КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-политическая и культурная жизнь. В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего обществаВ послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля, возлагала надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США и странами Запада. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской, Потсдамской конференциях. В 1948 г. ООН приняла "Всеобщую декларацию прав человека", в которой говорилось, что каждый человек имеет право на свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ. Но международная обстановка сразу же после войны резко изменилась. Вместо сотрудничества во взаимоотношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции началась конфронтация. Политики перестроились быстро, интеллигенция быстро перестроиться не смогла. Некоторые почувствовали себя обманутыми, потерянными, что нашло отражение в их творчестве. Руководство СССР взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В марте 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике было подвергнуто творчество писателей М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В рассказе М.М. Зощенко "Приключения обезьяны" власти увидели нарочито уродливое изображение жизни советских людей, что видно в словах, вложенных в уста обезьяны: "В зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочничества... старой салонной поэзии". В итоге журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. А.А. Ахматову и М.М. Зощенко исключили из Союза писателей. В 1946 г. властями был создан новый еженедельник "Культура и жизнь", который вскоре начал массовую компанию против "декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов. Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были, с одной стороны, примером грубого административного вмешательства в культуру, тотального подавления личности; с другой, - это был мощный рычаг самосохранения режима. Дискуссия по вопросам языкознания. Заметным явлением в общественной жизни страны в 1950 г. стала "дискуссия по вопросам языкознания". В конце 20-х гг. он заявил, что приступает к углублённому изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Вскоре он выдвинул "новое учение о языке" (яфетичную теорию), касавшееся проблем связи развития языка и общества. Язык, согласно Н.Я. Марру, надо рассматривать с точки зрения исторического материализма, как надстройку над базисом: "Нет языка, который не был бы классовым, и, следовательно, нет мышления, которое не было бы классовым". "Не существует национального, общенационального языка, а есть классовый язык". С новой силой дискуссия в языкознании разгорелась после войны. Разгром противников Н.Я. Марра продолжался по всей стране. Со всех концов страны к И.В. Сталину шли тысячи жалоб, докладных записок и писем от учёных, но все они оседали в секретариате. В 1950 г. руководство Грузии добилось того, чтобы к И.В. Сталину попал доклад-жалоба ведущего языковеда Грузии академика Арнольда Чикобава, в котором тот просто и убедительно обрисовал положение в языкознании. И.В. Сталин был удивлён, что крупные повороты в науке происходят без его ведома и решил вмешаться в дискуссию. Он засел за изучение книг о языке. Один из посетителей И.В. Сталина в то время, увидев гору книг о языкознании, отмечал: "И чего только не приходится читать товарищу Сталину". 20 июня 1950 г. в газете "Правда" была опубликована статья И.В. Сталина "Относительно марксизма в языкознании", в которой автор писал, что нет буржуазного и пролетарского языка, язык создаёт народ как целое. Язык - никакая не надстройка, а средство общения всего народа. "Думают ли эти товарищи, что английские феодалы объяснялись с английским народом через переводчиков, что они не пользовались английским языком?",- писал И.В. Сталин. На этом дискуссия в языкознании закончилась. В марте 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), на котором последний раз присутствовал И.В. Сталин. В повестке дня съезда стояли экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства. На съезде было принято решение переименовать ВКП (б) в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). К этому времени численность членов партии возросла. Если в 1939 г. в ВКП (б) насчитывалось около 1,6 млн. чел, то в 1946 г. в ВКП (б) было уже около 6 млн. чел., более половины из них было принято в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. Роль ВКП (б) в обществе была достаточно высока. В партии к этому времени сложился разветвленный и отлаженный механизм организационной структуры, установился жесткий централизм, партия полностью контролировала и руководила всеми сферами общественной жизни. Политическая оппозиция в стране отсутствовала. "Уставные нормы партийной жизни" не действовали. Высший орган ВКП (б) - съезд не собирался с марта 1939 г., перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 г. было проведено всего лишь два пленума). Утратило свое значение Политбюро. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных И.В. Сталина, созываемое по его воле. Протоколы заседаний не велись. Партийные органы по-прежнему пронизывали всю структуру государственной власти и управления. В последние годы И.В. Сталин был одинок: рядом не было близкого человека, дети Василий и Светлана не радовали. В ночь на 2 марта 1953 г. на даче в Кунцеве у И.В. Сталина произошло кровоизлияние в мозг с потерей сознания, речи, параличом правой руки и ноги. Когда утром 2 марта начальник личной охраны доложил о произошедшем своему руководству, то последовал звонок от министра внутренних дел Л.П. Берии никому ничего не сообщать. Более 13 часов соратники оставляли И.В. Сталина без медицинской помощи. 5 марта 1953 г. в 21 час. 50 мин., не приходя в себя, И.В. Сталин скончался. Его смерть стала подлинным горем для советских людей. Огромные массы желающих проститься с ним хлынули к Колонному залу Дома Союзов, где был выставлен гроб. Люди шли нескончаемым потоком, несколько тысяч москвичей и приезжих погибло в давке. Тело И.В. Сталина было помещено в Мавзолей рядом с В.И. Лениным. Со смертью этого человека заканчивалась сложная, неоднозначная, но, несомненно, героическая история советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал И.В. Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.
|