Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Рекомендации по подготовке к занятию. «Сказание о Борисе и Глебе»




Читайте также:
  1. I. Внутриутробная цитомегаловирусная инфекция (клиника, диагностика, лечение). Методические рекомендации
  2. II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  3. II. Рекомендации по выполнению заданий
  4. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
  5. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
  6. III. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ РАБОТ ПРИ ДОБЫЧЕ, СБОРЕ, ПОДГОТОВКЕ НЕФТИ, ГАЗА И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА
  7. III.1.7. Рекомендации по культуре устной речи
  8. IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
  9. IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  10. V. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы

«Сказание о Борисе и Глебе»

1. Для выполнения задания 3.1)2) необходимо законспектировать фрагмент исследования Рудомазиной Т.Б. «Жанровая дифференциация летописных повествований о княжеской смерти» (см. Литература, с. 79–88), а также следующие статьи А.М. Ранчина:

1) «Князь-страстотерпец в славянской агиографии» (см. Литература);

2) «”Дети дьявола”»: убийцы страстотерпца» (см. Литература);

3) «Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба» (см. Литература);

2. Выполняя задание 3.1), анализируя средства изображения героя, особое внимание уделите:

1) Эксплицитным (авторские описания), а также имплицитным (образы христианских святых и библейских персонажей) средствам создания образа;

2) Функциям библейских цитат и аллюзий;

3) Функциям многократных лексических повторов «слезы», «сердце»;

4) Роли антитезы «Борис – Святополк», компонентами которой выступают «суета – вечность», «язычество – христианство», «ложь – истина».

3. Выполняя задание 3.2), анализируя средства изображения героя, особое внимание уделите:

1) Эксплицитным и имплицитным средствам создания образа;

2) Функциям библейских цитат и аллюзий;

3) Роли антитезы «Глеб – Святополк», компонентами которой выступают «Каин – Авель», «зверье – агнец»;

Отметьте роль аналогии «Борис, Глеб – Иисус Христос», а также особенности использования акциональных глаголов (действия какой стороны – княжеской или вражеской? – характеризуются большим количеством акциональныхглаголов?Почему?).

«Повесть о житии Александра Невского»

4. Выполняя задание 4.1), обратите внимание на:

1) Роль образов святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба;

2) Мотив помощи «небесного воинства»;

3) «Посмертное» чудо Александра;

4) Роль сравнения Александра с персонажами библейской истории;

5) Функции житийных стилистических формул (словесный этикет, этикет поведения) в создании образа Александра Невского.

5. Выполняя задание 4.2), обратите внимание на:

1) Особенности создания батальных сцен;

2) Образы княжеских мужей, в частности, образы «шести мужей» (фольклорная основа этих образов);

3) Значение изображения князя в батальной сцене среди русских воинов;



4) Функции стилистических формул воинской повести (словесный этикет, этикет поведения) в создании образа Александра.

«Житие Сергия Радонежского»

6. Выполняя задание 5.1)А), остановитесь на истории жизни родителей Сергия, мотиве «чудесного» в повествовании о жизни юного Сергия, мотиве «вкушения пищи» (главка «Яко от Бога дасться ему книжный разумъ, а не от человек»). Сколько раз звучит мотив «вкушения пищи» в соответствующей главе? О какой пище идет в ней речь? Обдумайте значение этого мотива для раскрытия образа Сергия.

7.Выполняя задание 5.1)Б), обратитесь к главке «О бhснующимся вельможи», где возникает символика божественного света и птиц. Прокомментируйте эти символы в соответствии с христианскими воззрениями. Какова роль тройного обращения, которое слышит Сергий? Каким образом мотив предопределенности судьбы Сергия соотносится со стремлением древнерусских книжников апеллировать к Священному Писанию, постоянно его цитируя? Каким образом отражается в композиции и содержании «Жития Сергия Радонежского» структура Библии (соотношение Ветхого и Нового Заветов)?

8. Выполняя задание 5.1)В), вспомните, что лежит в основе религиозно-философского учения «исихазм». Найдите во вступительной части сочинения повторяющееся описание жития Сергия как «тихого, и чюдного, и добродhтельного». Прокомментируйте каждый из этих эпитетов, особое внимание уделив эпитету «тихое».



9. Выполняя задание 5.1)Г), обратитесь к главке «О изобилованиипотребныхъ», в частности, к сцене монашеского бунта. Как Сергий усмиряет бунт? В чем здесь проявляется просветительская деятельность Сергия? С какой целью в тексте жития столь большое место занимает описание храмостроительной деятельности Сергия? Какой монастырь связан с его именем?

10. Выполняя задание 5.2), обратитесь, например, к главе «О прогнании бhсов молитвами святого», где рассказывается об искушении Сергия страхом, голодом, славой, и сделайте ее композиционный анализ.

11. Задание 5.4) выполните письменно, исследуя, как на каждом из уровней художественной речи (фонетическом, словообразовательном, лексическом, синтаксическом) проявляются признаки соответствующего стиля.

Литература

«Сказание о Борисе и Глебе»

Основная литература:

Ранчин А.М. «Дети дьявола»: убийцы страстотерпца // Ранчин А.М. Вертоград златословный. – М., 2007. – С. 121-127..

Ранчин А.М. Князь-страстотерпец в славянской агиографии // Та же работа в: Ранчин А.М. Вертоград златословный. – М., 2007. – С. 112-120.

Ранчин А.М. Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба // Ранчин А.М. Вертоград златословный. – М., 2007. – С.75-85.

Рудомазина Т.Б. Жанровая дифференциация летописных повествований о княжеской смерти. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2009.

 

Дополнительная литература:



Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // ТОДРЛ. – Л., 1957. – Т.

Милютенко Н. И. «Святые князья-мученики Борис и Глеб». – СПб., 2006.

Сказание о Борисе и Глебе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. – Т.1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. Сказание о Борисе и Глебе // Памятники литературы Древней Руси XI–начала XII вв. – М., 1978.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.

«Повесть о житии Александра Невского»

Основная литература:

Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. – С. 354-363.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.

Фритьоф БеньяминШенк Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). – М., 2007.

Дополнительная литература:

Бегунов Ю.К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // ТОДРЛ, 1971. Т. 26. – С. 138-165.

Водовозов Н.В. Повесть XIII в. об Александре Невском (К вопросу о составе повести и ее авторе) // Уч. Зап./ МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1957. Т. 67. Вып.6. – С. 21-45.

Орлов А.С. Героические темы древней русской литературы. М.;Л., 1945. – С. 53-66.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. – Т.1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995.

Житие Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси XIII в. – М., 1981.

Повесть о житии Александра Невского Изборник: сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1969.

«Житие Сергия Радонежского»

Основная литература:

Бунге Г. «Другой утешитель». Икона Пресвятой Троицы преп. А. Рублева. – Рига, 2003.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1995.

Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. – М., 1974. – С. 23-63.

Дмитриев Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. // ТОДРЛ. – М.;Л., 1964. Т.20. – С. 72-89.

Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 году ЕпифаниемПремудрым // Клосс Б.М. Избранные труды. – М., 1998. Т.1.

Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.; Л., 1962. – С. 40-93.

Дополнительная литература:

Антонова М.Ф. Некоторые особенности стиля Жития Стефана пермского // ТОДРЛ., Л., 199 Т.34. – С. 127-133.

Климков О. «Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов». – СПб., 2001.

Прокофьев Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 3-18.

Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. – Л., 1987. – С. 92-102, 110-120, 150-154.

Ранчин А.М. Тройные повторы в Житии Сергия Радонежского // А.М. Ранчин Вертоград златословный. – М., 2007. – С. 211–220.

Сергеев В.Н. Рублев (ЖЗЛ). – М., 1991.

Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XV вв. Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991. – С. 43-71.

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви – М., 1989.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 131-153.

Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси XIV – середина XV в. – М., 1981.

 

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 11; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты