Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



И форм человеческого знания




Читайте также:
  1. II. ВЕЧНАЯ ИДЕЯ БОГА В ЭЛЕМЕНТЕ СОЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЛИ РАЗЛИЧИЕ; ЦАРСТВО СЫНА 1 страница
  2. II. ВЕЧНАЯ ИДЕЯ БОГА В ЭЛЕМЕНТЕ СОЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЛИ РАЗЛИЧИЕ; ЦАРСТВО СЫНА 2 страница
  3. II. ВЕЧНАЯ ИДЕЯ БОГА В ЭЛЕМЕНТЕ СОЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЛИ РАЗЛИЧИЕ; ЦАРСТВО СЫНА 3 страница
  4. II. ВЕЧНАЯ ИДЕЯ БОГА В ЭЛЕМЕНТЕ СОЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЛИ РАЗЛИЧИЕ; ЦАРСТВО СЫНА 4 страница
  5. Quot;Островки" истинного Богопознания, оставшиеся в мире перед тем, как Бог призвал Авраама
  6. V 1: Формы развития знания
  7. V. Зрелость человеческого общества. Коммунизм.
  8. Анализ состояния политического сознания
  9. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  10. Аналитическая философия сознания

В современной философии не существует единой (обще­признанной) классификации путей познания и форм знания. Под путями познания понимают способы получения знаний. Согласно одной теории, существуют материально-технический путь познания — в предметно-практической деятельности, и духовный (идеальный) путь — посредством комплекса идей. Согласно другой теории, следует говорить о рациональном пути познания — через доводы разума и иррациональном — недо­ступном выражению в рассуждениях. Третья теория, близкая предыдущей, говорит о явном (артикулированном) познании — выразимом в формах мысли и языке, и неявном (неартикулированном) — не проявляющемся ни в размышлениях, ни в словах; оно воплощается в навыках тела, схемах восприятия, практичес­ком мастерстве.

В ходе общественного развития знание передается из поколе­ния в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Одной из форм знания является наука — опытно-экспериментальное знание. Но она появилась лишь в XVII веке. Исторически первой формой зна­ния было мифологическое знание. Оно характеризуется слитостью логической сферы с эмоционально-волевой, не разделяет объект и субъект познания, предмет и знак, вещь и слово, проис­хождение вещи и ее сущность.

Очень близким мифологическому является обыденно- практическое (житейское) знание, основой которого являет­ся жизненный опыт, повседневная практическая деятельность. Полученные на этой основе знания очень прочны, хотя формиру­ются стихийно и носят разрозненный характер. Обыденные зна­ния включают здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения и т.п.

Из мифа выделились религиозная и философская формы зна­ния. Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Оно не связано с рациональной деятельностью и не предполага­ет логические доказательства. А главным в философском знании является его предельно общий характер (универсализм) и провер­ка всего доводами разума (критицизм).

В мифологическом мышлении имеет свои корни и художест­венно-образная форма знания, проявляющаяся в искусстве. Искусство познает мир посредством художественных образов, построенных по законам красоты. В силу того, что главное для искусства — красота, а не истина, некоторые философы не счи­тают художественно-образную форму особой формой познания.



Некоторые исследователи в качестве особой формы выделяют

игровую форму знания.

Типологизация знания может проводиться по самым разным основаниям. По одному основанию выделяют знания рациональ­ные и эмоциональные, по другому — эмпирические и теоретичес­кие, по третьему — фундаментальные и прикладные, по четверто­му — философские и частно-научные, по пятому — естественно­научные и социально-гуманитарные и т.д.

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание или рефлексия — осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков. В результате са­мопознания человек осознает собственные формы познания, его предпосылки, анализирует содержание и методы познания, стро­ение и отличительные черты собственного духовного мира. Цель самопознания — выявить собственную сущность. Оно невозмож­но в отрыве от познания окружающего мира. Познавая себя, че­ловек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он лучше сможет познать себя.

 


Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 7; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты