Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основания науки




СНМ (Стиль научного мышления). Это методологические основания (М.О.), которые определяют познавательную деятельность ученого со стороны методов исследования, описания и выражения знания: -нормы доказательности и обоснованности знания; -нормы объяснения и описания; - нормы построения и организации знания. НКМ (Научная картина мира). Это концептуальные основания (К. О.), которые определяют видение учеными своего предмета исследования: - образ исследуемой реальности; - представления о фундаментальных объектах мира. Философские основания науки(ФОН). Это образ науки (О.Н.). ФОН вписывают достижения науки в культуру за счет того, что философия обосновывает ценность научных новшеств для культуры вообще.

Научные революции вызывают изменения:

концептуальные (понятийные), т.е. преобразуются исходные принципы некоторой науки, наиболее общие и существенные представления о строении и закономерностях исследуемой области реальности.

методологические, т.е. меняется стиль мышления и критерии научности.

мировоззренческие изменения представлений всего общества о мире. Например, коперниканская революция, открытие клетки, дарвиновское учение привели к формированию диалектического мировоззрения.

Научная революция – это длительный процесс, причем он может не осознаваться сообществом ученых. Исследователь, внося какие-либо изменения, может думать, что работает в рамках устоявшейся традиции, и неадекватно оценивать последствия своего открытия. Эйнштейн, например, считал, что завершает предыдущий этап развития.

Научную революцию не следует рассматривать как одномоментный акт: от первой стадии выдвижения и обоснования новой идеи до последней, когда идея становится признанной, могут пройти десятилетия.

Типология научных революций.В научных революциях могут меняться и методологические, и концептуальные, и философские основания одновременно, а могут и по отдельности, поскольку между М.О., К.О. и Ф.О. нет жесткой связи.

Выделяют следующие типы научных революций:

дисциплинарные,частнонаучные революции. Меняются К.О. Например, смена механической картины мира электродинамической картиной во второй половине 19 в. СНМ не поменялся принципиально, поменялись лишь некоторые нормы объяснения: концепция частиц сменилась концепцией поля; принцип дальнодействия – принципом близкодействия.

общенаучные.Меняются и К.О., и М.О. одновременно. Например, переход от классической физики Ньютона-Галилея к квантово-релятивистской физике Эйнштейна-Бора.

локальная.Меняются М.О., т.е. системы познавательной деятельности, способы производства научного знания, а все остальное остается без изменений. Для решения теоремы Ферма немец Куммер предложил новый метод: ввел понятие идеальных чисел, в результате возникли новые разделы математики.

глобальная.Меняются и К.О., и М.О., и образ науки. Здесь меняется облик науки в целом и определяется будущее направление развития всей науки.

Серии локальных революций (начинаются, как правило, в лидирующих науках) могут привести к глобальным революциям. Например, революции в физике вызвали революции в астрономии и биологии, а затем и к глобальной революции.

В истории науки выделяют 4 глобальные революции, непрерывно следующие одна за другой на протяжении 17-го – 20-го веков.

K ним относятся:

- возникновение классической науки (1-я глобальная революция);

- переход к дисциплинарно-­организованной науке (2-я глобальная революция);

- становление неклассической науки (3-я глобальная революция);

- переход к постнеклассической науке (4-я глобальная революция).

Сущность этих революций:

1-я глобальная революция произошла в 17 веке и привела к созданию классиче­ской науки. Для классической науки характерны следующие три особенности:

1) из научного объяснения исключалось все то, что относится к субъекту познания и применяемым им исследовательским средствам и процедурам. Это считалось необходимым условием достижения объективного знания;

2) в основу объяснения всех явлений природы закладывались принципы и нормы механики. Механическая картина мира признавалась основополагающей для всех наук;

3) признавaлась суверенность (независимоть) познающего разума в отношении к позна­ваемой реальности. Разум рассматривался как находящийся вне этой реально­сти и изучающий ее как бы со стороны, обособлено от нее.

2-я глобальная революция имела место в конце 18-го - начале 19-го века и выражалась, во-первых, в замене механической картины мира дисциплинарными картинами мира, вырабатываемыми каждой наукой; во-вторых, в смене механического подхода к явлениям, другими способами объяснения реальности, в частности эволюционным подходом (в биологии и геологии). Однако эти изменения происходили внутри клас­сического типа науки и не выходили за ее рамки. 2-я глобальная революция означа­ла не смену классической науки, а дальнейшее ее развитие.

3-я глобальная революция происходила c конца 19-го - до середины 20-го века и привела к появлению принципиально новой, так называемой неклассической науки. Характерными чертами этого типа науки являются следующие:

- признание плюрализма (множественности) истины;

- включение и учет в структуре научного познания методов и исследовательских средств субъекта познания;

- включение и учет в процессе познания самого познающего субъекта;

- переход к интегральной картине мира, формируемой усилиями всех наук;

- учет связей между новой и предшествующей теорией, выражающейся в принципе соответ­ствия (старая теория является предельным случаем новой теории).

4-я глобальная революция началась во 2-й половине 20-го века и продолжается до сих пор. Она связана со становлением нового типа научности, получившего на­звания постнеклассической науки. Суть этой революции состоит в преобразовании, в качественном изменении следующих компонентов науки:

1) изменение средств получения знания, выражающееся в применении компью­терной техники, в использовании приборных комплексов и т.п.;

2) изменение характера научной деятельности, выражающееся в переходе к меж­дисциплинарным ее формам, к комплексным исследовательским программам;

3) соединение теоретических исследований с экспериментальными;

4) переход к глобальному эволюционизму, выражающемуся в соединении прин­ципа эволюции с принципом системного подхода с миру;

5) усложнение познавательных объектов, переход к системным объектам, к ис­следованию сложных развивающихся систем и подсистем.

Типы научной рациональности.Под научной рациональностью понимается общий образ научного мышления, лежащие в основе научного познания принципы и посылки. Это система подходов в научном познании, применяемая на том или ином этапе его развития. Выделяют 3 исторических типа научной рациональности, неразрывно связанные с глобальными научными революциями, и последовательно сменявшие друг друга в процессе развития техногенной цивилизации. Ими являются:

1) классическая рациональность, свойственная додисциплинарному и дисциплинарному состоянию науки;

2) неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке;

3) постнеклассическая рациональность, соответствующая современной науке. Историческая смена этих типов рациональности в ходе развития науки, не вела однако к полному их устранению, научная рациональность не ступень ракеты, целиком отбрасываемая после ее испытания. Приходя на смену предыдущему, новый тип рациональности не отбрасывал этот предыдущий, а только ограничивал сферу его применения. Ньютоновская механика не канула в лету, она продолжает работать и сейчас, но в соответствующей сфере. Классическая наука продолжает сохранять свое значение при решении определенных нормативных задач. В свою очередь, по­стнеклассическая наука не уничтожила неклассическую, ее познавательные установ­ки лишь утратили свое доминирующее положение. Исходя из существа научных ре­волюций, суммируем характерные черты этих типов рациональности.

1. Для классического типа рациональности характерно элиминирова­ние, устранение из теоретического объяснения субъективного фактора, т.е. субъекта познания и средств его деятельности. В классической науке субъективный фактор выносится за пределы познания, выключается из него. Это признается необходимым условием получения истинного знания, без этого достижение научной объективно­сти считается невозможным. Классическая наука смотрела на мир и воспринимала его как бы со стороны, не соотнося с ним познающего человека. Для нее мир это од­но, а человек, изучающий этот мир, нечто другое. Познающий субъект - исследова­тель, полагал себя стоящим над этим миром, а не вписанным в познаваемую им природную реальность.

2. Характерной чертой неклассического типа рациональности явля­ется включение субъекта познания и его средств в процедуру объяснения, учет их связи с объектом познания. Этот учет считается непременным условием достижения истинного знания об изучаемой реальности. Но в неклассической науке, также как и в классической, остается вне поля зрения, не учитывается связь между научными и социальными ценностями.

3. Особенностью 3-го, постнеклассического типа рациональности, является изменение соотношения в нем научных ценностей с социальными, усилением роли гуманитарных начал науки, гуманистических ее ориентиров. Гуманистические ценности постепенно становятся исходными в решении генеральных задач науки, приобретают в ней приоритетное значение, а это важнейшее условие разрешения кризиса современной цивилизации, порожденного научно-техническим прогрессом.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты