КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие науки и культуры в конце 50-х - середине 80-х годов 2 страницаХарактерной приметой конца 60-70-х гг. стал массовый интерес к поэзии. Стали печататься сборники стихов С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и многих других, которые не печатались в 30-40-е годы. В литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. Они отразили в своей поэзии молодежные искания и надежды тех лет. В русской культуре началось время шестидесятников, которые пытались тоталитарному строю противопоставить демократическую инициативу. Большой популярностью пользовались поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах, техникумах, на этих вечерах собиралось огромное количество слушателей. В 1958 г. в Москве был открыт памятник поэту В.В. Маяковскому, возле этого памятника ежемесячно стали собираться любители поэзии, чтобы послушать стихи. В начале 60-х гг. в литературу входит А.И. Солженицын. Солженицын - участник Великой Отечественной войны, награжденный орденами и медалями, был арестован в конце войны из-за критических замечаний в адрес И.В. Сталина, которые высказывал в письмах к другу. В результате этого он стал узником ГУЛАГа и был освобожден только после разоблачения культа личности И.В. Сталина. А.И. Солженицын написал повесть "Один день Ивана Денисовича", в которой с чрезвычайной силой рассказал об одном из лагерных дней простого советского заключенного. Эта повесть в 1962 г. была опубликована в журнале "Новый мир" (гл. ред. А.Т. Твардовский) и вызвала колоссальный интерес как у нас в стране, так и за рубежом В 1963 г. журнал "Новый мир" публикует следующую повесть Солженицына "Матренин двор". Сквозная тема этих повестей - внутреннее противостояние тоталитаризму. Ранее опубликование этих произведений было немыслимым. Далее писатель пишет повесть "В круге первом", "Раковый корпус", в которых был отображен собственный опыт автора с 1945 по 1956 годы: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря, ссылка. В это время уже в руководстве культурой возобладали консервативные тенденции, у властей появилось негативное отношение к писателю. Эти произведения были опубликованы за рубежом в 1968 г. Писатель продолжает работать, в 1973 г. появляется его следующее произведение "Архипелаг ГУЛАГ", в котором он показал систему массовых репрессий и произвола в Советском государстве. После появления этого романа термин "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом. Роман в СССР распространялся нелегально. С 1971 по 1991 гг. появляется следующий труд А.И. Солженицына "Красное колесо" в 10-ти томах. Автор рассматривает причины Октябрьской революции и ее ход, анализирует политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывает возможность альтернативного исторического развития России. В 1973 гг. А.И. Солженицын пишет ряд статей "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи", "Письмо вождям Советского Союза", в которых предрекал крах социализма, вскрывал его экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. После появления этих произведений А.И. Солженицын был изгнан из СССР. С 1974 г. автор с семьей проживал в ФРГ, а с 1976 г. - в США в штате Вермонт. Из страны также были высланы И.А. Бродский, Н.М. Коржавин, А.А. Галич. Восстановлению связи времен способствовало издание в СССР произведений А.М. Ремизова, Б.А. Пильняка, Игоря Северянина, О. Э. Мандельштама, И.С. Шмелева и других. Театр. В 60-70-е годы театр в нашей стране был необычайно популярен. Появлялись новые темы, новые театры, гремели режиссерские имена О. Ефремова, М. Захарова, Ю. Любимова, Г. Товстоногова, А.Эфроса. Премьеры широко обсуждались общественностью, залы были переполнены, зрители выстраивались в очередь, чтобы купить билеты на спектакли во МХАТ, Малый театр, Центральный театр Советской Армии, театр "Современник", театр на Таганке в Москве, театр имени Горького (ныне театр им. Г. Товстоногова) в Ленинграде. Это было время бурного развития театра, ломки стереотипов и утверждения новой сценической эстетики. В театре новой стала тема сталинских репрессий. После XX съезда появились пьесы, где главными героями были выведены реабилитированные коммунисты: А. Штейн "Гостиница "Астория", Н. Погодин "Верность". В этих пьесах проводилась мысль о том, что в годы культа личности выживали приспособленцы, а лучшие люди гибли. Спектаклем "Вечно живые" началось бытие нового театра в нашей стране "Современника". Театр был основан в 1956 году, когда молодые выпускники Школы-студии МХАТ и других театральных вузов столицы объединились в художественную студию "Современник". В числе основателей нового театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и др. Молодые актеры "Современника" считали, что наследие основателей МХАТа "мумифицировано", классика на сцене устарела, и что в новых условиях (десталинизации) необходимо на сцену вывести современного человека с его ежедневными проблемами, с горестями и надеждами. Первой такой постановкой студийцев и стал спектакль по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". В пьесе рассказывалось о трагической судьбе девушки, потерявшей во время Великой Отечественной войны любимого, ставшей женой другого, но ждавшей своего возлюбленного, вопреки известиям о его гибели. Именно эта пьеса легла в основу сценария фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", получившего Гран-при на фестивале в Каннах в 1958 году. Спектакль студии имел громадный успех, инициатива начинающих актеров была поддержана, и "Современнику" был присвоен статус профессионального театра. В 1958 году театр возглавил Олег Ефремов, тогда молодой актер и режиссер. В 1961 году театр получает здание на площади Маяковского, а в 1965 году театр-студия переименован в Московский театр "Современник". В 1974 году театр переезжает на Чистопрудный бульвар, в здание бывшего кинотеатра "Колизей". Вначале на сцене "Современника" ставились пьесы современных авторов: "Вечно живые", "В день свадьбы", "Традиционный сбор" В. Розова; "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" А. Володина; "Голый король" Е. Шварца, "Без креста!" по В. Тендрякову, "Двое на качелях" У. Гибсона, "Баллада о невеселом кабачке" Э. Олби и др. Эти спектакли стали театральной классикой тех лет. Трудности наступили в начале 70-х гг. В театре произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель О. Ефремов. В 1972 г. "Современник" возглавила Г. Волчек. Уже первые спектакли - "Восхождение на Фудзияму" по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова в 1973 г. показал, что театр верен своим художественным и гражданским принципам. В репертуаре театра появляются пьесы новых авторов: "Эшелон" М. Рощина, "Из записок Лопатина", "Мы не увидимся с тобой" К. Симонова, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Навеки двадцатилетние" Г. Бакланова и многие другие. С середины 70-х гг. "Современник" обращается к классике, сквозь призму которой пытается увидеть проблемы современности. На сцене театра ставятся: "Вишневый сад" и "Три сестры" А.П. Чехова, "Анфиса" Л. Андреева, "Ревизор" Н.В. Гоголя и др. В "Современнике" ставились пьесы и зарубежных авторов: "Пятая колонна" Э. Хемингуэя, "Баллада о невеселом кабачке" и "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби. В театре рядом с основателями Галиной Волчек, Игорем Квашой, Ниной Дорошиной, Людмилой Ивановой блистательно работают те, кто пришел позже: Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Сергей Гармаш, Валерий Шальных и др. С середины 60-х гг. в Москве стал необычайно популярен театр на Таганке. В 1963 Ю.П. Любимов на сцене Щукинского училища показал спектакль "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Б.Брехта, подготовленный им со студентами третьего курса. Студенческий спектакль ошеломил театральный мир. Сочетание новаторской эстетики с возрождением традиций В.Э. Мейерхольда, блестящие работы студентов, неожиданно уверенная режиссерская работа привели к небывалому прецеденту: Ю.П. Любимову в 1964 г. было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади. Вскоре театр сменил название и стал называться по месту расположения - театр на Таганке. В числе первых актеров театра были и актеры прежнего театра, и вчерашние студенты, и приглашенные со стороны Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Таисия Додина и др. Ю.П. Любимову удалось разных актеров объединить едиными эстетическими принципами, сплотить в коллектив единомышленников. В театре будут осуществлены следующие успешные постановки: "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду (1965), "Павшие и живые" Д.С. Самойлова и др. авторов (1965), "А зори здесь тихие..." Б.Л. Васильева (1970), "Гамлет" У. Шекспира (1971), "Мастер и Маргарита" по М.А.Булгакову (1977), "Дом на набережной" Ю.В. Трифонова (1980), "Владимир Высоцкий" (1981), "Борис Годунов" А.С.Пушкина (1982). Одним из самых легендарных спектаклей театра стал спектакль "Мастер и Маргарита" вольная композиция Ю. П. Любимова и В.А. Дьячина, который и по сей день идет в театре непременно с аншлагами. Эта постановка стала первым в мире сценическим прочтением одноименного романа М.А. Булгакова. Ю.П. Любимову удалось совместить сложную структуру романа и дополнить ее еще одной сюжетной линией - героями стали сам Автор и его Роман. Основным сюжетным направлением спектакля стала легенда о казни Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего эту легенду в своем романе. Маргаритой стала Нина Шацкая, Мастер - Дальвин Щербаков, Воланд - Всеволод Соболев и Иешуа Га-Ноцри - Александр Трофимов. Музыка. Ленинской теме были посвящены: оперы "Октябрь" В. Мурадели, "Иван Шадрин" В. Дектерева, кантата "Ленин жив" Ю. Левитана, оратория "О Ленине" А. Лемана и Я. Вайсурда, хоровой цикл "Ленинцы" Д. Кабалевского, песни Г. Свиридова. А. Холминова, С. Туликова и др. композиторов. Продолжает работать в различных музыкальных жанрах один из выдающихся композиторов XX века Г.В. Свиридов. В это время он создает одни из своих самых известных произведений - музыку к кинофильму "Время, вперед!" (1965), музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" (1974). Его музыка из фильма "Время, вперед!" звучала и звучит в заставке новостей первого государственного телеканала. К середине 60-х гг. сложился как композитор со своим индивидуальным стилем А.Г. Шнитке. Он свободно владел всеми музыкальными жанрами, в его произведениях традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Его музыка посвящена темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества. Среди произведений композитора, написанных в 60-80-е годы: балет "Лабиринты" (1971), сценическая композиция "Желтый звук" (1974), "Стихи покаянные" для хора а капелла, , 9 концертов (1972-1998), "Реквием" (1975), "История доктора Иоганна Фауста" (1983), хоровой концерт на стихи Грегора Нарекацци (1985), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1987) и др. А.Г. Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. В общем, он написал музыку к 49 фильмам, среди которых: "Комиссар (1967)", "Белорусский вокзал" (1970), "Спорт, спорт, спорт" (1970), "Ты и я" (1971), "Горячий снег" (1972), "Восхождение" (1976), "Экипаж" (1979), "Агония" (1974-1981), "Мертвые души" (1984) и др. А.Г. Шнитке получил широкое международное признание и стал одним из самых исполняемых композиторов в XX веке. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы США под управлением величайших дирижеров современности. С 1990 г. А.Г. Шнитке жил в Германии. В этот период в кино, театре плодотворно работал композитор А.Л. Рыбников. Он рано стал писать музыку для кино. Среди наиболее известных его фильмов - "Остров сокровищ" (1971), "Приключения Буратино" (1975), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), а также легендарный мультфильм "Волк и семеро козлят на новый лад" (1975). Рыбников сочинил и музыкальную заставку к "Ералашу" (1974). Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 г. с огромным успехом состоялась премьера его рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (на слова Пабло Неруды) в Московском театре им. Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. В 1979 г. А.Л. Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1981 г. на сцене театра им. Ленинского комсомола М.А. Захаровым была поставлена следующая опера А.Л. Рыбникова "Юнона" и "Авось" (по поэме А. Вознесенского), построенная на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Спектакль не раз власти запрещали, но за 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом. Спектакль с большим успехом был показан в Европе и Америке. Кинематограф. В 60-е гг. в развитии советского кинематографа происходит оживление: появляется целый ряд молодых талантливых режиссеров, новые темы, новые творческие решения. Режиссеры получали заказы на фильмы о В.И. Ленине. Ленинская тема была отражена в кинофильмах: "Ленин в Польше" С. Юткевича, "Сердце матери" М. Донского, "Шестое июля" Ю. Карасика, "Кремлевские куранты" В. Георгиева. Были созданы документальные фильмы о Ленине: кинотрилогия о ленинских рукописях? "Рукописи Ленина", "Знамя партии", "Ленин (последние страницы)" Ф. Тяпкина и Г. Фрадкина, "Три весны Ленина" и "Ленин", "Документы, факты, воспоминания" Л. Кристи, "Живой Ленин" М. Ромма и др. По-прежнему волновала тема Великой Отечественной войны. Новое творческое решение военная тема нашла в фильмах: "Баллада о солдате" Г. Чухрая, "Судьба человека" С. Бондарчука, "Мир входящему" А. Алова и В. Наумова, "Иваново детство" А. Тарковского, "Живые и мертвые" А. Столпнера, "Отец солдата" Р. Чхеидзе, "Обыкновенный фашизм" М. Ромма, "А зори здесь тихие" С. Ростоцкого, "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны" А. Германа, "Белорусский вокзал" и др.
|