КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западники и славянофилы в русской философии.Середина XIX века в России – это время образования двух мировоззренческих, философских направлений – славянофильства и западничества. Западничество – движение русской общественной мысли 40-50 гг. 19 в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею «европеизации» России, начатую еще государственными, политическими и церковными реформами Петра 1. На этом пути, как считали западники, Россия должна в исторически короткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х годов, под влиянием прежде всего европейской революции 1848 г., западничество, как антифеодальная и антикрепостническая идеология, разделилось на два крыла: умеренно-либеральное (П.В.Анненков, В.Д.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев). Все философские построения А.И.Герцена пронизывает идея единства – единства природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма. Народничество(60-80 гг. XIX в.) как направление русской философии выросло из учения А.И.Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях. Сформировалось русское народничество в своих трех вариантах: П.Н.Ткачев – «революционный макиавеллизм» и «якобинство»; П.Л.Лавров – «критически мыслящая личность», претворял в своей деятельности субъективистское начало; М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин – анархизм. Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х годов 19 века, выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству, т.е. ориентации общественного сознания на западноевропейский (буржуазный) путь развития. Теоретики славянофильства: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Они разрабатывали его философскую основу в духе идей византийской патристики и православия, стремясь таким способом преодолеть односторонний логицизм и рассудочность европейской философии и культуры, противопоставив им учение о единстве духа (ума, чувства и воли). Соборность, или общинность, единство, свобода, любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные идеи А.С.Хомякова. И.В.Киреевский разрабатывал принцип целосности – единства истинной духовной и естественно-жизненной сфер жизни человека.
|