КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)ТЕМА: МИРООБРАЗ И ПОЭТИКА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. МАНИФЕСТ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЛИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: А.П. СУМАРОКОВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ (ТРАГЕДИЯ А. П. СУМАРОКОВА «ДИМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ»). План занятия 1.Трагедия как классицистический жанр. 2.Историческая, политическая основа трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозваниец». Ее философский подтекст. 3.Поэтика трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозванец». 4.Система образов трагедии. Основные приемы создания образа Самозванца. 5.Хронотоп трагедии. Сценическое и внесценическое пространства. 6.Диалог и монолог в пьесе. Особенности стиля трагедии Сумарокова. Систем ремарок 7.Значение трагедийного творчества А.П. Сумарокова в развитии русской драматургии. Рекомендации по подготовке к занятию 1. Выполняя задание 1, укажите на эстетические отличия европейской трагедии классицизма от русской (источники сюжетов, композиционный канон, специфика развязки сюжета, характер историзма и пр.); 2. Выполняя задание 2, подумайте, что составляет особенность понимания Сумароковым роли личности в истории; 3. Выполняя задание 3, подумайте о художественной роли трех единств в пьесе, о взаимодействии сюжетных линий в произведении, о сочетании внутреннего и внешнего конфликтов. Проанализируйте любовный конфликт; 4. Выполняя задание 6, подумайте, почему трагедии классицистов называют «трагедиями разговоров».
Литература Основная литература: Федоров В.И. История русской литературы: ХVIII век. – М., 2003.
Дополнительная литература: Сумароков А. П. Димитрий Самозванец // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. – Л., 1970. – С. 120–136. Сумароков А. П. Синав и Трувор. Димитрий Самозванец // Сумароков А. П. Драматические сочинения. - Л., 1990. – С. 83–133, 247-293. Для сравнения: Пушкин А. С. Борис Годунов // Пушкин А. С. Поли.собр. соч.: В 10 т. – М., 1964. – Т. 5. – С. 217-330. Белинский В. Г. Речь о критике. Статья II // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1979. – Т. 5. – С. 90-111. Александрова Е. А. Формы конфликта и характер театральности трагедий классицизма (на материале А. П. Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. – Л., 1976. – Вып. 2. – С. 17–27. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. – Л., 1981. – С. 68-74. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII–XVIII веков. – М., 1988. – С. 112–142. Берков П. Н. А. П. Сумароков // Русские драматурги XVIII– XIX вв. – М.; Л., 1959. – Т. 1. – С. 92-107. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. – М., 1977. – С. 205-210. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. – М., 1977. – Т. 1. – С. 256–264. Моисеева Т. Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. – Л., 1980. – С. 171–182. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 48–73.
|