Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



РЕЦЕПТЫ И НАСТАВЛЕНИЯ

Читайте также:
  1. БОЛЕЗНИ И РЕЦЕПТЫ
  2. Болезни и рецепты
  3. Вводные наставления
  4. НАСТАВЛЕНИЯ ДИОТИМЫ
  5. Наставления по искусству эффективно слушать
  6. Наставления по Йоге Сновидений.
  7. Наставления по практике Чистого Иллюзорного Тела.
  8. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 глава)
  9. Предлагаем своеобразные «Танцевальные музыкально-пластические рецепты», способствующие возникновению положительных эмоций.
  10. РЕЦЕПТЫ ВЫЖИВАНИЯ

ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Свинцовые или серебряные белила (углекислый сви­нец)192- В старину белила добывались следующим, так называемым голландским способом: клали куски свинца в глиняные горшки, на дне которых был уксус, и затем эти горшки, поставленные на доску, закапывали в яму с унавоженным дном.

Уксусная кислота, содержащаяся в уксусе, образует со свинцом уксуснокислый свинец, который переходит в углекислый под влиянием углекислоты, выделяемой навозом. Тот же результат достигается лабораторным путем.

Впоследствии свинцовые белила приготовлялись осаждением, но способу К лиши; но изготовленные этим путем белила, из-за присутствия в них воды, кроют хуже193. Те свинцовые белила, которые теперь обыкновенно употребляются художниками, изготов­ляются по способу, близкому к описанному и состав­ляющему секрет фабрикантов. Фабриканты же стре­мятся производить возможно более дешевый товар, чтобы уничтожить конкурентов и, в конце концов, моно­полизировать производство в нескольких руках; они не очень заботятся об интересах художников, которые волей-неволей должны довольствоваться белилами не надлежащего состава. То же приходится сказать и отно­сительно других красок.

С тех пор как крупные фабрики уничтожили мелкое производство, художникам остается или самим делать краски, годные для живописи (что невозможно), или -> же объединяться, чтобы заставить готовить продукты специально по их требованиям. Надеемся, что это будет осуществлено194.

Свинцовые белила с парами сероводорода, часто находящимися в атмосфере, образуют сернистый свинец — соединение черного цвета195. Вот почему неко- торые гуашевые краски и белые карандаши, изготовленные из свинцовых белил, меняют свой тон па более или менее серый.

Можно вернуть им их первоначальную белизну, смачивая перекисью водорода, так как черный сернистый свинец при этом превращается в серн окислый свинец (сульфат свинца), соль белого цвета. В живописи применению этого средства мешают масло и лак196, окружающие пигмент.

Несмотря па все это, свинцовые пли серебряные белила широко употребляются в масляной живописи благодаря их несравненной кроющей способно сти197.

Следует совершенно устранить белила из всех способов энкаустики и во всех тех случаях, где приходится прибегать к помощи огня, так как эти белила разла­гаются при нагреве до температуры свыше 100—120°. Нельзя также вводить их в смеси, содержащие серу, которая делает их черными, или где есть уксусная кислота, разлагающая их: например, в клеевой живо­писи, где употребляют жидкий клей в холодном виде, чтобы избежать постоянного подогревания198.



Цинковые белила {окись цинка). Цинковые белила получаются из паров цинка, окисленных воздухом199.

Они не изменяются, как свинцовые, по не приобре­тают такой прочной связи с маслом, более хрупки200 и не так кроют, как первые. Однако же можно увеличить их корпусность, сильно сжимая перед растиранием порошок окиси цинка под гидравлическим прессом, а также растирая предварительно с водой, чтобы затем изготовить „хлебцы", которые сушат в сушильной камере201.

Цинковые белила могут быть использованны во всех родах живописи; они необходимы для разбеливания киновари вместо свинцовых, а также при смешивании с кадмием, если нет уверенности в его добросовестном изготовлении.

В общем, белила эти превосходны и очень приятны в работе в тех случаях, когда для светов используется белизна основы и не требуется большая корпусность.



Белила из мела (углекислый кальций). Все эти белила, растертые на воде, очень прочны, но с маслом делаются серыми, прозрачными и никогда не высыхают полностью. Не следует их употреблять даже в аква­рели, гуаши, клеевой живописи, если предполагается живопись покрывать лаком или прописывать с мас­лом302.

Так же как и свинцовые белила, они не выдержи­вают действия высокой температуры и разлагаются от уксусной кислоты.

 

Земли, охры, марсы, железный лак. Все эти краска представляют собой окись железа, более или менее! прокаленную, закрепленную самой природой на глинах или искусственно на глиноземе; все они очень прочны.

Однако поскольку окрашенные земли находят чуть ли не ежедневно, очень трудно составить полный список пигментов этого рода; перечисляем те из них, которые наиболее распространены.

Говоря о большой прочности этих красок, мы долж­ны заметить, что имеем б виду только такие, которые не по одному названию, а на самом деле представляют окись железа.

Итальянская земля. Нюрепбсргская красная.

Сиена натуральная. Индийская красная.

Сиона жженая. Капут-мортум203.

Красная земля. Коричневая Ван-Дика20*^

Розовая земля. Коричнево-красная.

Охра желтая. Желтый марс. Охра ручейная (осге de ru). Оранжевый марс.

Охра красная. Красный марс.

Прусская красная. Фиолетовый марс.

Венецианская красная. Коричневый марс.

Антверпенская красная. Железный лак305.

Желтые и оранжевые красящие вещества. Мы выде­лили желтые, красные и коричневые земли, охры к| марсы потому, что все эти пигменты относятся к кате­гории очень прочных материалов; все же другие пиг­менты, различные по химическому составу, будем клас­сифицировать по цветам, чтобы можно было легче ориен­тироваться; делая обзор пигментов, невозможно, конечно, дать полный перечень всех фантастических названий, которыми переполнены прейскуранты изготовителей, да это и бесполезно: прежде чем эта книга будет отпечатана, появится много еще других. Ограни­чимся поэтому наиболее известными.

Свинец в соединении с другими веществами образует много желтых пигментов, качество которых более или менее плохое. Вот они:

 

 

Некоторые желтые лимонного оттенка (йодистый свинец). Желтые хромы (хромовокислый свинец).

Аурипигмент (мышьяковистокислый свинец) получается также из сернистого мышьяка.

Желтая минеральная Закись и (хлорокись свинца)206. перекись свинца Сурик свинцовый 2°7.

Оранжевая свинцовая

Красная сатурна.

 

Желтая соломенная. Основная сернокислая соль свинца303

Минеральный тюрбпт.

 

Все эти пигменты вызывают почернение или разла­гают соединения металлов, с которыми их смешивают. Плохими пигментами являются также:

 

Желтый ультрамарин (хромовокислый барий).

 

Некоторые сорта хромовых желтых, приготовляе­мые с хромовокислым кальцием, и все смеси, носящие пышные названия:

 

Неаполитанская желтая209.

Бриллиантовая желтая.

Лютиковая желтая и др.

 

Плохи также желтые растительного происхождения:

 

Желтая шафранная21-0.

Гуммигут из Камбоджи211.

И все желтые лаки, которые выцветают на свету и раз­рушаются некоторыми металлическими соединениями:

 

Лак резедовый Стиль де грен.

Лак желтый. Лак золотисто-желтый.

 

 

Мы уже говорили об индийской желтой212 и теперь только повторим, что краска эта довольно прочная, но при условии особого растирания, чтобы не сделать ее водорастворимой, в противном же случае она может, благодаря своему щелочному характеру, образовать в соединении с маслом мыло. Но так как без нее легко можно обойтись, пользуясь заменяющими ее железным лаком и кадмием213, то лучше ее избегать. Неаполитан­ская желтая (сурьмянокислый свинец) и желтая сурь­мяная (сурьмянокислый свинец и кремнекислый каль: ций) — пигменты очень прочные, но редко бывают чистыми и очень часто плохо изготовлены; поскольку они мало употребительны, то мы исключаем их из 1 палитры.

Вот прочные желтые пигменты:

Желтый кадмий оранжевый.

Желтый кадмий. Сернистый кадмии.

Желтый калмпй светлый.

Желтый кадмий лимонный214.

Прежде чем смешивать светлые кадмии со свинцо­выми белилами, необходимо убедиться в доброкачест­венном изготовлении кадмиев, т. е. не содержат ли они избытка серы, отчего неизбежно произойдет почер­нение белил215.

Итак, из желтых пигментов хороши для примене­ния:

 

Охры, земли, марсы, железные лаки, даелтые кадмии и хро­мовокислый стронций216.

 

Красные красящие вещества. Непрочные;

Реальгар (сернистый мышьяк) вызывает почернение и разру­шение металлических пигментов.

Скнрлет (йодистая ртуть) выцветает на свету.

 

Разрушаются от света все лаки, полученные из

кошенили817:

Кармин,

Карминный лак,

 

а. также из красящего вещества фернам букового, бра­зильского, кампешевого деревьев, существующие в про­даже под разными названиями218; безусловно,непрочны и все анилиновые красные219:

Гераниум;

Capucirie (цвета настурции) и др.

 

Относительно прочными являются одни лишь лаки-гарансы220.

Прочны также:

 

Киноварь.

Французский вермильон. Сернистая ртуть.

Китайский вермильон.

Непременнымусловием прочности этих является смешивание их только с цинковыми а не со свинцовыми221,

Следовательно, из красных пигментов прочны земли, охры и марсы, киноварь и лаки-гарансы

пигментов белилами,

синие красящие вещества

Непрочные:

Горная сипяя (углекис­лая медь).

Берлинская лазурь. Различные химические соединения,

Прусская синяя'.

Турнбуллиева синяя. близкие к жслезпстосинеродистому железу.

Антверпенская синяя.

Небесная голубая.

Бирюзовая голубая.

Минеральная синяя.

 

Все эти синие одного и того же происхождения; в большинстве случаев разрушаются окислами метал­лов и выцветают от действия света; некоторые же из] них восстанавливаются в темноте (достоинство совер­шенно бесполезное).

Непрочна также:

Индиго (краситель растительного происхождения, чернею­щий и зеленеющий с жировыми веществами)223.

 

Недурные по прочности, но бесполезные и могут быть заменены другими (плохо растираются):

 

Помпейская сиияя. (Двойной силикат меди и кальция).

 

Лазурная синяя.

Смальтовая синяя. Двойной силикат калия и кобальта

Саксонская синяя.

Крахмальная синяя.

Сафровая синяя. /

 

Эмалевая синяя, известная в старину под именем Алек­сандрийской фритты (стекло).

 

Синий кобальт

Дрезденский кобальт.

Соедииение глинозема п окиси кобальта, полученное при высокой температуре. Ультрамарин (соединение силиката алюминия, силиката натрия и сернистого натра) 22В,

 

Итак, прочных синих пигментов всего два, которых вполне достаточно: кобальт и ультрамарин227.

Зеленые красящие вещества Непрочные:

еп

Прусская зеленая (двойная дианистая соль железа и ко­бальта) на свету делается серовато- красной.

ме

Медянка (уксуснокислая медь).

Зеленая Шееле аав. \ Мышьяковпстокислая медь.

Минеральная зеленая. Английская зеленая. жыиого

ового лака и берлинской лазури)-еь.

Зеленая ки*ил>щ,„.

Зеленый лак (смесь резедового лака и берлинской лазурш-

Швейнфуртская зеленая (мышьяковистоуксуснокиспая медь).

Венская зеленая (мышьяковокислая медь)аза.

Бене

Непрочны также зелени ния, каковы:

стительного происхожде-

Ирисовая золеная.

Травяная зелень, представляющая собой лак с оттенком

крушины.

 

 

Зеленая земля плохо кроет и потому не рекомендуется.

можно пользоваться ею только в чистом виде, тщатель» но избегая смешения с другими пигментами и даже соприкосновения с ними, — для чего лучше покрывать ее лаком230.

Зеленые пигменты, безусловно, прочные:

Зеленый кобальт (окиоь кобальта и окпсь цинка) 231. Эмерод232 или зеленая изумрудная (окись хрома)233.

Фиолетовые красящие вещества Непрочные:

все фиолетовые красящие вещества, содержащие ани­линовые красители, каковы:

Фиолетовая Мажента. Фиолетовая Сольферино п др.

Непрочны также:

Фиолетовая растительная, получаемая смешением крася­щего вещества кампешевого дерева с солями свинца, и фиолето­вая, добываемая из кошенили,

Существующий в продаже фиолетовый ультрамарин также прочен, как п ультрамарин, но кроет плохо и поэтому мы рекомендуем предпочесть ему фиолето­вый кобальт (фосфорнокислый кобальт и кремнекис­лый кобальт) и в особенности фиолетовую минераль­ную (фосфорнокислый марганец). Последний пигмент очень прочен и превосходно кроет; приготовляется он в двух различных оттенках, одинаково прочных.

Итак, из фиолетовых пигментов прочны: фиолето­вая минеральная, фиолетовый кобальт и фиолетовый марс234.

Коричневые красящие вещества.

Среди коричневых красок самая непрочная — асфальт: он изменяется в цвете на свету, расплавляясь от тепла, течет, способствуя образованию кракелюра, и угрожает жизни картины235. Затем следует кельнская земля, представляющая собой не что иное, как истлев­шую древесину238.

Непрочны также: кассельская земля, коричневая цикорная и умбры — натуральная и жженая (перекись марганца)237. Умбра имеет еще неприятную особен­ность придавать черный тон всем краскам, с которыми ее смешивают или поверх которых накладывают. Прусская коричневая (жженая берлинская лазурь) совершенно ненужная краска и может быть с успехом заменена коричневым марсом — кроющим пигментом, превосходным во всех отношениях. Искусствен­ный асфальт, о котором уже упоминалось и который мы предлагаем художникам под именем коричневой Вибера, обладает прекрасным прозрачным тоном и всеми достоинствами, настоящего асфальта, но без его недостатков. Эта краска совершенно прозрачная и представляет собой смесь угля и окиси железа, закре­пленной на глиноземе.

Из коричневых красок следует ограничиться только коричневым марсом и коричневой Вибера238.

О черных красках мы уже говорили, что все они * прочны, за исключением тех, которые содержат гудрон.


Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 8; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заканчивая эту книгу, нужно сказать, что, приступая к ней, мы были далеки от претензий делать указания художникам | АНАЛИЗ КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВ
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты