КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русский космизм – оригинальное направление в философии (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).Через всю мировую культуру, как восточную, так и западную, начиная с глубокой древности, проходит идея понимания мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. Такому пониманию присуще ощущение глубинной причастности человека космическому бытию. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Космизм как способ философствования ярко представлен уже в древнегреческой философии, но в ней почти не была представлена идея превращения человека в активную космическую силу. Однако. Уже в мифах, религиозных обрядах представлены способы воздействия на космические силы в желаемом для них направлении. Во второй половине 19 века космизм приобретает антропологический характер. В зарубежной философии это направление представляют Э.Леруа, Тейяр де Шарден и др. В России с середины 19 века начинает формироваться уникальное космическое направление научно-философской мысли, которое в 20 веке становится значительным философским направлением. В русской философии космизм предстает как развитая идея единства мира, науки и философии. В рамках этого направления выделяются 3 течения: 1) естественно-научное (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский и др). 2) религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.Н.Булгаков и др.). 3) поэтически-художественное (В.А.Левшин, В.Ф.Одоевский, С.П.Дьячков, А.В.Сухово-Кобылин и др.) В последние десятилетия идет процесс переосмысления идей русских космистов. В России и за рубежом выходят публикации о русском космизме, в России основано Федоровское общество (президент - д.филос.н. С.Г.Семенова, автор трудов о Н.Федорове и космистах). Интерес к космизму не случаен. Он объясняется тем, что в современную эпоху нарастает угроза глобального экологического кризиса, все более актуальной становится проблема взаимоотношения общества и природы. Целью русского космизма является построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Космизм ставит проблему единства космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Главными проблемами космизма являются: à связь человеческого сознания (души) и космоса, à место разума во вселенной, à новая космическая этика, à множественность разумных миров и единство всех слоев бытия, à целостность восприятия мира и проблемы понимания, à тема «живого космоса», всеобщности («всюдности») жизни, à тема кочующего человечества à проблемы развития космонавтики и др.
К.Э.Циолковский (1857 – 1935) Сторонник идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. Он считал, что основа материи состоит из мельчайших частиц – атомов, которые, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. Космос, по его мнению, живой по своей сути и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Он верил в возможности науки и техники, возможность человека покорить космос и общаться с другими цивилизациями. А.Л.Чижевский (1897 – 1964) Создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции). Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.
|