Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рекомендации по подготовке к занятию




1. Выполняя задание II, укажите на причины расцвета и закономерности развития публицистики XVI века; вспомните публицистов этого периода (светская публицистика – Иван Пересветов, духовная публицистика – Максим Грек).

2. Выполняя задание IV.1, обратите внимание на эпитеты «светлее» и «супротивный», характеризующие царя. В чем заключается христианское символическое значение определение «светлый»? Как вы понимаете значение слова «супротивный»? Сделайте вывод о символическом наполнении антитезы, которой создается образ царя и образ перевернутого мира.

3. Выполняя задание IV.2.1, анализируя лексические средства создания образа бояр, обратите внимание, в частности, на метафору «сильные во Израиле», раскройте ее значение; отметьте мотив «зло в ответ на верность», характеризующий и действия бояр, и действия царя, и отношение А. Курбского к царю. Анализируя синтаксические средства создания образа бояр, обратите внимание, в частности, на анафорические ряды риторических вопросов, полисиндетон.

4. Выполняя задание IV.2.2, анализируя лексические средства создания образа А.Курбского-«персонажа», обратите внимание, в частности, на гиперболу «кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя», раскройте ее символическое значение; отметьте мотив «зло в ответ на верность», характеризующий и действия бояр, и действия Андрея Курбского. Анализируя синтаксические средства создания образа А.Курбского-«персонажа», обратите внимание, в частности, на анафорические ряды риторических восклицаний.

5. Выполняя задание IV.3, сделайте вывод о перевернутом мире, представленном в послании Курбского (вместо похвалы – проклятие и пр.).

6. Выполняя задание IV.1.1, вспомните, какой методологический принцип средневековой эстетики лежит в основе этого фрагмента.

7. Выполняя задание IV.1.2, вспомните образцы торжественного красноречия («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, слова Кирилла Туровского, слова Серапиона Владимирского), проведите стилистические параллели между ними и первым посланием Ивана Грозного.

8. Выполняя задание IV.2.3, обратите внимание на образ перевернутого мира, в который переносится иерархия мира «нормального»: образы «друзей» и «слуг». Обратите внимание на сравнение А.Курбского со «смертоносной ехидной», со «злым неистовством Ирода», на образ конских копыт, давящих нежные тела младенцев. Раскройте их религиозный символический смысл.

9. Выполняя задание IV.2.4, найдите в тексте маркированные и немаркированные цитаты из Священного Писания, используемые Иваном Грозным как аргументы в пользу необходимого повиновения царской власти (Апостол Павел, аллегорический образ зерна, проросшего на камне и противопоставленного зерну, упавшему на дорогу (Лк. 8:6) и пр.).

10. Выполняя задание IV.2.5, проанализируйте символическую антитезу «змеиный яд, полынь – мед, соты».

11. Выполняя задание IV.2.6, обратите внимание на серию риторических вопросов, содержащих следующие обороты: «совесть прокаженная», «против разума», «православие пресветлое».

12. Выполняя задание IV.2.7, обратите внимание на историческую перспективу «Константин – Федор Ростиславич – Давид». Проанализируйте эту парадигму. Какую историческую эпоху представляет каждый ее компонент? Какой символический смысл заключен в каждом из компонентов этот парадигмы?

13. Выполняя задание IV.3.2, обратите внимание на слово «предстатели (смертных людей)». Почему использованное Андреем Курбским, это слово спровоцировало рассуждение Грозного о древнегреческом языческом веровании?

14. Выполняя задание V.1, обратите внимание на претензии А. Курбского, касающиеся формы цитирования царем Священного Писания, стилистического диссонанса. Проанализируйте мотив молчания как добродетели.

15. Выполняя задание V.2, проанализируйте мотив милости к терпящим бедствия.

16. Выполняя задание V.3, обратите внимание на пространную цитату из сочинений Цицерона, проанализируйте, в частности, мотивы смерти и изгнания; проанализируйте образ города: «сила законов» как главная характеристика города.

Литература

Основная литература:

Кусков В.В. История древнерусской литературы: учебник для филологических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 2008.

 

Дополнительная литература:

Древнерусская литература. XI – XVII века / Под ред. В. И. Коровина. – М., 2003.

История русской литературы XI – XVII веков / Под редакцией Д. С. Лихачева. – М., 1985.

Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.,1989.

Кусков В. В., Прокофьев Н.И. История древнерусской литературы. Л., 1987.

Древняя русская литература: Хрестоматия. Сост. Н. И. Прокофьев. – М., 1988.

Гудзий Н. К. Хрестоматия по древней русской литературе. М.,1973;

Лихачев Д. С. Великое наследие. – М.,1975.

Лихачев Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI – XVII веков. – М.,1987.

Памятники литературы Древней Руси. В двенадцати книгах. – Москва, 1980-2001 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты