КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идея богочеловечества (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.). Философия свободыФ.М.Достоевский и Л.Н.Толстой создали своеобразные религиозно-философские учения, оказавшие значительное влияние на развитие философии. Свои идеи они излагали в художественных произведениях, критических статьях. Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а опоре на русскую «национальную почву» - обычаи и традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которым пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе и Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все. Он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека. Для Достоевского на первом месте стоит постижение человека, истоков действительно положительной личности. Л.Н.Толстой (1828 – 1910). Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем. Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни – это самосовершенствование. Главное зло на Земле – смерть и насилие. Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. Государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование. Все необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической революции и т.д. («Толстой как зеркало русской революции» В.И.Ленин). Толстой провидчески предупреждал о необходимости пресечения катастрофической русской "цепочки" - насилие за насилие, зло за зло. Его теория непротивления злу, вульгарно понятая современниками, была глубока, значительна, прогностична для всей последующей духовно-культурной ситуации в стране. Толстой считал, что злу должны быть противоспоставлены ненасильственные, праведные средства, которые и должны разрешать противоречия, конфликты, драматичные ситуации. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 году Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. Толстой – это понимание Христа не как Бога, а как человека, научившего других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием – принципа, который восходит к конфуцианству, буддизму, даосизму. Для Толстого на первом месте стоит этика в ее религиозной форме.
|