КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эстетика русской литературы XVIII века(краткая характеристика) Несмотря на тот факт, что русская литература XVIII века стилистически далека от отечественной словесности средневекового периодов, несмотря на ее включенность в западноевропейский светский литературный процесс, одна эстетическая черта, и она корневая, является объединяющей древнерусскую литературу с литературой XVIII века. Как и древнерусская литература, литература XVIII века нормативная, она апеллирует к готовому слову. И только с началом романтизмом. И только вначалом романтизмом, а в России это первая треть XIX века, наблюдается кризис риторики, и воля художника становится свободной и главенствующей. Однако анонимности художника в средневековье литература XVIII века противопоставила авторское сознание, пусть и ограниченное правилами риторической эстетики; отношение ко времени как к линейному в средние века XVIII век противопоставил представление о столетии как о цикле, об эпохе с его специфическим, неповторимым характером. Восемнадцатое столетие – это первый век в отечественной культуре, осмысленный в его завершении современниками как эпоха. Во многом это было связано с насыщенностью социально-культурной жизни. С эстетической точки зрения, русская литература за одно восемнадцатое столетие прожила этапы, которые европейская культура проходила в течение двух-трех веков. Отсюда и быстрая смена литературных направлений, и контаминация стилей, и невероятно скорая смена представлений о сущности русского языка (архаичный Кантемиир и предпушкинский Карамзин) и пр. Попытаемся отобразит произошедшее в русской словесности изменения, пунктирно представив периодизацию русской литературы XVIII века: 1. период, охватывающий 1700-1730-ые годы, ориентирован на идеалы раннеевропейского Просвещения. С содержательной точки зрения,литература этого периода отстаивает реформы Петра I, она прагматична. Границей этого периода стали «Езда в остров Любви», аллегорический роман В.К. Тредиаковского, познакомившего русскую публик с явлением культурной беллетристики, и сатиры А.Д. Кантемира, осознавшего потребность в оригинальном языке художественной литературным разрабатывавшем его в сатирах. 2. Период, существовавший в 1730-ые – 1770-ые годы, – это расцвет русского классицизма, имеющего и свои нормативные акты, составленные А.П. Сумароковым, и основные единицы жанровой системы: сатиру, басню, торжественную оду, элегию, стансы, комедию, трагедию, эпическую поэму. 3. Период, занимающий 1780-ые – 1880-ые годы, характеризуется, угасанием классицистических тенденций, и появлением сентименталистских и предромантических явлений. Формируются эпические и лирические жанры сентиментализма (повесть, роман, дружеское послание, эпистолярные формы). В этот период русская литература встает на путь преодоления нормативной эстетики в пользу эстетики различия, что будет достигнуто русскими романтиками в первой трети XIX века. Попытаемся пунктирно представить историю русской литературы XVIII века через характеристику ее творческих методов и литературных стилей. Роль классицизма чрезвычайно велика для развития русской литературы. Именно классицизм органично впишет отечественную вербальную культуру в европейский процесс. До XVIII века русская культура не знала античного наследия (как известно, русское Средневековье заимствовало у Византии только одну сторону ее духовно-культурной жизни – аскетическую, не тронув гуманистическую, унаследованную из античного мира). Классицизм как ориентированный на образец таким образцом античность и считает. Писатели русского классицизма осваивали античное наследие в основном через французское посредство и адаптировали его русскому художественному сознанию. Классицизм открыл для России европейское сознание с его представлением о разумном устройстве мира, о чувстве долга и социальной ответственности человека, о достижимом идеале добра и порядка. О жизни сердца рассказал человеку сентиментализм Ориентированный также на европейскую литературу, сентиментализм поставил под сомнение сословную добродетель человека, открыв в нем мир интимных чувств. Благодаря сентиментализму в литературу пришел психологизм (пока, конечно, не психологизм реалистического искусства, изучающий глубины человеческой психики). Открытием сентиментализма стал пейзаж как связанный с душевным миром героя. Сентиментализму мы обязаны субъективизмом в лирике, появлением лирического субъекта, эпистолярными жанрами. Но главная заслуга сентиментализма – в формировании нового русского языка. Усвоив пуризм и языковую нормативность классицизма, ориентированные на выражение разумного, сентиментализм создает язык, ориентированный на выражение сердечного. Этот язык постепенно освобождается от правил и предписаний, отказывается от языковой иерархии. Именно сентиментализм начинает реформу русского языка.начатая Н.М. Карамзиным, она завершается творчеством А.С. Пушкина, показавшим свободу, красоту и универсальность русского языка. было бы ошибочным полагать, что литература XVIII столетия – это воплощение стилистической чистоты и ясности. Даже представители классицизма, самого рационального из литературных направлений и художественных стилей, в своей художественной практике сочетали несочетаемое. Так, М.В. Ломоносов, классицист и реформатор отечественного стихосложения, доведший его до действительно классицистической ясности, в своем одическом творчестве совмещает классицистическую строгость с барочной пышностью. Или законодатель отечественного сентиментализма, Н.М. Карамзин, является автором повестей с предромантическим колоритом. Знакомство с художественными текстами и их анализ позволит составить более глубокое представление о русской литературе XVIII века. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа) ТЕМА: МИРООБРАЗ И ПОЭТИКА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. МАНИФЕСТ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЛИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ А.Д. КАНТЕМИР И ЖАНР И СТИЛЬ РУССКОЙ САТИРЫ План занятия 1. «Сатира»: определение понятия. Сатира в системе жанров классицизма. 2. Культурно-исторические причины обращения А. Д. Кантемира к жанру «сатиры». 3. Проблема классификации сатир А. Д. Кантемира. Поэтика заглавий и общее в композиции. 4. Разработка А.Д. Кантемиром «стихотворного наречия»: 1) Лексика сатир: причины обращения А.Д. Кантимир к просторечию. 2) Поэтический синтаксис сатир: причины усложненного, латинизированного синтаксиса. 5. Композиционно-стилистические особенности Сатиры I: 1) Композиционное кольцо речи повествователя: А) Функции анафорического обращение «уме». Б) Художественное время в речи повествователя; В) Система образов в речи повествователя. Г) Антитеза как композиционная основа речи повествователя. 2) Галерея портретов: специфика создания человеческих образов: А) Апсихологизм и карикатурность образов: герой как представитель социального сословия и носитель определенного сознания; Б) Приемы создания сатирического образа. 3) «Перевернутый мир» в Сатире I и дидактический характер смеха. 6. Традиционное и новое в организации стиха.
|