КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИКак биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек наделен свойствами, позволяющими ему стать независимым от ее влияния, не только приспособиться к условиям, которые он застает, но и преобразовать их в процессе труда. Этот процесс целенаправленной деятельности человека, в ходе которого он преобразует наличные элементы естественной среды в средства удовлетворения своих потребностей, в необходимые для жизни материальные блага, мы называем процессом производства. Производство материальных благ составляет постоянную и необходимую основу общественной жизни. Без него человеческие общества не смогли бы существовать. Поэтому производство материальных благ и связанные с ним явления и процессы в значительно большей мере, чем явления биологические, определяют основные процессы общественной жизни. «Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, — писал К. Маркс, — он [человек. — Авт.] приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы — руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу»[37]. Труд животных, о котором мы говорили в предыдущем [33] разделе, не является целенаправленной деятельностью, ему не предшествует представление о создаваемом предмете. Этот труд выполняется всегда одним и тем же способом всеми особями вида, это — не реализация замысла, ему не сопутствует размышление, совершенствующее дело. Человеческий труд предполагает в качестве непременного условия достижения своих целей создание и использование орудий производства. Труд изменяет также самого трудящегося человека. Процесс производства включает поэтому три основных элемента: 1) целенаправленную деятельность человека, или сам труд; 2) предмет, который человек преобразует посредством труда; 3) орудия, которые он использует в процессе труда. Следует подчеркнуть особую важность создания и использования орудий. Орудиями производства мы называем предметы или комплексы предметов, при помощи которых материя природы в результате человеческого воздействия превращается в блага, удовлетворяющие потребности. Маркс особо подчеркивал важность механических средств труда, так как их развитие вызвало наиболее глубокие изменения в процессе труда, а в результате и во всех процессах общественной жизни. В зависимости от изменений в использовании орудий труда и от изменения их самих изменяется также структура рабочей силы, то есть людей, занятых производством при помощи данных орудий. Орудия производства плюс рабочая сила, то есть люди, применяющие их в процессе труда, составляют производительные силы данного общества. Состояние производительных сил решающим образом влияет на многие важные общественные процессы и на уровень экономического развития общества. Производительные силы характеризуют уровень использования возможностей данного общества в производстве благ. Но процесс производства характеризуется не только уровнем развития производительных сил. Производя, люди воздействуют не только на природу, но также и друг на друга, и эти системы взаимодействий, непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных, образуют производственные отношения между людьми. «В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и [34] для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»[38]. Таким образом, способ производительного труда, по необходимости выполняемого совместно, порождает разделение труда, отношения между работающими людьми, организацию труда, организацию распределения произведенных благ и т. д. Производственные отношения составляют, следовательно, экономическую, объективную основу общественной жизни. При этом необходимо подчеркнуть, что термин «отношение» означает здесь не только произвольную систему сознательных взаимодействий, но также и объективные системы зависимостей между людьми, которые могут даже не знать о существовании друг друга. Например, в системе производственных отношений взаимно связаны и зависимы друг от друга и рабочие колониальных стран, и европейские капиталисты, и торговцы, и потребители, независимо от их воли и сознания. Производственные отношения — это сложная и запутанная сеть связей и зависимостей, в которую включены люди, занятые процессом производства, обмена и распределения благ. Таким образом, возникает сложная структура зависимости между людьми, над которой надстраиваются другие системы отношений и взаимодействий, создаваемые сознательно, возникающие из других, непроизводственных человеческих взаимодействий и стремлений[39]. Производственные отношения опираются на определенную основу, которой является отношение людей к орудиям производства, то есть форма собственности на средства производства. Форма собственности на средства производства определяет производственные отношения в целом и прежде всего взаимоотношение всех общественных групп, занятых в процессе производства, в частности принципы распределения произведенных благ, а также место, занимаемое в разделении труда, и степень допустимого участия в доходе, приносимом производст- [35] вом. Владельцы средств производства образуют один важный общественный класс, другой класс образуют те, кто не имеет собственных орудий, но предлагает свою рабочую силу, продавая или отдавая внаем свои мускулы, уменье или знания. Таким образом, форма собственности на средства производства обусловливает существенную характерную черту производственных отношений, а именно разделение людей, занятых в процессе производства, на общественные классы[40]. Производственные отношения составляют объективную экономическую основу всех других отношений, существующих между людьми. Удовлетворение биологических и других разнообразных потребностей, которые развиваются у человека в ходе общественной эволюции, с необходимостью приводит к производству, совместной работе, разделению труда — словом, к появлению определенной системы производственных отношений. Они в свою очередь делают возможным другие формы совместной жизни, образующиеся в результате взаимодействия людей, способствуют возникновению сети внепроизводственных отношений, которые являются системами упорядоченных взаимодействий. Производительные силы и производственные отношения образуют экономическую основу общественной жизни. Вместе с тем они составляют настоящий «становой хребет» каждой большой общественной формации. На их основе развиваются другие институты и учреждения, регулирующие общественную жизнь и удовлетворяющие другие потребности, создаваемые культурой, Словом, на их основе вырастает «надстройка» культурной деятельности общества, то есть научной, философской, художественной, религиозной и политической деятельности. Если даже не все социологические школы признают, что между экономическими основами производительных сил и производственных отношений существует прямая зависимость, то есть что они определяют однозначным образом всю надстройку, то все, однако же, признают важность экономических основ, которые, обеспечивая удовлетворение элементарных потребностей, делают возможным развитие других областей общественной жизни. [36] Между природными и экономическими основами общественной жизни существуют определенные общие зависимости. Строение организма и его жизненные процессы, геофизические условия устанавливают определенные рамки для процесса производства и оказывают влияние на формирование базиса общественной жизни. Однако в их границах развитие производственных отношений определяется развитием орудий труда, техники производства, так как вслед за ними развивается сложная система общества как целого. Но и этот экономический базис в свою очередь также формируется созданной над ним культурной надстройкой, которая оказывает влияние на развитие орудий труда, на появление новых потребностей, требует новых усилий в процессе производства. Теперь перейдем к рассмотрению третьей системы условий, определяющих ход общественной жизни, а именно — к рассмотрению культуры.
|