КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс творческой игры у младших дошкольниковТворческие игры — это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего. Первоначальный образ в игре несложен. Создается он обозначением роли: «я — бабушка», «я — летчик». По содержанию в роли отражены наиболее типичные для воспитания маленьких детей моменты, и, прежде всего, звукоподражание, воспроизведение элементов действия, несложные взаимоотношения действующих лиц, па-пример «бабушка пьет чай», «летчик летит на самолете» и т. д. В конструктивно-строительной игре создаются предметы «нового» назначения. Несколько стульев дают возможность изобразить дом, палатку, поезд, танк и т. д., это зависит от опыта ребенка, от развития его воображения. Действующие лица в игре появляются путем ролевого превращения в данный образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты – моя дочка»,— говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер»,— решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль. При помощи материала и определенных действий с ним, при помощи речи ребенок создает игру, открывает тс пли иные стороны действительности, которые он познает, изменяет, перерабатывает. Деятельность ребенка в творческой игре направлена, с одной стороны, на создание обстановки, соответствующей замыслу (изменение обычных условий), и, с другой — на превращение себя и окружающих в различные персонажи (по смыслу игры), В играх намечается сюжет, т. е. развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях. Сюжеты игр существуют уже у детей 3—4 лет. Но сами по себе сюжеты еще не раскрыты, в них нет развитых отношений. Деятельность в игре младшего дошкольника еще плохо связывается с ролями в игре других детей. Замысел ребенка захватывает главным образом его самого. Отсюда часто наблюдается индивидуальный характер игры каждого ребенка. Девочка (4 лет) сидит на стуле с куклой в руках. Обращается к сидящему на соседнем стуле мальчику: «Поедем в город». Мальчик утвердительно кивает головой и продолжает сидеть, не меняя позы. Спустя несколько минут девочка говорит: «Ну, приехали»,— встает и отходит. Такой характер ролей делает связи между играющими крайне неустойчивыми, кратковременными. Примерно такую же картину представляют строительно-конструктивные игры. У детей 3—4 лет мотивы выбора игры нужно отнести за счет впечатлений, вытекающих из их непосредственного опыта. Значительную роль в игре занимает подражательность. Но во всякой подражательности имеются элементы самостоятельности. Развитие творческих игр у детей 3—4 лет теснейшим образом связано с участием в них воспитателя. Поводов к возникновению творческих игр много в детской жизни. К воспитателю подходит девочка и говорит: «У мишки оторвалась лапа— он больной». «Сейчас мы будем твоего мишку лечить— неси его в больницу. Я — доктор», — говорит воспитатель, садится за стол, берет иголку, нитки и начинает лечить мишку, т. е. пришивать ему лапу. Игрой заинтересовывается несколько детей. У ожидающих появляются больные дети. Все поврежденные игрушки отысканы и принесены. Каждый терпеливо ждет очереди показать ребенка, рассказывает, что у, него болит. Игра получилась оживленной. Некоторые темы игр придумывает воспитатель, привлекая к этому и детей. В зависимости от развития детей, от их интересов могут быть придуманы и ситуа- ции. Сами дети принимают участие в придумывании сюжета игр.
|