Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


М.В.Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель.




М.В.Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в философии.

М.В.Ломоносов отстаивал идеи деизма и теорию двойственной истины, первым в России воздвигшим «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а шел от теории, логического обобщения, которое и позволяло строить философию природы на основе материи, которой обусловливается «все, что есть, и происходит в телах». Материя вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов», а теория воображения глубоко вскрывала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эстетического отношения к действительности. Он не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты. В философии Ломоносова также уделяется большое внимание этике, морали, нравственности.

Он выдвинул атомистическую («корпускулярную») теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение к Богу у М.В.Ломоносова – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхестественной силой и возможностями.

В.Ф. Войно-Ясенецкий, рассматривая проблему взаимоотношения веры и науки, писал: «Что же касается вопроса o взаимоотношении ее c наукой, то лучше всего дать слово основоположнику нашей науки M. B. Ломоносову. Поскольку еще в его время были люди, стремившиеся поссорить верy c наукой, Ломоносов писал: «Правдa и вера суть две сестры, родные дщери Одного Вcевышнего Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду вскинет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого междоусобия» (M. B. Ломоносов). А вот слова M. B. Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги; в одной показал Свое величество, a другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его создания, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая - Священное Писание. B ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. B сих пророческих и апостольких боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковые учители >. А в книге сложения видимого мира сего суть: физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. He здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии и химии. Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития c волею Божиею согласованного. Астрономы открывают храм Божественной силы и великолепия, изыскивают способы их ко временному нашему блаженству, соединенному c благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обе обще удостовеpяют нaс не только токмо в бытии Божием, но и o несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать плевелы и раздоры» (M. B. Ломоносов).

Материалистические взгляды М.В. Ломоносова проявились, прежде всего, в его понимании природы.

Причины различных заболеваний М.В. Ломоносов видел преимущественно в окружающей человека среде – негигиеническом образе жизни, антисанитарных обрядах, дурных привычках и т.д. Он писал, что с началом весны, «когда все скверности, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам… в желудок, в легкие, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, порождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить далее»[1].

Большое внимание М.В. Ломоносов уделял питанию, считая правильный его режим важнейшим оздоровительным условием. Он считал посты серьезным болезнетворным фактором и предлагал изменить их сроки. Он считал, что сроки постов были механически перенесены в Россию из Германии с ее теплым климатом и богатой растительностью. В Греции посты совпадают с пробуждением и расцветом природы, дающим пищу. В России же посты совпадают, как правило, с холодным временем года, когда пищевые запасы и их количество резко понижаются. Различные же обряды, связанные с изменением питания, по мнению Ломоносова, ведут не только к высокой заболеваемости, но и часто смертности.

Для устранения причин высокой детской смертности М.В. Ломоносов предложил провести ряд мероприятий государственного масштаба. К ним относится издание книг о лечении «младенческих болезней», продажа доступных по цене лекарств, издание на родном языке наставлений о «повивальном искусстве», организация приюта для внебрачных детей и т.д.

Ломоносов говорил о негативных последствиях обряда крещения для здоровья детей. Он писал: «…Невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней… Затем, что холодная исшедшему недавно из теплой материнской утробы младенцу, конечно, вредна»[2].

Выходец из народа, М.В. Ломоносов высоко ценил рациональный опыт народной медицины, искусство лекарей, повивальных бабок и т.д.

В своем письме графу И.И. Шувалову, вошедшем в историю под названием «О сохранении и размножении российского народа», М.В. Ломоносов писал, в частности, о необходимости резкого увеличения подготовки и выпуска отечественных врачей, докторов медицины и аптекарей. Ломоносова, по инициативе которого в МГУ сразу при открытии его начал работать медицинский факультет, считают основоположником медицинского образования в России.

В работе М.В. Ломоносова «Курс историко-физической химии» (1752) выражена точка зрения ученого на живой организм. В живых органических телах «…волокна, протоки, сосуды, соки в них обращающиеся должны все рассматриваться как одно целое». Отсюда следует понимание Ломоносовым болезни. Он считал, что ее следует рассматривать не только как местный, сугубо локальный процесс, а прежде всего как заболевание организма в целом. Находясь на позициях прогрессивного для того времени гуморального направления в патологии, М.В. Ломоносов считал, что болезнь возникает от образующихся в теле нашем «повреждений жидких материй».

В области биологии Ломоносов рассматривал проблемы с материалистических позиций. Исходя из своей корпускулярной теории строения мира, Ломоносов выдвинул идею единства строения различных организмов. Организмы «… суть весьма тонкие и невидимые простым глазом пузырьки и трубочки, составляющие твердые части животных и растительных вещей», - писал Ломоносов в «Слове о пользе химии» (1751). Идея движения корпускул, перенесенная на мир животных и растительных организмов, все более принимала форму тезиса об изменчивости данных корпускул.

Материалистические взгляды позволили М.В. Ломоносову подойти к рассмотрению этиологии и патогенеза ряда заболеваний, особенно психических. Причину эпидемий он, например, видел не в происках злого духа, а в изменении качества воды, продуктов питания, делающих их причинами заболеваний человека. Отмечая роль микроорганизмов («червей» по действовавшей в 18 в. классификации К. Линнея), Ломоносов фактически сделал шаг к созданию бактериальной теории болезней, утвердившейся в медицине только через два столетия. В противоположность господствовавшему религиозному объяснению различий между животным и человеком, Ломоносов пишет о сходстве, единстве и генетическом родстве жизненных процессов в организме человека. В своей работе «О нечувствительных физических частицах» он писал: «…По словам Ньютона, дыхание одинаково в человеке и животном».

Рассматривая неразрывную связь и взаимовлияние различных наук, М.В. Ломоносов особо подчеркивал роль физики и химии в поступательном развитии медицины. Он писал о том, что химия позволяет раскрыть особенности различных процессов в организме, изготовить лекарственные препараты из трав и минералов. «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может»[3].

Естественнонаучные открытия и теоретические обобщения, сделанные М.В. Ломоносовым, позволяли по новому понять и осмыслить многие процессы и явления биологии и медицины. В частности, разработка физических основ горения и окисления позволила глубже понять процесс дыхания. Открытие закона сохранения вещества и движения, внедрение в химию количественного анализа, явились важным этапом в подготовке углубленных биохимических и физиологических исследований организма. Вся передовая медицина второй половины 18 и всего 19 веков испытывала непосредственное влияние материалистической философии М.В. Ломоносова.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты