава «Лёгкое дыхание») / Л.С. Выготский. - М., 1986. 4. Максимов, Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание») // Русск. яз. В школе.-1993.- № 6. – С.3-12. 5. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина.- М., 2003. – С.92-101. 6. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – СПб, 2002 (или М., 1970).
Практическое занятие 10 (Пьеса А. Вампилова «Утиная охота») I. Предварительный экстралингвистический аспект. II. Жанровые особенности. III. Семантическое пространство текста пьесы. 3.1. Сильные позиции текста (заглавие, ключевые слова и др.) и их роль в выходе на основные концепты произведения. 3.2. Анализ событийной основы, определение конфликта. 3.3. Особенности архитектоники: · определение ведущего композиционного принципа; · соотношение сцен-воспоминаний и сцен, изображающих настоящее Зилова (с учётом ремарок), языковые средства репрезентации художественного времени; · основные пространственные образы пьесы, их символическое значение и языковые средства репрезентации; · соотношение временного и пространственного планов. 3.4. Система персонажей, приёмы создания образов, анализ эмотивного аспекта пьесы и определение пафосных начал. IV. Анализ структурно-языкового уровня: 4.1. Особенности организации дополнительного текста, его связь с основным. 4.2. Соотношение ССЦ с речью действующих лиц. 4.3. Своеобразие контекстно-вариативного членения речи (степень соответствия точек зрения и субъектов речи, речевая индивидуализация). V. Функционально-коммуникативный уровень; выход на текстовую доминанту. VI. Интертекстуальные связи текста. VII. Обобщающий экстралингвистический аспект (предполагаемая концепция мира и человека в произведении с учётом совмещения элементов разных художественных направлений).
|