КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема комплексного филологического анализа произведенияI. Уточнить время создания, место произведения в творчестве автора и литературном процессе (с учётом художественного направления)[17]. II. Определить жанр произведения с учётом родовой принадлежности, жанрообразующего начала и дополнительных признаков. III. Предварительный анализ концептуального уровня. 1. Определение проблем и типа проблематики. 2. Выход на семантику текста через его сильные позиции (заглавие, ключевые слова и др.) 3. Уточнение смысловой роли элементов паратекста (если они есть). 4. Предварительное определение ведущего типа содержания (пафоса) и художественного направления. IV. Анализ уровня объектной организации произведения. 1. Определение кадров внутреннего зрения 2. Исследование сюжетной организации: в эпосе и драме – с определением типа сюжета, конфликта, сюжетных и (если есть) внесюжетных элементов; в лирике – наличия/отсутствия событийности как вспомогательного элемента или сюжетной ситуации. 3. Анализ архитектоники: особенностей хронотопа и языковых средств выражения пространства и времени. 4. Анализ системы персонажей (в эпосе и драме) и приёмов создания их характеров, форм «замещения» автора (в эпосе и лирике), эмотивных состояний «заместителей» автора (повествователя, лирического героя) и персонажей. V. Анализ уровня субъектной организации произведения (структурно-языкового). А. Лирическое произведение: · анализ стихотворных ритмических показателей; · соотношение объёмно-прагматического членения текста со структурно-смысловым (ССЦ); · анализ речевой организации лирического монолога и дополнительных (если есть) контекстов. Б. Эпическое произведение: · анализ объёмно-прагматического членения текста и его соотношения с сюжетной организацией и архитектоникой; · соотношение объёмно-прагматического членения текста со структурно-смысловым (ССЦ); · анализ структуры повествования: потока речи повествователя (повествователей); речевой организации образов персонажей; соотношения «точек зрения» и голосов. В. Драматическое произведение: · анализ организации дополнительного текста; · анализ ритмической организации речи; в стихотворной драме – размерного ритма, рифмы, соотношения стихов (строф, если есть) с репликами и монологами действующих лиц; · анализ соотношения структурно-смыслового членения (ССЦ) с монологами и репликами в диалогах (полилогах) действующих лиц; · анализ контекстно-вариативного членения произведения (степень соответствия точек зрения и субъектов речи, наличие или отсутствие резонёрства, наличие или отсутствие индивидуализации речи действующих лиц). II. Рассмотреть функционально-коммуникативный уровень текста и выйти на текстовую доминанту. III. Выявить интертекстуальные связи текста произведения с другими текстами: найти различные варианты связей (цитаты, аллюзии, реминисценции, эпиграфы, пересказ, «точечные цитаты» и др.) и определить их функции в данном произведении[18]. IV.С учётом проведённого исследования сделать заключительный вывод по концепции произведения[19].
|