КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие 12Анализ стихотворной драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» I. Предварительный экстралингвистический аспект. II. Типологические особенности (жанр, направление). III. Семантическое пространство текста. 3.1. Сильные позиции и их роль в выходе на основные концепты пьесы. Символика заглавия пьесы («маскарадность» как принцип жизни). 3.2. Особенности сюжета, конфликт внешний и внутренний в драме «Маскарад», романтическое и реалистическое начала в конфликте. 3.3. Своеобразие хронотопа и языковые средства его репрезентации. 3.4. Автор и действующие лица пьесы: · образ Арбенина: а) внутренняя близость героя и автора (сопоставить монологи Арбенина со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно», «1 января», «Дума» по характеру лирического переживания и языковым и ритмическим средствам его выражения); б) исключительность и противоречивость характера героя (сопоставить монологи и реплики в диалогах, обратить внимание на недосказанность в подаче прошлого героя, определить функцию образа Неизвестного; в) характер противостояния героя миру. · изображение светского общества: а) образ света в указанных выше стихотворениях; б) элементы реалистической индивидуализации характеров в образах Звездича, Казарина, Шприха; в) условно-романтический образ Нины как чистой жертвы жестокого равнодушного и пошлого света; г) схематическое изображение безымянных эпизодических персонажей. IV. Анализ структурно-языкового уровня. 4.1. Традиционное и авторское в общей композиции пьесы (действия, сцены, выходы). Соотношение основного и дополнительного текста. 4.2. Возможности разностопного ямба в создании непринуждённо-светской атмосферы. 4.3. Соотношение ССЦ с речью действующих лиц. 4.4. Своеобразие контекстно-вариативного членения речи (степень соответствия точек зрения и субъектов речи, степень речевой индивидуализации). V. Функционально-коммуникативный уровень; выход на текстовую доминанту. VI. Интертекстуальные связи текста. VII. Обобщающий экстралингвистический аспект (предполагаемая концепция мира и человека в произведении). Список литературы
Коллоквиум по введению в литературоведение Проблемы условности в художественной литературе
Общие вопросы 1. Что такое прототип? Чем отличаются прототипические образы от собирательных? 2. В какой мере можно говорить о жизнеподобии в искусстве и конкретно в художественной литературе? 3. Чем отличается вторичная условность от первичной? 4. К какому виду условности относится гипербола? Что это такое? 5. Чем отличается гипербола от фантастики и гротеска? 6. Что такое фантастика? Назвать основные типы фантастических образов. 7. Что такое гротеск? 8. Назвать основные формы иносказаний. Чем они отличаются друг от друга?
1. Введение в литературоведение/под ред. Л.М. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. 2. Есин, А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта. Наука, 2000. 3. Литературный энциклопедический словарь/под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.- М.: Советская энциклопедия, 1987. 4. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство А.Ф. Лосев. – М., 1976.
Вариант 1 1. Можно ли говорить о тождественности иносказания и фантастики? 2. Может ли быть прототип у фантастического персонажа? 3. Какая литературная фантастика – содержательная или формальная – ближе к мифологической? 4. Всегда ли гротеск фантастичен? 5. Может ли гипербола быть гротескной? 6. Какие виды условных образов и какие типы фантастических использует в своем творчестве Н. В. Гоголь? 7. Почему нельзя повесть Н. В. Гоголя «Нос» назвать литературной сказкой? Научной фантастикой? Тексты: Гоголь Н. В. Нос. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Мертвые души. Вариант 2 1. Чем отличается собирательный характер от образа-персонажа, имеющего два прототипа? 2. В каком жанре обязательно присутствует литературный прототип? 3. Могут ли быть жизнеподобные элементы в замкнутом фантастическом пространстве? 4. Всегда ли гротескна фантастика? 5. Какой вид иносказания больше похож на сравнение – аллегория или символ? 6. Какие виды условных и фантастических икакие типы фантастических образов использует в своем творчестве М. А. Булгаков? 7. Есть ли элементы научной фантастики в повести М. А. Булгакова «Роковые яйца»? Что отличает данное произведение от содержательной научной фантастики? Тексты: Булгаков М. А. Роковые яйца. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Багровый остров (повесть или пьеса).
Вариант 3 1. Можно ли только по тексту произведения определить, есть у героя прототип или нет? 2. Можно ли только по тексту произведения определить, жизнеподобный образ или фантастический? 3. Как менялось содержание термина «гротеск» в процессе развития искусства? 4. В каких жанрах используется фантастика? 5. Какой вид иносказания используется в баснях? 6. Какие виды условных образов и какие типы фантастических использует в своем творчестве М. Е. Салтыков-Щедрин? 7. Что отличает сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» от народной сказки? Тексты: М. Е. Салтыков-Щедрин. Как мужик.... Премудрый пескарь. История одного города. Литература: 1. Введение в литературоведение/под ред. Л.М. Чернец. – М., 1999. 2. Есин, А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М., 2000. 3. Литературный энциклопедический словарь/под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.- М., 1987 (соответствующие термины). 4. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство А.Ф. Лосев. – М., 1976. 5. В данном пособии – I.4.
Коллоквиум по русскому стихосложению Реформа русского стихосложения 1. Русское стихотворство до XVIII века. Утверждение и развитие силлабического стихосложения в русской поэзии. Вклад А.Д.Кантемира в теорию и практику стихосложения. 2. Причины реформирования русского стихосложения, основные этапы реформы: а) основные положения трактата В.К.Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г.); б) основные положения трактата М.В.Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.); в) сопоставление положений. 3. Вклад А.П.Сумарокова в теорию и историю русского стихосложения.. 4. Значение реформы Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова для теории и практики русского стихосложения.
|