КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАЗЕИНОВЫЙ КЛЕЙВозьмите 20 граммов готового казеина и разведите j его в 100 граммах холодной воды, размешивая в тече- 1 ние четверти часа шпателем или деревянной пли стек- 1 лянпоЙ, но не металлической палочкой. Когда казеин совершенно размешается, прилейте 4 грамма наша- | тырпого спирта, прибавляя его понемногу и все время помешивая. Эта смесь растворяется постепенно, и, ког-1 да превратится в густой сироп, но без сгустков, клей готов. Затем прибавляют 10 граммов глицерина, сильно размешивая, и процеживают через кисею или сито. ', Клей этот может быть употреблен в дело сейчас же; на! другой день он еще хорош, но дальше начнет портиться. Если нет готового казеина, то поступают таким образом: берут 100 граммов свежего творога и при бавляют 4 грамма нашатырного спирта, мешая до те: б, 176 пор, пока весь творог не превратится в клей, в который • прибавляют 10 граммов глицерина. Предпочтительнее, конечно, брать готовый казеин, потому что творог бывает различного качества и не всегда даст одно и то же количество казеина, чем нарушится его содержание в клее. Вот способ получения казеина из творога: положите 100 граммов свежего творога в кисейный мешок и растирайте его в кипящей воде, чтобы удалить все водорастворимые вещества. Вынув из мешка, высыпьте его на промокательную или фильтровальную бумагу л сушите в сушильном шкафу при температуре около 80°. Таким путем получается из 100 граммов творога около 12 граммов казеина. Грунтовки на основе казеинового клея и цинковых белил. Растереть цинковые белила на воде, в соотношении 100 граммов воды на 100 граммов белил, в полученную пасту сохранять в сыром виде, лучше всего в сосуде, покрытом мокрой тряпкой. Деревянную доску, которую хотят грунтовать, предварительно зачищают стеклянной бумагой № 00 и промывают чистой тряпкой, смоченной бензином, чтобы удалить все следы жировых и смолистых веществ, мешающих приставать клею. Когда бензин испарится, наносят малярной кистью первый слой грунта, имеющего следующий состав: Казеинового клея......• . . 70 граммов -» цинковых белил, тертых на воде.....5 " Дают хорошо просохнуть при умеренной темпера" туре. Под влиянием воды, содержащейся в клее, поры дерева открываются и приподымаются, образуя мелкие 12—1254 177 шероховатости, которые облегчают прикрепление сле-1 дующего слоя. Имея это в виду, по высыхании слоял не следует его шлифовать или полировать, чтобы не уничтожить шероховатостей. Затем кладут второй слой грунта, состоящего из: Казеинового клея........ .60 граммов цппковых белил, тертых на воде . . . .20 Снова дают высохнуть; для ускорения можно сушить на солнце (через штору из легкой ткани), но наблюдая, чтобы температура в комнате была не выше 25°, ипаче дерево может покоробиться и дать трещины. Шлифовать пемзой или полировать и на этот раз пе нужно; заметная еще шероховатость доски только поможет ' лучшему приставанию следующего, третьего слоя, грунта, состоящего из: . 50 грамлов .30 " Казеинового клея...... цинковых белил, 1'ертых па воде. Высушив этот слой, как и предыдущий, шлифуют его куском сукна с сухим порошком пемзы. Если случайно образовались выемки, надо их заделать каждую в отдельности, слоями грунта и сравнять порошком пемзы. После третьего слоя грунт довольно толст, но недостаточно еще закрывает поры и сосуды древесины и не очень белый. При желании добиться ослепительной белизны нанесение грунта, пошедшего на третий слой, можно повторить один или два раза, давая, конечно, каждый раз нанесенному слою высохнуть и шлифуя его после высыхания. Наконец, наносится последний слой, состоящий из: Казеинового клея цинковых белил, тертых на воде. Этот последний слой наносится очень тщательно, чтобы потом его не нужно было шлифовать, так как \ ЭТО всегда дает очень гладкую поверхность, неприятную для письма. Все слои грунта должны накладываться „жирно" хорошо смоченной кистью. Если клей сгущается, то = его слегка разбавляют водой. Нужно, чтобы грунт, если кисть поднять над сосудом, стекал с нее медленно ц непрерывно. Приготовляя холст, его надо натянуть на подрамник и, смочив бензином для удаления жира, покрыть слоем № 1, так же как ц доску, только с той разницей, что холст проходят, после нанесения первого слоя, стеклянной бумагой № 00, так как переплетения холста всегда обеспечат достаточное сцепление, а надо избавиться от узлов и волокон, которые будут мешать в последующих слоях. Затем наносят слои № 2 и 3. Слой № 3 можно повторять два или три раза в зависимости от плотности холста и желания в большей или меньшей мере сохранить переплетение. Неровности можно уничтожить порошком пемзы. Наконец, накладывают слой № 4, без шлифования246. САРКОКОЛЛ Берут саркоколла 50 граммов и опускают в 96 %-пый спирт, который кипятят до полного испарения. Остается красный, мягкий осадок, по виду напоминающий терпентин. Этот осадок, содержащий еще много спирта н с большим трудом высыхающий в сушильном шкафу при температуре 70—80°, и есть саркоколлин, которого получается 35 граммов. Саркоколлин. Саркоколлин растворим в водо, за исключением небольшой части, которая растворяется в серном эфире. Этот водный раствор обрабатывается раствором уксуснокислого свинца; получается небольшой осадок, который отделяется фильтрованием, и жидкость, представляющая собой обработанный саркоколлип. Для! .удаления свинца эта жидкость фильтруется и выпаривается досуха, после чего получается вещество, едва • окрашенное, но сохранившее все свойства, присущие. оаркоколлиыу. Это глюкозид, в котором смола нахо-1 дится в сочетании с элементами глюкозы. Квасцы и уксуснокислый алюминий значительно понижают растворимость, по не делают саркоколлин совершенно нерастворимым. Для практических целей достаточно положить растворенный саркоколл в кипят щий спирт, профильтровать охлажденную жидкость и обесцветить путем введения костяного угля и выдержки при сильном освещении. Вновь отфильтрованную жидкость сохраняют в хорошо закупоренной бутылке на дневном свету. ЖЕЛАТИНА Чтобы получить жидкую желатину, т. е. такую, которая при охлаждении не превращалась бы в желе, растворяют белый желатин в следующей жидкости (взятой по весу одинаково с желатиной). Уксусной кислоты пополам с водой . . . 3/4 Спирта 95°...........V* Добавляют немного квасцов.
Для эластичности прибавляют немного глицерина; количество глицерина выбирают в зависимости от желаемой степени эластичности. Для придания большей крепости к желатине можно прибавить шеллак, растворенный в спирте или в воде, содержащей буру (см. стр. 183). Желатина, смешанная с льняным маслом и с лаком для картин образует эмульсию, растирая на которой цинковые или свинцовые белила можно получить грунты, медленно сохнущие, но необыкновенно прочные. Грунты эти иногда могут быть очень полезны, хотя в обычных случаях мы советуем отдавать предпочтение грунту на казеиновом клее247. Чтобы сделать желатину нерастворимой, достаточно, разводя ее, прибавить одну часть хромовой кислоты (на пять частей желатины) или же двухромовокислого калия и оставить сохнуть при сильном освещении; однако при этом желатина заметно желтеет. Когда хотят сохранять желатину бесцветной, жидкой и, кроме того, сделать нерастворимой, мы предлагаем следующий рецепт: Желатины..... 1 часть Воды.......10 частей Уксусной кислоты . . 3 части Уксуснокислого алюминия 3 части Развестп вместе на водяной бане. Когда все растворится, прибавить немного спирта. Во всех случаях, когда желатина содержит уксусную кислоту, следует избегать углекислых пигментов (свинцовые белила и др.). 181
|