Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Рекомендации по подготовке к занятию. 1. Выполняя задание 1, отметьте такие черты процессабеллетризации, как развитие свободного сюжетного повествования




Читайте также:
  1. I. Внутриутробная цитомегаловирусная инфекция (клиника, диагностика, лечение). Методические рекомендации
  2. II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  3. II. Рекомендации по выполнению заданий
  4. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
  5. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
  6. III. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ РАБОТ ПРИ ДОБЫЧЕ, СБОРЕ, ПОДГОТОВКЕ НЕФТИ, ГАЗА И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА
  7. III.1.7. Рекомендации по культуре устной речи
  8. IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
  9. IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  10. V. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы

1. Выполняя задание 1, отметьте такие черты процессабеллетризации, как развитие свободного сюжетного повествования, жанровый синтез, новые композиционные приемы и т.д. Укажите культурно–исторические и эстетические причины формирования процесса беллетризации.

2. Выполняя задание 2.1)А), проследите, выдерживается ли в «Повести и Савве Грудцыне» сюжетная схема религиозной легенды «прегрешение – раскаяние – спасение».

3. Выполняя задание 2.1)Б), вспомните, что составляет ядро фаустовской темы, каким образом эта тема проявляет себя в данной повести. Для выполнения этого задания необходимо обраться к статье В.М. Жирмунского «История легенды о Фаусте» составить ее конспект (см. Литература).

4. Выполняя задание 2.2)А), обратитесь, помимо прочего, к сценам:

1) поединка Саввы с богатырями, проанализировав троичную символику в этих сценах;

2) «дарения» Савве «премудрости» и пр.

5. Выполняя задание 2.2)Б), проанализируйте сцены, в которых говорится об отношениях Саввы и царя, определите функции мотива царского покровительства Савве, а также мотива женитьбы на царской дочери (диалог Саввы и беса о бесполезности и вреде покровительства царского шурина).

6. Выполняя задание 2.3)Б), подумайте, почему мотив женитьбы на царской дочери не реализовался.

7. Выполняя задание 3.1)Б), обратите внимание на стремление героя к уединению на лоне природы. Отметьте оценку, которую дает повествователь любовному томлению.

8. Выполняя задание 3.2)Б), обратите внимание на то, что, выполняя желания Саввы (помогая ему обрести любовь, воинскую силу, богатство), т.е. выполняя вроде бы функции волшебного помощника, на самом деле бес мешает его спасению.

9.Выполняя задание 4.1), проанализируйте пространство, на котором разворачиваются события. Раскройте противопоставление открытого пространства закрытому, сакрального профанному. Определите символические значения мотива странствия. Раскройте прямое и метафорическое значение мотива пути. Как он связан с символическим значением образа «дома»?

10. Выполняя здание 4.2), обратите внимание на противопоставление сакрального времени профанному, проанализируйте для этого образ трапезы, в частности, эпизод, когда Бажен Второй с Саввой отправляются на Божественную литургию, а жена Бажена готовит зелье. Обратитесь к статье Р.Л. Шмаракова «Структурная развертка библейских текстов как проблема изучения и преподавания древнерусской литературы». (см. Литература) Законспектируйте ее.



 

Литература

Основная литература:
Кусков В.В. История древнерусской литературы: учебник для филологических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 2008.

Дополнительная литература:

Смирнов И.П. От сказки к роману // Труды Отдела древ­нерусской лите­ратуры. – Л., 1972. Т. 72. – С. 284–320.

Багно В.Е. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и европейской литературной традиции // ТОДРЛ. – Л., 1985. Т. 40. – С. 364-372.

Горелкина О.Д. Русские повести конца XVII- начала XVIII вв. о договоре человека с дьяволом в связи с мифологическими представления позднего русского средневековья // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. – С. 41-54.

Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.

Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.

Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе // XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969. – С. 299-328.



Повести о Савве Грудцыне / // Памятники литературы Древней Руси XVII в. Кн. 1. М., 1988.

Повесть о Савве Грудцыне // Русская бытовая повесть. XV-XVII вв. / Сост., вступ. Статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991.

Жирмунский В.М. «История легенды о Фаусте» // Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М., 1978. – С. 257-287.

Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. – М.; Л., 1962. Т. 1. – С. 26-39.

Шмараков Р.Л. «Структурная развертка библейских текстов как проблема изучения и преподавания древнерусской литературы» // Единицы языка и речи: Структура, семантика, функция. Межвузовский сборник научных трудов. ТГПУ. – Тула, 2002. Деп. в ИНИОН РАН от 25.11.2002, №57607. –С.80–85.

Шмараков Р.Л. Композиционный срой «Повести о Савве Грудцыне» // Литература Древней Руси. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1996. – С. 130-141.

 

 

Основные понятия курса

 

Раздел Понятие Определение (фиксирует учащийся)
Литературные метод, стиль, направление Символический историзм Эпический монументализм Экспрессивно-эмоциональный стиль Второй монументализм Барокко  
Литературные жанры Эпическая основа литературных жанров русского средневековья Исторические жанры (летопись, хроника) Ораторские жанры (слово, проповедь, поучение и пр.) Агиографические жанры (жития: срастотерпческое, мученическое, монашеское, княжеское) Хожение  
Стилистические явления Нормативная эстетика Художественное абстрагирование Литературный этикет «готовое слово» Символ Художественный вымысел «плетение словес»  

 



Вопросы к экзамену по курсу «История литературы Древней Руси»

 

1. Предпосылки и историко-культурные условия возникновения древнерусской литературы.

2. Специфика древнерусской литературы, проблема ее художественного метода. Хронологические границы и периодизация древнерусской литературы

3. Переводная литература XI-XIII вв. Библейские книги.

4. Основные жанры переводной литературы XI-XIII вв. Влияние переводной литературы на становление жанровой системы ДРЛ.

5. Основные черты развития древнерусской литературы XI – начала XII вв. Летописание. «Повесть временных лет»: ее формирование, историко-культурное значение.

6. «Повесть временных лет»: идейная направленность, композиция летописи.

7. Типы летописного повествования в «Повести временных лет», ее жанровые и стилистические особенности.

8. Торжественное красноречие в древнерусской литературе XI – начала XII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона: композиция, стиль.

9. «Поучение» Владимира Мономаха. Новаторство Владимира Мономаха в жанре дидактического красноречия.

10. Агиографические произведения о Борисе и Глебе. «Сказание…»: жанровое, сюжетно-композиционное и стилистическое своеобразие.

11. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития в древнерусской литературе.

12. «Хождение» игумена Даниила как древнейший образец жанра хождений в древнерусской литературе.

13. Особенности развития древнерусской литературе в эпоху «Слова о полку Игореве». «Слово…»: история открытия и публикации, проблемы изучения.

14. Идейное содержание «Слова…» и его сюжетно-композиционное своеобразие.

15. «Слово о полку Игореве»: проблема жанра, поэтика произведения.

16. Литературная деятельность Кирилла Туровского. «Слово в новую неделю по Пасхе» как образец эпидейкти­ческого красноречия.

17. Художественное своеобразие «Моления» Даниила Заточника (идейное содержание, стиль памятника).

18. «Киево-Печерский Патерик». История создания, состав, историко-литературная значи­мость.

19. Татаро-монгольское нашествие и русская литература. Поэтика «Слова о погибели Русской земли».

20. «Повесть о житии Александра Невского» как образец жития князя-воина; его соотно­шение со «Словом о погибели Русской земли».

21. Жанровое и композиционное своеобразие «Повести о разорении Батыем Рязани». Образы русских князей в произведении.

22. Галицко-Волынская летопись как памятник летописания XIII в.

23. Серапион Владимирский – церковный оратор XIII в. Тематика и стилистика поучений Серапиона.

24. Куликовская победа 1380 г., ее отражение на развитии русской литературы и искусства. «Сказание о Мамаевом побоище».

25. «Задонщина» как отклик на Куликовскую битву, ее соотношение со «Словом о полку Иго­реве».

26. Повести о набегах монголо-татар на Русь после Куликовской битвы. «Повесть о Темир-Аксаке».

27. Проблема русского Предвозрождения XIV-XV вв. Развитие эмоционально-экспрессивного стиля в древнерусской литературе, его виднейшие представители.

28. Жизнь и литературная деятельность ЕпифанияПремудрого. «Житие Стефана Великопермского»: особенности стиля произведения.

29. «Житие Сергия Радонежского»: текстологические проблемы, литературная значимость.

30. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», его литературное значение.

31. Зарождение русской беллетристики во 2 пол. XV в. «Повесть о Дракуле». Ренессансный тип личности, своеобразие авторской позиции.

32. Трансформация жанра «хожения» в древнерусской литературе. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

33. Обобщающие произведения середины XVI в. (Великие Четьи-Минеи, Стоглав, Домо­строй, общерусские летописные своды).

34. Публицистика XVI в. Публицистическая деятельность Максима Грека и Ивана Пересветова.

35. Переписка Ивана Грозного с князем А. М. Курбским. Идейная направленность, стиль пи­сем.

36. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма: фольклорные и литературные ис­точ­ники сюжета, жанровое своеобразие.

37. Основные проблемы и тенденции развития древнерусской литературе в XVII веке. «Повесть о ЮлианииЛазаревской» и изменения в житийном жанре.

38. «Повесть о Савве Грудцыне»: жанровое особенности произведения, своеобразие авторской позиции.

39. «Повесть о Горе-Злочастии»: соединение книжных и фольклорных традиций в произведении, пози­ция автора.

40. «Повесть о Фроле Скобееве»: жанр, композиционные особенности произведения, речевая характеристика персонажей.

41. Демократическая сатира и смеховая литература XVII в.

42. Жизнь и литературное творчество протопопа Аввакума. «Житие» протопопа Аввакума, его литературное новаторство.

43. Проблема славянского и русского барокко. Зарождение русского профессионального театра.

44. Силлабическое стихотворство и литературная деятельность СимеонаПолоцкого.

3.2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА: НОРМАТИВНАЯ ЭСТЕТИКА

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 19; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты