КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определения. Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура»Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл[41]. Прежде всего необходимо различать описательное и оценочное употребление этого слова. А именно, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек или человек, который ведет себя культурно, то такого рода утверждения являются положительными оценками, так же как назвать кого-либо некультурным человеком — значит оценить его отрицательно. Такое оценочное употребле- [38] ние термина культура» и производных от него прилагательных встречается прежде всего в обиходном языке, но иногда и в философии. Однако в науке не пользуются этим оценочным значением, а придают термину «культура» лишь описательный смысл, то есть употребляют его для обозначения определенных классов предметов, явлений и процессов, которые стремятся описать и объяснить. Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. В этом значении оно используется в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят о «культурах» бактерий или «культурах» определенных растений, имея в виду определенные способы их выращивания. В другом значении слово «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. Это употребление перенесено из земледелия, но относится оно не к растениям, а к обычаям. Это значение встречается в прежней философии, а в настоящее время иногда и в обиходном языке. В третьем значении, которое было развито в философии и достаточно широко принято, под культурой понимается «все то, что не растет само по себе от природы, а появляется благодаря труду человека, то, что создано. целенаправленным размышлением и деятельностью людей». Это наиболее широкое понимание данного термина, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, простейшее орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, зародившаяся в уме человека. Это разделение на «природу» и «культуру» легло в основу разделения наук на естественные и гуманитарные[42]. Но иногда термин «культура» употребляется в гораздо более узком значении. Не все создания человека образуют его культуры, а только «высшие», то есть наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи, облагороженные обычаи — словом, высшие создания его духа, предполагающие совершенствование [39] разума, стремление к высшим целям, а не просто удовлетворение биологических потребностей. Иногда это значение еще более суживается: если мы употребляем и принимаем название «Дворец культуры и науки», то, значит, соглашаемся, что наука не включается в культуру, а если мы принимаем название «Министерство культуры и искусства», то соглашаемся с исключением искусства из области культуры. Но что же остается в объеме понятия «культура»? В популярной научной литературе, как и в обиходном языке, часто встречается деление на «материальную культуру» и «духовную культуру». Материальная культура, называемая иногда цивилизацией, это совокупность предметов, удовлетворяющих «материальные» потребности: орудий труда, предметов повседневного обихода, жилищ, одежды, средств коммуникации и транспорта и т. д. Духовная культура — это все созданное стремлением к идеалам красоты, добра, правды, справедливости, это совокупность идей, обычаев, учреждений, институтов и предметов, символов и т. д., в которых эти идеи были воплощены или закреплены[43]. Против этого разделения можно выдвинуть довод, что каждый материальный предмет, используемый для любой цели, прежде чем он был создан, воплощен в материю и стал произведением, должен был оформиться в воображении, сначала стать «идеей» в мозгу человека, который его создал; что любая идея, даже наиболее абстрактная и возвышенная, прежде чем она станет доступной сознанию других людей, должна быть воплощена в какой-либо материал (письменность, изображение, скульптуру), должна «объективироваться» и «материализоваться». Отсюда следует, что деление на материальную и духовную культуру может применяться только в определенных границах, и хотя им можно иногда пользоваться в классификационных или дидактических целях, однако в принципе мир произведений человека — это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в котором они воплощены, это мир нераздельный, то есть такой, в котором нет непроходимой грани между самыми [40] абстрактными идеями и предметами повседневного обихода. Можно показать, каким образом абстрактнейшие научные идеи «проникают» в материальные продукты, как они формируют предметы повседневного обихода, как изменяют наши орудия труда, жилища, машины, одежду и т. д. Но это выделение мира духовной культуры как обособленного бытия стало основой для конструирования различных идеалистических философских теорий, старающихся определить сущность этого духовного мира, который является могучим фактором, формирующим образ мышления и деятельности людей. Возникает вопрос, на чем основана идентичность произведений духовной культуры, которые существуют на протяжении веков и поколений, изменяя свою материальную основу (например, философские и социальные идеи, излагаемые каждый раз в других книгах и на других языках) или совсем не изменяясь (например, живопись и скульптура). Из крайне идеалистического ответа на этот вопрос следует, что суть духовной культуры составляет совокупность идеальных объективных сущностей, существующих независимо от всяких исторических условий, то есть от изменяющихся во времени экономических и социальных условий, сущностей, которые люди открывают и передают без изменений из поколения в поколение. Далее, суть культуры составляет объективный мир идей, существующий независимо от человека, мир идей, который человек может открыть, но который развивается по имманентным законам своей собственной природы[44]. Это только одна из многочисленных философских теорий культуры, которые нас здесь, однако, детальнее не интересуют. От этих философских теорий культуры необходимо отличать теории, принятые и созданные в таких социальных науках, как этнология и социология. Социальные науки понимают культуру прежде всего реалистически, то есть как совокупность продуктов человеческой деятельности, причем продукты эти могут быть материаль- [41] ными, а могут быть и идеями, отвечающими определенным условиям. Не все продукты человеческой деятельности входят в культуру. Многие из них быстро исчезают, не закрепляются, не будучи восприняты более широкими группами[45]. Чтобы какой-либо продукт человеческой деятельности вошел в культуру, он должен сначала объективироваться, то есть должен быть закреплен материально. Например, стихи или музыкальное произведение, созданные автором, не записанные, не закрепленные материально, не переданные другими, недоступны познанию и опыту других лиц, погибают и исчезают. Лишь тогда, когда поэма или песня записаны или переданы устно, когда они закреплены в письме или в памяти чтецов, певцов, когда они воспроизведены и пережиты группами людей, когда они вошли в их сознание и стали частью их образа мышления, лишь тогда можно говорить, что данное произведение стало элементом культуры, определяющим поведение и стремления людей, силой, формирующей общественную жизнь. Для наших дальнейших рассуждений о культуре примем следующее определение: культура — это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям[46]. В этом определении мы подчеркиваем, что в культуру включаются и материальные продукты, и системы ценностей (это понятие мы объясним ниже), и образцы поведения, и системы деятельности. Это, следовательно, очень широкая область, достаточно далекая от рассмотренных выше определений, сужавших объем этого понятия. Далее мы подчеркиваем, что с изложенной здесь точки зрения в культуре важно то, что принято или имеет шансы быть принятым группой, что может быть передано другим индивидам или группам. [42] Это определение не является единственным или единственно приемлемым для социологов. В социологии и этнологии встречается много других определений. Кребер и Клакхон в работе «Понятие культуры. Критическое обозрение дефиниций»[47] проанализировали несколько сот определений, сформулированных в литературе в течение последних столетий, а затем сформулировали собственное определение: «Культура основана на схематизированных и эталонных (patterned) способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая и их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности». В этом определении акцент сделан на идеях и связанных с ними ценностях, которые определяют принятые в данной группе образцы мышления, деятельности и реакции на внешние стимулы, а также на материальных или символических произведениях, которые эти образцы закрепляют и объективируют. Упрощая, мы могли бы сказать: существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение, с этими идеями связаны системы ценностей; они в свою очередь определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой. Это определение приближается к различным определениям, принятым в американской этнологии (культурной антропологии), находящимся под влиянием бихевиоризма и созданных под его воздействием способов мышления. Эти определения иногда обозначают культуру как «заученное поведение», «комплекс образцов поведения, принятых в какой-либо социальной группе»; другие определения обозначают культуру как «социальное наследие в целом, передаваемое из поколения в поколение»; третьи — как «совокупность образцов, определяющих Жизнь» (design for living)[48]. [43] Принятое нами определение культуры идет не этим путем. Мы считаем, что культура — это совокупность произведений, созданных человеком в процессе труда в ходе добывания средств удовлетворения потребностей, что она совокупное создание общества, что она связана с условиями, в которых люди производят средства удовлетворения потребностей, и вытекает из этих условий[49]. От потребностей биологических путь ведет через экономические факторы к дифференциации потребностей и методов труда, к развитию разума, к созданию потребностей интеллектуальных, философских, религиозных, моральных, а затем и к поискам способов удовлетворения этих потребностей; именно этот путь ведет к возникновению и развитию культуры.
|