Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развитие науки и культуры в конце 50-х - середине 80-х годов 3 страница




Никого не оставило равнодушным появление фильма С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" (1972) по повести Б. Васильева. Действие в фильме происходит осенью 1941 года в Карелии, в районе, где активных боевых действий не велось. Командир зенитного батальона старшина Федот Васьков (А. Мартынов) выпросил себе у командования пополнение. Но он и представить не мог, что в качестве пополнения к нему будут направлены пять девушек: Женя Камелькова (О. Остроумова), Лиза Бричкина (Е. Драпеко), Рита Осянина (И. Шевчук), Галя Четвертак (Е. Маркова), Соня Гурвич (И. Долганова). Девчонки, конечно, милые, симпатичные, но им нет еще и 20 лет и какие из них бойцы! Девчонки несерьезные, все время шутят и все норовят подшутить над Васьковым, хохочут, мечтают о любви! Но старшина вскоре понимает, что не так уж и плохи его девчонки как бойцы. Все бы ничего, но вдруг старшина обнаруживает, что в тылу у наших войск высадился немецкий диверсионный отряд. Конечно, нужно сообщить об этом в штаб, но маленький отряд Васькова отрезан от своих. Остановить фашистов, а их нужно остановить, можно только ценой собственной жизни. Старшина Васьков и пять его девушек-зенитчиц выполнили свой воинский долг до конца. Все девушки погибли, но вражеский отряд не прошел в тыл наших войск. В заключительной сцене фильма звучит фраза "На таком-то фронте ничего существенного не произошло". Фильм С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" - своеобразный реквием о молодом поколении, "унесенном войной". О тех, кто только вступал в жизнь, кто мечтал учиться профессии, работать, любить, растить детей… Но на их долю выпала жестокая война. И они до конца выполнили свой воинский долг, долг перед Родиной. Пять человек - не такая большая цифра для военного времени, но таких у страны набралось 26,5 миллиона. Картина вызвала потрясение. Она еще раз заставила задуматься о каждом, кто погиб, защищая право на жизнь последующих поколений.
Выдающимся событием не только в кинематографе, но и в культурной жизни нашей страны стал выход масштабной исторической хроники о войне "Освобождение" (1970-1972) в пяти фильмах: "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин", "Последний штурм". Создатели фильма - режиссер Юрий Озеров, автор сценария Юрий Бондарев, оператор Игорь Слабневич, художник Алексей Мягков - сами были участниками Великой Отечественной войны, поэтому они старались не фальшивить, запечатлеть войну такой, какой видели сами. В киносражениях участвовали сотни единиц техники и тысячи актеров, которыми на время съемок стали солдаты Советской Армии. Это единственный художественный фильм, который успели снять в Берлине среди еще настоящих развалин Второй мировой, поэтому по фильму можно судить о масштабах разрушений и принесенных фашизмом страданий. В фильме наряду с личными судьбами реальных и вымышленных героев показаны перемещения целых армий, фронтов, деятельность штабов, разведок, а также тех, кто трудился в тылу. В фильме блестящий подбор актеров, которые не просто внешне похожи на реальных прототипов, но которым удалось "ухватить" и передать суть своих героев: Михаил Ульянов (Г.К. Жуков), Бухути Закариадзе (И.В. Сталин), Евгений Буренков (А.М. Василевский), Иван Переверзев (В.И. Чуйков), Василий Шукшин (И.С. Конев), Владлен Давыдов (К.К. Рокоссовский), Дмитрий Франько (П.С. Рыбалко), Юрий Дуров (У. Черчилль), Станислав Яськевич (Ф. Рузвельт), Фриц Дитц (А. Гитлер), Зигфрид Вайсс (Манштейн), Петер Штурм (Модель), Герд Хенненберг (Кейтель), Иво Гаррани (Муссолини). Вымышленных героев проникновенно играли Николай Олялин (Цветаев), Лариса Голубкина (медсестра Зоя), Михаил Ножкин (Ярцев), Валерий Носик (Дорожкин), Сергей Никоненко (Сашка) и др. Кино-эпопею "Освобождение" можно воспринимать как безусловный исторический документ, как своего рода учебное пособие по Великой Отечественной войне. Зрители в 115 стран мира выстраивались в очереди, чтобы увидеть этот фильм, а после сеансов плакали и аплодировали стоя. "Освобождение" ? один из лучших отечественных фильмов о Великой Отечественной войне. В дальнейшем Ю.Н. Озеров снял такие фильмы о войне, как "Битва за Москву", "Сталинград", "Солдаты свободы" и др.
В 60-е гг. в советском кинематографе особое звучание приобрела тема проблем молодежи. Этой проблеме был посвящен фильм М. Хуциева "Застава Ильича" (1959-1964). Хуциев утверждал в фильме, что молодежь верна идеалам отцов, и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознанны и искренни. Фильм подвергся критике, подвергнут переделке автором и выпущен под названием "Мне двадцать лет" (первоначальный вариант был восстановлен в 1987 г.).
Советские кинематографисты снимают фильмы, в которых исследуют важные аспекты духовной и социальной жизни, нравственного становления человека: "Живет такой парень", "Ваш сын и брат" (В.М. Шукшина), "Зной", "Восхождение" Л. Шепитько, "Короткие встречи", "Долгие проводы" К. Муратовой, "История Аси Клячиной" А. Кончаловского и др.

Яркие образы современников отображены в фильмах: "9 дней одного года" М. Ромма, "Председатель" А. Салтыкова, "Твой современник" Ю. Райзмана, "У озера" С. Герасимова, "Доживем до понедельника" С. Ростоцкого и многих других. Проблеме сохранения озера Байкал, на берегах которого развернулась большая стройка, был посвящен фильм С.А. Герасимова "У озера" (1969). Инженер стройки Черных (В. Шукшин) и Лена Бармина (Н. Белохвостикова), дочь ученого (О. Жаков), делают все, чтобы сохранить озеро от загрязнения. Между ними складываются непростые отношения. Но фильм затрагивает также и нравственные аспекты современной молодежи. Поняв, что она влюблена в Черных и что он женат, Лена уезжает. Наталья Белохвостикова снималась в фильме, будучи студенткой 2-го курса ВГИКа, но ей удалось создать образ современницы, наделенный благородством чувств и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием. В фильме были заняты и другие популярные актеры: Валентина Теличкина. Николай Еременко-мл., Сергей Герасимов, Наталья Аринбасарова, Михаил Ножкин, Вадим Спиридонов.
В этот период непросто складывается творческая судьба А.А. Тарковского. Уже в первой самостоятельной работе - фильме "Иваново детство" (1962) проявилась незаурядность молодого режиссера. Фильм представляет собой особый взгляд на мир и войну - глазами десятилетнего мальчика. Мальчик Иван был абсолютно счастлив, имея мать и сестренку. Но однажды жизнь превратилась в ад: у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике и однажды …не возвращается с задания. В 1966 г. Тарковский снял свой следующий фильм "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею"), посвященный гениальному русскому художнику Андрею Рублеву. Уже тогда режиссерская работа не устроила власти, и зрители смогли увидеть картину только в 1971 г. в урезанном виде. В фильме в мощной эпической форме высказана мысль о бессмертности искусства и его связи с духовной жизнью народа. В 1975 г. он снимает художественно-автобиографический фильм "Зеркало", представляющий собой поток сознания героя, который на пороге смерти пытается переосмыслить свою жизнь. В СССР философско-фантастическая драма А.А. Тарковского "Зеркало" замечена не была. Не сдержав обиды, Тарковский покидает СССР в 1981 году, но до этого успевает поставить свой последний фильм на родине - "Сталкер" (1980), экранизация фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине". В фильме продолжает обсуждаться человеческая мораль - красная нить творчества Тарковского. Он уезжает в Италию, где ставит фильм "Ностальгия" (1983)- история про русского поэта, умершего за границей. В 1986 г. в Швеции он снимает фильм "Жертвоприношение", проникнутый философскими размышлениями о смысле человеческой жизни. В 1986 г. А.А. Тарковский скончался.

Исследованию личности в остроконфликтных ситуациях с лирическим и юмористическим оттенком были посвящены фильмы В.В. Меньшова: "Розыгрыш" (1977), "Любовь и голуби" (1984). Поистине всенародно любимым стал его фильм "Москва слезам не верит" (1980) - о судьбе трех подружек из провинции, приехавших в Москву в конце 50-х в поисках счастья. Главная героиня, работница завода, выдает себя за дочь профессора. Как профессорская дочь, она знакомится с молодым, подающим большие надежды телеоператором. Дело идет к свадьбе, но телеоператор узнает, что девушка вовсе не профессорская дочь… героиня покинута, но она не отчаялась. Она пережила все трудности, в одиночку вырастила прекрасную дочь, и к тому же из простой работницы стала директором крупного предприятия. Все хорошо, но нет главного - личного счастья. Наконец, жизнь дарит ей встречу с прекрасным человеком. В фильме В.В. Меньшов снял замечательный актерский состав: Вера Алентова, Олег Табаков, Алексей Баталов, Александр Фатюшин, Евгения Ханаева, Ирина Муравьева, Владимир Басов. Таких судеб, как у героини фильма, были в Москве тысячи. Многие в героях фильма узнавали себя. Этот фильм-сказка, дающая надежду каждому на счастливую встречу завтра. Фильм является необыкновенно популярным у зрителей по прошествии многих лет.

Много и успешно работает в кинематографе М.А. Захаров. Все его фильмы являются без преувеличения шедеврами: "Обыкновенное чудо"(1978), "Тот самый Мюнхгаузен"(1979), "Формула любви" (1984). В своих фильмах М.А. Захаров тяготеет к острой театральной форме, яркой зрелищности, социальной злободневности.
Замечательным в этот период является творчество режиссеров-комедиографов: Э. Рязанова ("Берегись автомобиля", 1966; "Ирония судьбы или с легким паром", 1976; "Служебный роман", 1977; "О бедном гусаре замолвите слово", 1980; "Вокзал для двоих", 1983), Г. Данелия ("Я шагаю по Москве", 1964; "Не горюй", 1969; "Афоня", 1975; "Мимино", 1978), Л. Гайдая ("Кавказская пленница", 1967; "Бриллиантовая рука", 1969; "Иван Васильевич меняет профессию", 1973) и др.
Популярны также были фильмы Н. Михалкова, Т. Абуладзе, Д. Асановой, С. Соловьева, Э. Климова, Г. Панфилова и др.

Живопись. В 60-е годы господствующим художественным методом в живописи был социалистический реализм. В то же время художники искали новые выразительные средства. В своих исканиях они стали обращаться к авангардному искусству 20-30-х годов. Авангард к этому времени в нашей стране перестал существовать. Большинство авангардистов покинуло СССР, другие ушли из жизни. Авангард в СССР был под запретом. Но запретное искусство вызывало интерес у молодых художников, стремившихся к свободе самовыражения. Еще во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. были показаны картины абстракционистов, в том числе и работы знаменитого Дж. Поллока, лидера американских абстракционистов. В Москве стала складываться новая школа в искусстве, мечтающая возродить традиции "исторического авангарда". Появляется ростки другого искусства, получившего название "искусство новой волны", "нонконформизм", "искусство андеграунда", что переводилось как неприспособившиеся, неофициальное искусство или "искусство подполья". В "новом искусстве" появились течения, но все вместе они представляли оппозицию официальному искусству. Каждый из художников - нонконформистов был крайне индивидуален.
Вскоре стали происходить столкновения нонконформистов с властями. Первое открытое столкновение произошло в 1962 году в Манеже, когда в одном из залов были выставлены работы художников - абстракционистов - Э. Неизвестного, Э. М. Билютина, О. Рабина, М. Кабакова, В. Янкилевского, В. Чуйкова, Л. Мастерковой и др. Н.С. Хрущев в окружении соратников посетил выставку и подверг резкой критике их творчество. Следующее столкновение произошло в 1974 г. 15 сентября 1974 г. группа из 20 художников - нонконформистов организовала на пустыре в столичном районе Беляево выставку своих картин под открытым небом. Для москвичей это была уникальная возможность увидеть неофициальное советское искусство, произведения художников-нонконформистов. В 11 утра на пустыре на мокрой земле были расставлены картины. Однако вскоре появились три бульдозера, которые стали давить холсты. В итоге пятеро художников и 12 зрителей были арестованы, а несколько корреспондентов иностранных газет избиты. "Бульдозерная выставка" стала тогда новостью номер один в зарубежных средствах массовой информации и одним из самых драматичных и скандальных событий в культурной жизни брежневской России.
Некоторых из 20 художников потом выслали из страны, они стали известны на Западе. Другие просто перестали заниматься искусством.
Одним из течений андеграунда стал "суровый стиль" в искусстве. Художники "сурового стиля" стремились воссоздать "правду жизни", показать действительность без прикрас. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках "правды жизни" обратились к сдержанной, условной манере, отвергнув всякую описательность. У художников "сурового стиля" иное понимание героизма, чем у мастеров сталинского соцреализма. Они отвергли героическую позу, их героизм предполагал замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость.

Одним из основателей "сурового стиля" стал П.Ф. Никонов (род. 1930). В 1956 г. он окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Он был воспитан в духе почитания В.И. Сурикова, В.А. Серова, И.И. Левитана и т.д. Но художник стремился к расширению профессионального кругозора. В 1960 г. он пишет картину "Наши будни", которая совместно с "Плотогонами" Н.И. Андронова, "Ремонтниками" Т.Т. Салахова, "Строителями Братска" В.Е. Попкова, "Полярниками" А.А. и П.А. Смолиных вошла в число лучших работ "сурового стиля". Картине была присуща суровая романтика восприятия современной реальности, персонажи картины, повинуясь чувству высокого долга, идут на сознательное самоограничение. В 1962 г. художник пишет картину "Геологи" (ГТГ), которая круто изменила его судьбу. Картина впервые была показана на выставке в Манеже. Картина подверглась уничижительной критике официальных властей. Власти не устроили ни сюжет, ни тема, ни манера изображения. Художник забросил своих геологов в далекую безлюдную пустыню, они измучены и обессилены. Эмоциональный строй картины - трагичен, персонажи лишены героического облика, картина лишена оптимистической перспективы, наполнена ощущением крайней безысходности. Позже художник пытался вернуться к работам жизнеутверждающего, исторического характера ("Штаб Октября" - 1966), но нерадостная сторона советской действительности становится основной темой его произведений: "Северная деревня", 1969; "Неубранный стол", 1975; "Пастухи и космос", 1984; "Двое в тайге", 1982; "Похороны в Алексине", 1985; "Пожар в деревне", 1991; "Драка", 1996.

Еще одним основоположником "сурового стиля" был Н.И. Андронов (1929-1998). Художник также искал свою художественную манеру. Его первые работы "Монтажники", "Плотогоны" были исполнены в "суровом стиле". От фигур молодых покорителей Сибири веяло энергией и темпераментом. Картины принесли художнику известность, но он продолжал искать новые художественные и эстетические идеалы. Художник уехал на Север, в Ферапонтово. Изучение древнерусского искусства, творчества Дионисия помогло художнику найти новые средства художественной выразительности. Картины, написанные на Севере, разнообразны по своей эмоциональной окраске. Задумчиво-лиричны "Вечер у нас на озере" (1980), "Когда пришел жеребенок" (1986), "Лунная ночь" (1990). Наполнены драматизмом и бурной романтикой картины "Мертвая лошадь" (1969-1990), "Ночь в Солигаличе" (1981). Тревожным настроением наполнены "Гроза. Новодевичий монастырь" (1978), "Ночь над Ферапонтовым" (1993).

Одним из основателей "сурового стиля" был также ныне всемирно известный художник Т.Т. Салахов (род. 1928). Он автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен. Его полотна отличает четкое построение композиции, виртуозное владение линией и цветом. Значительное место в его творчестве занимает цикл произведений и нефтедобыче и тружениках Каспия, над которыми художник работает всю жизнь. Признание общественности получили его картины "Утренний эшелон" (1958), "Ремонтники" (1960), "Над Каспием" (1961), "Женщины Апшерона" (1967), "Утро на Каспии" (1986). Т. Салахов - крупный портретист современности. Человек для него большая ценность, поэтому человека он показывает крупным планом. Широко известны портреты деятелей культуры Д. Шостаковича, А. Кара-Караева, Ф. Амирова, М. Шелла, Г. Гессе. Образы портретируемых у художника чрезвычайно выразительны, художнику удалось передать богатый и сложный внутренний мир своих героев. В частности, в портрете известного азербайджанского композитора А. Кара-Караева (1960) художник смог представить натуру собранную и одухотворенную.

В это период интересным представляется творчество художника В.Е. Попкова (1932-1974). Его жизнь оборвала нелепая смерть в 1974 г., но его творчество стало одним из наиболее ярких художественных воплощений 60-х гг. В начале 60-х, практически сразу после студенческой скамьи этот молодой художник стал знаменитым, и его творчество получило официальное признание. Его картина "Строители Братской ГЭС" (1960-1961), выполненная в суровом стиле, была приобретена Третьяковской галереей. Картина привлекла зрителей молодым задором, энергичным восприятием жизни. В 1966-1968 гг. художник создает триптих "Ой, как всех мужей побрали на войну" ("Воспоминание. Вдовы", "Одна", "Северная песня"), который стал живописным памятником всем вдовам. В этом триптихе война воспринимается художником как величайшая трагедия.

Мысли о преходящести бытия - вот что питало творчество В. Попкова. В картине "Хороший человек была бабка Аксинья" художник словно говорит, что жизнь не бесследна, не бессмысленна. Человек возрождается в своих детях, внуках, хороших делах. В 1972 г. художник создал одно из своих лучших произведений - "Работа окончена". В этой картине художник изобразил себя самого. Автопортретная фигура на картине застывает в тяжелом оцепенении, словно мастер решил, что дело его жизни закончено. Автор наверху рамы поместил дубовую ветку, которую вплетают в похоронные венки. Картина стала пророческой, художник вскоре нелепо погиб. В 1974 г. В. Попков пишет одно из лиричнейших своих произведений - "Пушкин в Михайловском". В. Попков смог внести свой вклад в образ великого русского поэта, он передать величайший полет духа, свойственный Пушкину в этот период эго жизни.
Многие художники того времени работали в жанре пейзажа. Особое место в пейзаже того времени занимает северный пейзаж. Еще в 60-е годы начинается буквально паломничество художников на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Так появляются пейзажи Никонова, Андронова, Стожарова.
Одним из выдающихся пейзажных живописцев второй половины XX в. стал Е.И. Зверьков (род. 1921). Главным источником его вдохновения стали родная Тверская земля, русский Север, их неброский облик. На творческую манеру художника большое влияние оказали русские импрессионисты. Почерк живописца сформировался под влиянием русского импрессионизма. Художник русский пейзаж передает как человеческое настроение, духовное состояние. В цветовой гамме преобладают полутона. Его лучшие работы: "Родные мотивы", "Голубой апрель" (1972), "Зимнее солнце", "В лесном краю" (1974), "Северная весна", "Колосится рожь" (1972), "Старая мельница" и др..

Творчество художников "сурового стиля" получило большой резонанс в обществе, но далеко не все художники 60-80-х гг. испытали влияние "сурового стиля", многим этот стиль казался "тяжелым", "темным". Многие художники избрали своим творческим методом реализм, но обращаются к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII - начала ХХ вв., к французскому классицизму и, конечно, к фольклору.

Художником, писавшим в реалистической манере, был Ю.М. Ракша (1937-1980). Он учился в художественной школе при институте им. В.И Сурикова. Окончил ВГИК и 15 лет проработал художником-постановщиком на Мосфильме. Из его наиболее значительных работ следует назвать "Время, вперед", "Дерсу Узала", "Восхождение". Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - "Современник", "Добрый зверь, добрый человек", "Моя мама", "Продолжение", "Разговор о будущем", "Земляничная поляна" и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Он предпочитал писать своих современников. Последней работой художника, его шедевром, его лебединой песней стал триптих "Поле Куликово" (ныне в Третьяковской галерее). В центральной его части - "Предстояние" - среди воинов, окруживших Дмитрия Донского в самый кульминационный момент перед сечей, художник изобразил в образе Бренка Василия Шукшина. Художник дописывал триптих, уже тяжело больным, но последний мазок он поставить успел. 1 сентября 1980 г. художник умер. Картина, с еще не высохшими красками, была помещена в Третьяковской галерее.
Одним из художников реалистического направления, обратившимся к фольклору, родной истории был К.А. Васильев (1942-1976). В 1961 г. он окончил Казанское художественное училище, после работает учителем рисования в поселковой школе. Еще студентом он пробует себя в разных художественных манерах: подражал голландским мастерам, увлекался абстракционизмом и сюрреализмом. Но художника не удовлетворяло, что эти стили не могли передать духовную силу человека. Начиная с 1967 г. художник пишет пейзажи, изучает раннюю историю славян. Вскоре рождаются произведения на былинные и сказочные сюжеты "Рождение Дуная", "Гуси-лебеди", "Свияжск", "Северный орел", "Ожидание", "У чужого окна", ставшие воплощением особого, "васильевского стиля". Его стиль отличают строгость, тщательная выписанность всех линий, преобладание голубого и темных тонов. Интерес художника к прошлому, осмысление героизма и жертвенности предков легли в основу русского цикла: "Русалка", "Жница", "Плач Ярославны", "Русский витязь", "Вольга и Микула", "Бой со змеем", "Садко и владыка морской", "Илья Муромец и голь кабацкая", "Человек с филином", "Северная легенда". В 1974 г. в преддверии 30-летия Победы К. Васильев создает военный цикл: проникнутый гордостью и верой в возрождение мощи народа-богатыря: "Нашествие", "Прощание славянки", "Тоска по Родине", "Маршал Жуков", "Над Берлином", "Унтер ден Линден" в огне". Все эти полотна объединяет вера в силу русского воинства, неотвратимость торжества его оружия.
Безвременная кончина настигла художника, когда он возвращался со своей второй прижизненной выставки в Зеленодольске.

В 70-80-е годы в живописи появились новые имена, которые во многом определили лицо советской живописи того времени: Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова, А. Волков, В. Рожнев, А. Ситников, В. Орлов и другие талантливые мастера. Эти художники в своих произведениях размышляли о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. В отличие от художников предыдущего десятилетия они избрали язык символов.

Одним из крупных и признанных мастеров 70-80-х гг. является Т.Г. Назаренко (род.1944 г.). Оставаясь в рамках соцреализма, она привнесла в свои полотна карнавализм, театрализацию, аллегорию, народный примитив. В 70-е гг. художница пробует свои силы в "примитивистской" манере, в романтическом стиле. В эти годы ею были написаны такие разные работы, как "Казнь народовольцев" (1969-1972), "Дерево в Новом Афоне" (1969), "Проводы зимы" (1973), "Мои современники" (1973), "Обед" (1970). Художница обращается и к прошлому нашей страны. В ее исторических произведениях отражен взгляд современника на прошедшее, поэтому в ее картинах одномоментно присутствует прошлое и настоящее, историческое событие и наше представление о нем. Таковы исторические картины - "Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (1975), "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980). Художница выбирает кульминационные моменты изображаемого. Одной из ее излюбленных тем стали карнавалы. Одна из первых "карнавальных" работ художницы - "Новогоднее гуляние" (1973), где она стремится показать внутренний смысл карнавала, всю гамму чувств, испытываемую его участниками. Во второй половине 1970-х - начале 80-х гг. Т. Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей: "Встреча Нового года" (1976), "Московский вечер" (1978), "Карнавал" (1979), "Татьянин день" (1982), "Сентябрь в Одессе" (1985). Если в ранних групповых портретах художницы царили тишина, сосредоточенность, стремление услышать друг друга, то теперь - царит безудержная стихия карнавала, экстравагантны позы, костюмы.
В эти годы продолжает работать А.М. Шилов (род. 1943). Он выбрал самое сложное в искусстве направление - реализм. Продолжая традиции русской реалистической живописи XVIII-XIX веков, художник нашел свой собственный художественный язык.

Среди большого количества его работ - пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но центральный жанр творчества А.М. Шилова - портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются предметом особого внимания живописца. Герои его произведений - люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Среди них - портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976), В.И. Севастьянова (1976), В.А. Шаталова (1978), "Сын Родины" (Ю.А. Гагарин, 1980), "Академик Н.Н. Семенов" (1982), "В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин" (1987), "Митрополит Филарет" (1987) и др.
Человек интересует А.М. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Особенно уважительно художник относится к старости: "Моя бабушка" (1977), "Хозяин земли" (1979), "Зацвел багульник" (1980), "В день рождения Ариши" (1981), "Вдвоем" (1981), "Холодает" (1983), "Дед Гаврила" (1984).
Одна из главных героинь его портретов - дочь художника Маша. Ее портрет 1983 г. никого не может оставить равнодушным. Все изображено так любовно, выписано с таким великим и поразительным искусством: милое личико, шелковистые волосы, нежная кожа, бархатное платье, плюшевый мишка. Машенька Шилова рано уйдет из жизни, и художник к образу дочери станет обращаться все чаще.
А.М. Шилов также занимается пейзажем. Россия для художника - любимая и прекрасная страна, пейзажи родной природы передаются им с большой любовью. Особенно художника вдохновляет среднерусская природа - неброская, скромная и печальная, но, тем не менее, прекрасная: "Оттепель" (1986), "Февраль. Переделкино" (1987), "Октябрь. Николина гора" (1996).

В натюрмортах художник изображает окружающие нас в повседневной жизни предметы: книги, комнатные и полевые цветы, изящную посуду. Наиболее известны в этом жанре "Дары Востока" (1980), "Фиалки" (1974), "Анютины глазки" (1982) и другие.
Одним из крупных художников 60-90-х гг. является И.С. Глазунов. Он родился в 1930 г. в Ленинграде. Величайшим потрясением стала для него ленинградская блокада, когда он, потеряв почти всех родных, чудом остался жив. Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве, что было невиданным событием для художника такого молодого возраста.

В его творчестве выделяются четыре основных цикла.
Жизнь современника, поэзия будней большого города - тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника.
Его следующим циклом стал "История России". Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев". Особое место в творчестве художника занимают созданные в эти годы полотна: "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия", в которых автор представляет свою концепцию исторического пути России.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты