КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Величайшие научные загадки современности.К своему 125-летию американский журнал Science опубликовал список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой. Всего в списке – 125 научных проблем, среди которых 25 главных и 100 второстепенных. По мнению редакторов Дональда Кеннеди и Колина Нормана, эти проблемы отнюдь не праздные и могут быть решены в течение следующих 25 лет. Итак, список главных научных загадок, по версии журнала Science, выглядит следующим образом: 1. Из чего состоит Вселенная. 2. Каковы биологические основы сознания. 3. Как вся наследственная информация помещается в 25 тыс. генов, имеющихся в нашей ДНК. 4. Насколько индивидуальные особенности человека важны для лечения - проблема «персональной медицины», учитывающей генетический код человека. 5. Можно ли объединить все законы физики. 6. Насколько можно увеличить продолжительность жизни. 7. Как происходит регенерация органов. 8. Стволовые клетки и выращивание органов и тканей. 9. Внеполовое размножение растений соматическими клетками. 10. Что происходит в недрах Земли. 11. Существуют ли во Вселенной братья по разуму. 12. Когда и где зародилась земная жизнь. 13. Разнообразие видов: почему в одних местах обитают сотни животных и растений, а в других - единицы. 14. Какие генетические особенности делают человека человеком. 15. Как мозг хранит и «читает» воспоминания. 16. Как возникло поведение, ориентированное на сотрудничество, и зачем в животном мире альтруизм. 17. Как обобщать данные наблюдений в биологии - так называемая системная биология. 18. Синтез сложных химических веществ и «выращивание» наноструктур. 19. Теоретические пределы возможностей компьютера. 20. Можно ли блокировать реакции иммунной системы. 21. Играет ли Бог в кости? Есть ли под квантовыми принципами неопределенности и нелокальности более глубокий смысл 22. Можно ли создать вакцину от СПИДа. 23. Чем грозит глобальное потепление. 24. Энергетика будущего - чем человечество заменит нефть. 25. Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету.
В науке формируется новый этос науки, что приводит к трансформации прежней системы ценностей. Она проявляется в следующем: • Основой техногенной цивилизации является ориентация человека вовне, осуществление себя в природе. Из-за этого разорвалась связь между миром и человеком, человек стал эксплуатировать природу. Как следствие, возникли глобальные проблемы, и прежде всего экологическая. • Трансформация системы ценностей идет по пути создания экологической этики. Экологическая этика меняет ценностные установки в отношении к природе. Природа рассматривается как целостный живой организм, небезразличный человеку и предполагающий коэволюцию человека и природы. Сциентизм меняется на антисциентизм. • Суть углубленной экологии: а) человек - не выделенное звено в природе; б) ценны все живые организмы; в) антропоцентризм ограничен, необходим антропокосмизм; г) борьба за существование человека должна быть ограничена последствиями, вносимыми человеком в природу; д) экологическая совесть; е) новая этика (Швейцер) включает в себя 1) благоговение перед высшим (космосом), 2) сострадание к равному (человеку), 3) помощь низшему (флоре и фауне); ж) космизм человеческого мировоззрения предполагает 1) органическую включенность человека в целостный космос, 2) соразмерность его результатов космической эволюции, 3) вселенскую ответственность человека, 4) диалог человека и природы, даже не сотрудничество. • Формирование нового типа рациональности. Суть нового рационализма в следующем: - Онтология рациональности – целостный космос, включающий системы с синергетическими свойствами. - Человек и мир, субъект и объект – это относительно автономные компоненты особой целостной, исторически развивающейся системы – мир. - Ценностно-смысловое отношение к результатам познания. Но если результаты должны быть соотнесены с ценностями, то размывается граница между наукой и ненаукой, возникает паранаука и даже псевдонаука (не тождественно вненаучному знанию вообще). - Открытость и коммуникативность с разными подходами. (Характерно, что сейчас формируется уже почти полумифологическое сознание). Классическая рациональность сформировалась в недрах западной культуры. Принятие науки в других местах требовало трансформации фрагментов западного опыта на иную почву. Например, в России наука создавалась одновременно с фрагментами городской культуры, европейского образования, нового быта (Петр I). Классическая рациональность противостоит «организмическим» представлениям традиционных восточных культур и русской культуры. Сейчас важно по-новому оценить результаты других познавательных традиций. Очень интересными представляются: • Русский космизм. Он имел 1) естественно-научную форму (Вернадский, Циолковский), 2) религиозно-философскую (Федоров), 3) поэтически-художественную (Одоевский, Сухово-Кобылин). Основная мысль: жизнь на земле – явление не земное, а космически вечное. Влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов на земле не случайно, например, солнечная активность определяет пики эпидемических заболеваний. • Древнекитайский даосизм: - Инь и Ян; - небесные ритмы и их взаимодействие; - резонанс различных частей космоса (сравни, корпоративный эффект в синергетике, т.е. согласованные изменения элементов в рамках целого); - роль небытия для бытия (в синергетике нелинейная среда как потенциально возможное поле структур реальности); - принцип «у-вэй», недеяние, т.е. действия, которые позволяют природе развиваться собственным путем (в синергетике это принцип управления сложными самоорганизующимися системами). Человеческое действие может быть случаем в точке бифуркации.
Этика ученого предполагает следующие принципы: - соотнесенность с нормами общечеловеческой морали; - социальная ответственность ученого за использование его научных открытий; - гуманизм; - поиски истины; - бескорыстность; - ориентация на новое знание; - отсутствие плагиата.
|