Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Толковый словарь. Отрицание познаваемости мира.




АГНОСТИЦИЗМ

Отрицание познаваемости мира.

АКСИОЛОГИЯ

Учение о ценностях.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

Раздел философии, связанный с изучением проблемы человека.

АПРИОРИЗМ

Одна из особенностей теории познания И. Канта, согласно которой человек имеет априорные (доопытные) знания до начала познавательного процесса.

ВРЕМЯ

Форма бытия материи, характеризующаяся свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Учение о познании (теория познания).

ДЕДУКЦИЯ

От лат. deduction – выведение – метод познания, основанный на рассуждениях от общего к частному.

ДЕИЗМ

Философское учение, согласно которому мир создан Богом во всей его полноте и не нуждается в божественном присутствии и управлении.

ДИАЛЕКТИКА

Учение о движении, развитии, всеобщих связях и закономерностях.

ДУАЛИЗМ

Философское учение, согласно которому в основе мира находятся две равноправные субстанции – материальная и духовная.

ИДЕАЛИЗМ

Философское направление, сторонники которого за первооснову мира принимают некое идеальное (от слова «идея») - нематериальное,- начало (дух, слово, идею, Бога и т.д.). Может существовать в двух формах: объективного (признание объективно существующего идеального начала – мировой разум, абсолютная идея и т.д.) и субъективного (идеальное первоначало мира связано с субъектом - ощущения, воля, восприятие, сознание человека).

ИНДУКЦИЯ

От лат induction – наведение – это метод познания, основанный на обобщении отдельных знаний, полученных из опыта.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

Фаза социализации индивида, содержанием которой является усвоение социокультурных, моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.

КАТЕГОРИЯ

Всеобщее понятие, которым пользуется большинство наук. Например, движение, материя, развитие.

КВИНТЭССЕНЦИЯ

Сущность, основа.

КРЕАЦИОНИЗМ

Учение о сотворении мира Богом из ничего.

ЛИЧНОСТЬ

Сознательный индивид, который занимает определенное место в обществе, наделен соответствующими общественными функциями и обладает характерными социальными качествами.

ЛОГИКА

Наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИЯ

Философская категория для обозначения объективной реальности.

МАТЕРИАЛИЗМ

Философское направление, представители которого признают первичность материи, природы, бытия по отношению к духу или сознанию.

МЕТАФИЗИКА

Способ мышления, рассматривающий мир вне развития и движения, игнорирующий всеобщую взаимосвязь явлений. В истории философии часто используется как синоним термина «философия».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Совокупность представлений, взглядов на мир и место в нём человека.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

ОБЩЕСТВО

В философском смысле часть объективной реальности, имеющая свои характерные черты, законы функционирования и развития.

ОНТОЛОГИЯ

Учение о бытии.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Процесс реализации творческих способностей человека, в результате которого происходит создание материальных и духовных ценностей, формирование общественных отношений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Способность человека отвечать за свои поступки, то есть готовность отстаивать своё решение, свой выбор и понести наказание в случае наступивших отрицательных последствий.

ОТРАЖЕНИЕ

Атрибутивное свойство материи, проявляющееся как результат взаимодействия.

ПАНТЕИЗМ

Мировоззрение, максимально сближающее Бога с природой, вплоть до полного их отождествления.

ПАТРИСТИКА

Форма средневековой философской мысли, философия и теология отцов церкви.

ПОЗНАНИЕ

Деятельностное отношение человека к миру, в результате которого человек приобретает определённые знания.

ПРОСТРАНСТВО

Форма бытия материи, характеризующаяся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

РАЗВИТИЕ

Это процессизменения, который сопровождается целенаправленным накоплением информации с последующим ее упорядочением и структурированием.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Усвоение индивидом накопленного человеческого опыта, наличного природного и общественного бытия.

РАЦИОНАЛИЗМ

Направление в теории познания, считающее основойпознания разум.

СЕНСУАЛИЗМ

Направление в теории познания, с точки зрения которого главным источником достоверного знания являются органы чувств.

СИСТЕМА

Комплекс взаимодействующих элементов.

СОЗНАНИЕ

Высшая форма отражения, присущая человекукак социальному существу.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс включения индивида в общественную жизнь, в деятельность различных коллективов и общностей людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел философии, изучающий общество.

СТРУКТУРА

Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, включающая общую организацию элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития.

СУБСТАНЦИЯ

Нечто неизменное, лежащее в основе вещей.

СЦИЕНТИЗМ

(от лат. «scientia» - наука). Мировоззренческая позиция, в основе которой находится абсолютизация научного знания, которое объявляется единственным источником истины.

СХОЛАСТИКА

Форма средневековой философской мысли, школьное направление в развитии науки, философии и теологии, основанное на церковных догматах.

ТЕОЦЕНТРИЗМ

Характерная особенность средневековой философской мысли, отражающая её направленность на Бога.

ЦЕЛЬ

Идеальная программа действий, акт сознания. Объективное направление действия, конечный результат определённого процесса.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Социокультурный тип общества, ядром которого являются духовные идеалы и ценности.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

Процесс реализации человеческих способностей, внешнее обнаружение личностных качеств, умений и навыков.

ЭЛЕМЕНТ

Неразложимый при данном способе рассмотрения компонент системы.

ЭМПИРИЗМ

Направление в теории познания, считающее, что основой познания является чувственный опыт.

 

 


[1] В этой части учебного пособия использованы материалы из: Гайдукова, И.Б. Философия: учеб. Пособие. -Курск. гос. техн. ун-т. - Курск, 2006. 115-122.

[2] Впервые слово «торсионный» было использовано французским математиком Эли Картаном в работе, опубликованной в докладах Французской академии наук в 1913 г. Он был первым человеком, который совершенно определённо сказал: «В природе должны существовать поля, порождающиеся вращением». А вращение есть везде: планеты вращаются вокруг Солнца, ядро атома – вокруг своей оси, а вокруг ядра вращаются электроны. И поскольку на английском языке «вращать» – «torsion», то поля стали назвать «torsion fields» – торсионные поля.

[3] Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы [Текст]/ П.Девис. М., 1989. - С.10-11.

[4] Стивен Хокинг Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр»: Амфора; СПб.; 2001. - Стр. 19-21. // Электронный ресурс: Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

 

[5] Гёте И. В. Фауст // Гёте Иоганн Вольфганг. Фауст. Лирика. М.: Худож. Лит-ра, 1986. С. 51.

[6] О развитии личности при слепоглухонемоте (Е. Келер, О.И. Скороходова, четверо выпускников факультета психологии МГУ) подробнее можно прочитать в книгах А.И. Мещерякова "Слепоглухонемые дети", О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", в статье Э.В. Ильенкова "Становление личности: к итогам научного эксперимента"//Коммунист. – 1977. - № 2.

 

[7] Данные о теории космической эволюции приведены по материалам АиФ.

 

[8] Розанов В. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология русской религиозной философии. М: Мысль, 1994. С. 54.

[9] Розанов В. Там же. С.62.

[10] Камю А. Миф о Сизифе (эссе об абсурде) // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 92.

[11] Гусейнов, А.А. Насилие / А.А.Гусейнов; Под ред. И.Т.Фролова. // Философский словарь. М.: Республика, 2001. С. 349.

[12] Госс Ж. Понятие ненасилия / Ж. Госс // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 19.

[13] Госс Ж. Понятие ненасилия / Ж. Госс // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 24.

[14] Ганди М. Сатьяграха / М.Ганди // Ненасилие: философия, этика, полтика / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 168.

[15] Там же. С. 173–174.

[16] Кинг, М.-Л. Паломничество к ненасилию / М.-Л. Кинг // Ненасилие: философия, этика, полтика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 175–187.

[17] Гросс-Майер, Х. Формы и методы групповых ненасильственных действий / Х.Гросс-Майер. // Ненасилие: философия, этика, политика. / Отв. Ред. А.А.Гусейнов. – М.: Наука, 1993. С. 80 – 87.

[18] Ильенков, Э.В. Философия и культура. М., 1991.

[19] Кроме внешних воздействий, воспринимаемых экстерорецепторами, на нервную систему человека воздействуют процессы, происходящие внутри его организма и воспринимаемые интерорецепторами.На этой основе возникают ощущения, отображающие эти внутренние процессы и называемые проприоцептивными ( переводится как «ощущающий себя»). К ним относятся ощущения равновесия, двигательные ощущения и т.п.

[20] Поскольку органы чувств и разум работают почти постоянно, то для того, чтобы они «не мешали» интуиции, их необходимо «отключить». На Востоке такого добиваются путём медитации. Древние греки, например, Пифагор со своими учениками, также высвобождали «непосредственное знание», занимаясь медитацией.

[21] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.- Сочинения в 3 т. - М., 1985. Т. 1. - С. 81.

[22] Изложение материала дается по Гайдукова, И.Б. Философия [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Гайдукова; Курск. гос. техн. ун-т. 2-е изд., испр. и доп. Курск, 2006. – С. 205-209.

[23] Айзенк, Г. Природа интеллекта – битва за разум [Текст]/ Г.Айзенк, Л. Кэмин. М., 2002.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты