Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общности, выделяемые на основе особей культуры




Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволю­ционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья; более об­ширным союзом был род, насчитывающий несколько или много семей; роды объединялись в тотемические кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхож­дение от общего предка; несколько кланов, объединив­шись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития образовывали народности, а те на высших стадиях развития 'превращались в нации. Эта тео­рия подверглась многим обсуждениям и преобразованиям. Нас здесь интересуют лишь определенные типы общностей, поэтому мы не будем вдаваться в проблемы их раз­вития и генетических связей.

Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе лучше всего известны шотландские кланы, представлявшие собою родовые сою­зы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Г. Морга­на, который описал кланы в римском обществе, подчерк­нул и документально обосновал их существование так­же в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым уп­рощением мы можем выделить кланы как родовые сою­зы, являющиеся зачатком политических институтов, я кланы тотемические, имеющие характер семейных сою­зов на религиозной почве. Тотемизм — это религия, ос­нованная на культе животных или растений, считающих­ся первыми предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и данным животным или растени-

[176]

ем[156]. Члена клана признают себя кровными родственни­ками. С кланами также связаны явления экзо- или эндо­гамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для пер­вобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или в Китае.

Племя — это более высокая форма социальной органи­зации, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделен­ной на основе культурных особенностей, ибо в основе его выделения лежат религиозные верования. Племена обосабливаются прежде всего на основе обладания соб­ственным языком пли диалектом, собственными обычая­ми, характерными именами, выражающими их чувство обособленности[157]. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всего племени вопросы, организующие некоторые совместные действия, например охоту, военные походы, религиозные обряды и т. п. Племена также больше или меньше свя­заны с определенной территорией; даже если они ведут кочевую жизнь, то область их кочевок ограничена тер­риторией, которую они защищают от вторжения других кочевников. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов или других видов, известную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих церемоний (например, танец солнца у индейцев прерий или большая совместная охота на бизонов). Очень трудно установить численность перво­бытных племен[158], однако некоторые известные племена могли состоять из нескольких десятков тысяч членов. В племенах также формируются уже контуры хозяйст-

[177]

венного уклада, особенно с переходом к пастушеству иземледелию.

Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (от­сюда, например, народная партия—«Stronnictwo Ludowe», объединяющая крестьян). На языке политических доктрин народом называют также трудящиеся слои и классы города и деревни (отсюда—народная демокра­тия, обозначающая такой строй, в котором власть при­надлежит трудящимся).На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, под народом подразумеваются те общности, которые на лестнице общественного разви­тия занимают место между племенем и нацией. Они уже устойчивым образом связаны с определенной террито­рией, имеют собственный язык и отчетливо сформиро­вавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным обра­зом народы различаются на основе их культур. Для обоз­начения этих культур Уильям Томе создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, по­словицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т. д.,— народные, то есть характерные для от­дельных народов[159]. Но народ отличается не только фольклором, он имеет также собственную характерную материальную культуру — орудия труда, жилища, одеж­ду,— а на ее основе построены формы общественных от­ношений. Исследованием этих элементов материальной культуры, их связей с фольклором и формами социаль­ной жизни занимается этнография[160]. Как видно из вы­шеизложенного, термин «народ» относится к очень раз­личным типам общностей, и в учебниках социологии ча­ще говорится о различных более четко очерченных груп­пах, находящихся в их рамках.

Нация. В научной и политической литературе тер­мин «нация» употребляется в двух основных значениях:

1) в литературе стран Западной Европы, особенно англо-

[178]

сакской, преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан государства, а следовательно — это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степе­ни политической организации, составляющий общность с общим языком и культурой, но объединенный основной связью государственной организации; 2) в литературе стран Центральной и Восточной Европы преобладает взгляд, что нация — это общность, сформированная общей культурой, уже превзошедшей уровень народной культуры (фольклора), создавшая собственную литературу, искус­ство символическую культуру) и, кроме того, объе­диненная традицией истории и общего происхождения. Чаще всего в качестве основы выделения нации прини­мается язык, проживание на общей территории, эконо­мический уклад (народное хозяйство), национальный ха­рактер (психический склад), собственная культура. Не­которые авторы добавляют еще общие политические ин­ституты, а иногда и религию. «Нация — это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности куль­туры»[161].

Указывается, однако, что нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государствен­ной организации, как, например, Польша в период раз­делов. Но следует подчеркнуть, что политические функ­ции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объеди­нений и добровольных организаций, выполнявших су­щественные политические задачи. Указывается также, что существуют многонациональные государства, обра­зующие, однако, характерный национальный тип, напри­мер Соединенные Штаты, в которых нация идентифици­руется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан. Выражение «советский народ» также относится ко всем гражданам СССР независимо от того, русские они, укра­инцы, латыши или литовцы.

[179]

Термин «национальность» употребляется такжев двухзначениях: 1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в паспорте обозначает, собственно, принадлеж­ность к нации); 2) как обозначение определенного этапа в развитии народа, который поднялся уже над положе­нием, характерным для народов, но еще не достиг сту­пени вполне сформировавшейся нации. Национальность в этом втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не име­ют еще за собой традиций независимого политического бытия. Во всяком случае, способность к образованию соб­ственного государства, его укреплению и развитию, так же как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, признана основным признаком обособления на­ции, пли же создания основ для ее обособления. Процесс превращения племен в современные нации мы наблюда­ем в настоящее время в Африке, после завоевания поли­тической независимости колониями, которые на основе прежних племенных связей и традиций создают в рамках государства новые нации[162].

Значение нации основано на том, что: а) нации—это очень устойчивая форма общности, нередко существую­щая тысячелетия; б) они создают устойчивое культурное наследие; в) формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями; принадлежность к нации, ко­торая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,— это основа само­определения индивидов; г) создают очень сильное чув­ство солидарности между членами общности и антаго­низм по отношению к чужим. Эти черты приводят к то­му, что нации становятся источником сильных общест­венных движений и крайних идеологий. Среди них осо­бого внимания социологов заслуживает национализм.

Под национализмом мы понимаем: а) определенный комплекс установок, б) систему политических идей, в) общественное движение. Национализм может высту­пать в различных формах, начиная от беззаветного пат­риотизма, или готовности на жертвы во имя собственной

[180]

нации в целом, до крайней, экстремистской формы, тес­но связанной с милитаризмом и империализмом. Основ­ные идеи национализма — это признание индивидуально­сти и особенности собственной нации в качестве наивыс­шей ценности, преувеличенное подчеркивание ценности собственной нации и приписывание ей особой историче­ской миссии (избранная нация), иррациональность ар­гументации, обосновывающей превосходство своей нации, и склонность к мистицизму, нетерпимость к другим на­циям и стремление к их подчинению себе, эксклюзивизм, или стремление не смешиваться с другими нациями. Час­то национализм смыкается с расизмом, считая, что изб­ранная нация в силу расового превосходства предназна­чена для выполнения особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гит­леризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии[163]. Националистические движения сыграли очень важную роль в XIX и XX веках, они в значительной мере со­действовали освобождению колоний.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты