Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Способы приобретения собственности по законам Ману




       
 
Наследование
   
Находка, дарение
 


 

       
 
   
 

 

 


Получение жертвоприношения

 
 
По давности владения


 

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров, прежде всего, учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Закон охраняет в первую очередь имущество царя, храмов. Хищение из царских складов, имущества из арсенала, храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет одно наказание – «казнить без промедления».

Суровое наказание грозит тем, кто загрязняет водоемы, разрушает плотину. Если виновный не может ее восстановить, то подлежит утоплению. Закон строго охраняет границы земельных наделов и особенно собственность царя. Виновный в уничтожении межевого знака заслуживает обезображивающего телесного наказания. Незаконное присвоение земельного надела приравнивается к краже драгоценностей. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения собственности: поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные - стрелку.

В Законах содержится строгое наставление царю в части охраны прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».

Довольно тщательную разработку получили обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров – договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Значительное внимание уделяется и договору найма. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и жалование виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточный по весу.

Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

 

 

 


Законы содержали подробные нормы о семье и браке. Семья находилась под властью ее главы. Муж мог купить жену и продать ее, хотя и осуждались данные сделки. Мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Женщины рассматривались как наследственное владение. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, а после смерти последнего – под властью сыновей. Вместе с тем отношение к женщине было двойственным. По ряду норм женщина отнюдь не являлась бесправной. Особо выделяется женщина – мать. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она – хранительница очага, воплощение богини земли. Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии

Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с женщиной нежно, заботиться о ней. Добропорядочный муж должен был ценить жену, доставлять ей радость, удовольствие. Такие советы отличаются от других статей законов, в которых женщина поставлена в явно приниженное положение.

Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его – выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – не моложе 20 лет, девушек – 12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Отец невесты нес большие расходы на приданое, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям – самоубийству. Этот обычай, т.н. «даури», сохранялся долгое время. Ныне он запрещен, но, тем не менее, есть случаи самоубийства девушек, не имеющих приданого.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа, детей. Она должна повиноваться мужу и следовать за ним после смерти. Здесь имеется в виду акт самосожжения вдовы.

Жене надлежало быть веселой, искусной в домашних делах, экономной. Даже злой, распутный муж, лишенный добродетелей, должен почитаться, как бог.

Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству. Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию: «Ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить».

Вдова влачила жалкое существование. В лучшем случае она могла стать женой деверя, брата мужа. Ей предписана аскетическая жизнь. Не есть мясо, питаться раз в день кореньями, плодами, цветами. Она до смерти должна быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нельзя произносить имя мужчины кроме имени мужа. Вдове не разрешалось носить украшения, яркую одежду, пользоваться косметикой. Ее удел – поминальные обряды, молитвы. Пытаясь избежать такой участи, вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд «сати» – страшный акт самосожжения.

Имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей оно либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном младших братьев. Устранялись от наследства дочери, но братья должны были выделять им долю для приданого.

Законы содержат большой перечень статей о преступлениях и наказаниях. Наличие его – свидетельство острых социальных конфликтов. Законы заполнены статьями об уголовных преступлениях: о хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, тяжких телесных повреждениях, клевете, доносах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве и др. Такой ассортимент преступлений свидетельствует о наличии большой массы обездоленных людей, изгоев, лишенных средств существования.

В круг преступлений входили государственные преступления, преступления против собственности и против личности. Законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие.

Наказание зависело от тяжести преступления и от социального положения преступника. Лица высших варн (дважды рожденные) несли меньшую ответственность за правонарушения, чаще всего – покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние, ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки, вороны, собаки.

Система наказаний получила детальную разработку. К легким, щадящим наказаниям можно отнести замечание, покаяние, выговор. Затем идут штраф, телесные наказания, смертная казнь: простая и квалифицированная. По многим составам преступлений предусматривались наказания, превращавшие осужденного в калеку. Объектом наказания считались язык, глаза, уши, нос, руки и ноги, чрево, туловище и даже органы деторождения. Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалий.

Взгляд на наказуемые проступки, преступления соответствовал уровню состояния правовой мысли. Тюрьмы считалось целесообразным располагать «близ главной улицы, где все могут видеть страдающих и обезображенных преступников». Тем самым достигалась общая профилактика преступности, принцип устрашения.

 

 


Судоразбирательство производилось от имени царя. Осужденные носили оковы. Существовал высший суд, в который входили брахманы и советники. Законы предписывали судьям искать истину, справедливо определять предмет иска, тщательно оценивать показания свидетелей, учитывать конкретные обстоятельства дела.

Правосудие в низовых судах осуществляли сами раджи, привлекая для этого советников из числа лиц, сведущих в праве. Суд носил состязательный характер. Потерпевший должен был сам привести ответчика. Придавалось большое значение свидетельским показаниям. Не допускались в качестве свидетелей родственники, лица, заинтересованные в иске, женщины, враги. Возбранялось взятие свидетельских показаний у лиц низшей касты против высшей. Строго каралось лжесвидетельство. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, водой и некоторые другие.

 

ГЛАВА IV. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

 

1. Государство.История Китая ведет свое начало со II тысячелетия до н.э. Китайцы издревле называли свою страну Чжунго – Срединным государством, Поднебесной империей. Можно выделить четыре периода в развитии страны каждый из которых связан с правлением определенной династии: Шан (Инь), Чжоу, Цинь, Хань.

Особенности развития древнекитайского общества определялись наличием в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов. Во-первых, это была традиционная крестьянская община, которая с одной стороны всячески поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки. Во-вторых, в Китае была предельно развита бюрократическая иерархия, которая находила свое выражение в системе сложных социальных рангов.

Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (ван). Затем шли рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. Были и рабы. Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества. Гсударственный строй Древнего Китая с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию.

Ван (царь) по религиозным канонам объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Со временем власть царей стала обожествляться. Так его погребение сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его приближенных, рабов. Этот обряд был отменен только в начале нашей эры.

Власть правителя - абсолютна. За невыполнение его приказа ослушника зачастую казнили вместе с семьей.

             
   
 
 
 
   
 
 

 


Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания животных и убийства людей. Они проводились ежедневно – в память отца правителя, ежемесячно – в память деда. Подобные обряды совершались и по другим случаям.

Ван, его аппарат выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов, ведение войн. Должностные лица подразделялись на высших гражданских чиновников, военных чиновников, всевозможных советников. В состав близких советников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, которые записывали речи монарха, младшие – записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам. Должность чиновника считалась наследственной.

Для управления страной в духе конфуцианских принципов кандидаты в чиновники, во избежание протекционизма, были обязаны сдавать конкурсные экзамены. В специальном помещении, в одиночку и под бдительным контролем экзаменующийся в течение двух-трех суток должен был без книг и пособий написать поэму из 60 слов, сочинение на историческую тему и трактат на «свободную» тему. Из победителей формировался чиновничий корпус.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. «Одни напрягают свой ум, другие – свою силу. Тот, кто управляет, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны или дафы, а те, в свою очередь, имели своих подвластных – ши.

На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных ситуациях созывались народные собрания. Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники -–своих старост.

Правители располагали штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, двойные. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Стержнем управленческой системы были конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – в следование Дао, в пассивности и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться и представляет всему идти своим чередом: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». «Когда правительство деятельно, народ становится несчастным».

 
 

 

 


Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов, главный из которых личность правителя. В период государственной раздробленности в Китае наступает период реформ. Большое влияние оказывает так называемая школа законников, противопоставившая конфуцианскому ритуалу суровый закон, принуждение в управлении, жесткие наказания и систему круговой поруки.

Крупным реформатором Китая эпохи Цинь является Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.). Будучи советником правителя он ввел в практику систему, основанную на принципе: «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Шан Ян выдвинул следующие принципы управления: 1) иметь много наказаний и мало наград; 2) жестко карать за мелкие преступления, тогда большим будет неоткуда взяться; 3) разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Целью всей системы был государственный порядок и насильственное объединение Китая.

Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни. Была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар общинному землевладению. Распад общины ускорялся законом о принудительном дроблении больших семей.

В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному признаку. Была изменена система взимания налогов: был введен новый налог в соответствии с количеством обрабатываемой земли.

Реформа затронула и армию. Было определено 18 степеней отличий. Степень присваивалась за голову убитого противника. В расчет принимались не знатность происхождения, а личная храбрость в бою. Старые титулы были уничтожены.

Известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. Во второй половине II в. н.э. в Китае разразился политический кризис. В 184 году восстание «Желтых повязок» охватило страну. В 220 году император был низложен. Китай как единое государство прекратил существование, он распался на три царства.

2. Право.По преданию уже в Х в. до н.э. Му-ваном было разработано уложение о наказаниях. Оно представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций очень резко противопоставлял нормы морали, добродетели с одной стороны, и нормы законодательства, с другой, явно предпочитая первые. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Легизм пронизан враждебностью к людям, к их личным качествам. Люди предстают как глупые создания, которых всегда можно подчинить порядку. Примечательно, что легисты понимали под порядком полное безволие людей, их преданность власти. У легистов закон выступает, как приказная форма, которую можно заполнить любым нужным содержанием.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права, в которых содержались статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Право знало понятия владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением.

В начале династии Чжоу действовала система так называемых «колодезных полей», каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Это обеспечило своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины.

Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды. Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В последующем существовало две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играло все большую роль.

Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров: мены, купли-продажи, дарения, займа, личного найма.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством. Китайское право ограничивало права женщин. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, ее права в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

Право Древнего Китая выделяло среди большого числа преступных деяний следующие виды: государственные (мятеж, заговор); религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота); воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином). Как преступления рассматривались такие деяния как отказ от уплаты налога, пьянство. В Уложении Му-вана выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) – также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) – за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) – за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) – за 200 провинностей. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала.

От наказания можно было откупиться. Для избежания клеймения надо было уплатить вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди), за ногу, за нос – 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых поданных.

Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам.

Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением. Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти, вытесняют этот обычай.

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

 

 

 


Процесс носил обвинительно - состязательный характер, но впоследствии в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса и он становится основным.

 

 

 
 

 

 


* * *

 

В государственно-правовой истории стран Древнего Востока немало общих черт. Но главное прослеживается повсюду: государство, право стоит на стороне богатства и знатности. Все это, однако, не является чем-то особенным, в том или ином виде указанные черты можно обнаружить в истории императорского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Это была эпоха зарождения и проверка временем институтов государства и права. Поэтому, зная историю развития первых государств можно дать ответы на многие вопросы, связанные с возникновением и с развитием государств и права более позднего периода.

Государственность и право Древнего Востока оказало влияние на становление Древней Греции и Древнего Рима, на их юридическую культуру.

 

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОСТИ

 

ГЛАВА V. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

 

1.Государство. Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. Древняя Греция занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей. Это был огромный регион.

Складывание общественного государственного строя Греции проходило в рамках античного полиса, этого уникального феномена древнего мира. Полисная система складывалась постепенно, что заняло много столетий. Можно выделить три периода: Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.) характеризующийся господством родоплеменных отношений; Архаический (VIII-VI вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полисов; Классический (V – IV вв. до н.э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого общества.

В гомеровской Греции население было объединено в сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Центр общины – поселение, называемое городом. Основная его масса – земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы.

Земля составляла родовую собственность и предоставлялась в пользование на условиях периодического передела. Однако уже наблюдалось социальное неравенство и земля распределялась неравномерно.

В этот период государство еще не сложилось. Это было время военной демократии. Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин (буле) - совет наиболее видных представителей родовой знати. Значительную роль играли народные собрания. Во главе был базилевс (родоплеменной вождь) - военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Должность была выборной, но в последствии стала передаваться по наследству.

Таким образом, гомеровская Греция представляет собой страну, состоящую из мелких самоуправляющихся округов.

На рубеже IX-VIII вв. до н.э. в развитии Древней Греции произошли глубокие изменения: на смену родового строя приходит рабовладельческий. Идет процесс развития частной собственности, социального расслоения. Общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин. Древние формы объединения родов – филы и фратрии – уступают свое место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. На базе общин возникли новые социально-политические организмы, получившие название полисов. Образование рабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство.Его образование легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, было объединение трех племен с центром в Афинах. Был создан руководящий орган – Совет, который осуществлял общее руководство в государстве.

Произошло оформление социальных групп. Родовая знать создала особую группу эвпатридов (благородный отец, родовая землевладельческая знать), которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы и демиурги

           
   
Социальная структура Афин (V век до н. э.)
 
 
 
   

 

 


Процесс образования государства был длительным. Постепенно власть базилевса ограничивалась. Его функции перешли к новым выборным из эвпатридов должностным лицам-архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, а затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на 1 год. Архонты исполняли военные, жреческие, судебные функции, но со временем взяли все руководство страной.

Тогда же возник еще один новый орган – ареопаг – высший государственный совет, заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

Эти процессы ознаменовали создание Афинского государства, утверждается рабовладельческое общество, происходят радикальные преобразования.

Одними из них явились реформы Солона и Клисфена. Солон осуществил ряд преобразований, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

Самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников в Афинах. Запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы государства, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

Было ограничено землевладение, установлен максимальный размер земельных участков. Провозглашалась свободы завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю.

Были проведены политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на 4 разряда. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени и создал на базе этого деления новый государственный орган – Совет четырехсот (по сто человек от каждого племени). Совет руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие дела управления.

 

 

 

 


Окончательная ликвидация остатков родового строя была связана с реформами Клисфена. Он начал с введения нового административного деления, построенного на чисто территориальном принципе. Вся Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородом, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу.

Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену совета четырехсот советом пятисот (по 50 человек от каждой филы).

Был введен остракизм («суд черепков»). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.

 

 


Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. V в. до н.э. стал временем расцвета афинской демократии. В истории Греции этот период получил название классического.

В государственном строе произошли существенные изменения. Они связаны с именем Перикла. При нем происходило более четкое разделение властей: законодательной – у народного собрания, исполнительной – у совета пятисот, судебной – у гелиэи. Главными должностями лицами в Афинах были стратеги и архонты. В системе государственных органов сохранялся ареопаг.

Народное собрание являлось главным органом. Право участия в нем имели все полноправные афинские граждане мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Народного собрания были очень широкими и охватывали все стороны жизни Афин. На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов, обсуждался и утверждался государственный бюджет.

Наряду с народным собранием в системе государственных органов был Совет пятисот ( буле). Совет не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Он избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил.

Компетенция Совета была достаточно обширна. Совет подготовлял и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания, следил за исполнением постановлений народных собраний, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты.

     
 
 
 

 

 


В системе государственных органов сохранился ареопаг. Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить коллегию стратегов (верховное командование и командование вооруженными силами) и коллегию архонтов (религиозные, семейные и дела, касающиеся нравственности). Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя.

Афинская демократия представляла собой продуманную систему, имела самое передовое государственное устройство. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.

Спартанское государство.Оно возникло в IX в. до н.э. Установление общественного и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного Ликурга. Его законодательство появилось в обстановке острой борьбы в спартанском обществе и было направлено на смягчение назревших противоречий, что способствовало консолидации спартанского общества.

Для государственного строя были характерны военная организация и пережитки первобытнообщинного строя.

Полноправными гражданами являлись лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами. Вначале эти наделы были одинаковы, но позднее стало обнаруживаться имущественное неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными».

Другой социальной группой были периэки. Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность.

Значительный социальный слой составляли илоты – представители побежденных народов, превращенных в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиатом. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора.

Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание решающей роли в государстве не играло. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии. Оно участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Вместе с тем, ведению народного собрания не подлежали такие важные вопросы как финансовые, деятельность магистратов, не разбирались судебные дела.

Социальная структура Спарты

 

 
 

 

 


Порядок деятельности народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу, направлять его деятельность в нужном направлении.

От родоплеменной ориентации сохранился совет старейшин (герусия). Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Компетенция ее была довольно широка. Герусия предварительно обсуждала дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании, руководила военными, финансовыми и судебными делами. Со временем ее значение упало.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.

Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию. Они созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной, гражданская юрисдикция.

 


Особенности развития государственности в Спарте, режим военной демократии обуславливали застой политической и экономической жизни общества. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, попадают под влияние Рима.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 443; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты