КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общности, основанные на сходстве поведения
Таким сложным названием мы определяем ряд относительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к деятельности, не обладающих институционализированной внутренней связью, но отличающихся сходством поведения их членов. Я имею в виду такие скопления, как толпы, выступающие в различных формах, публика кино и театра, радиослушатели и телезрители, читающая публика, затем аудитория различных собраний или лекций и сборища. Некоторые социологи и социальные психологи называют эти формы просто «collective behaviour», или формы коллективного поведения, отказывая им в термине «общность». Немного расширяя определение общности, принятое в начале этой главы, мы назовем их [181] также общностями, учитывая их способность к действию и результаты, вызываемые имя в более широких общностях. Эти формы общественной жизни мы разделим на две основные категории: толпа и публика. Публику, собранную в одном месте, назовем аудиторией, а публику несобранную, установки и стремления которой, однако, поляризованы в одном направлении, назовем поляризованной массой, Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Людей в толпе объединяет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом. Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных норм. Ее влияние на членов вытекает из природы эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляются примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами. Существуют разного рода толпы, из которых наиболее известна и наиболее часто описывается толпа, действующая агрессивно, как мы знаем по актам линчевания, по актам террора и разрушений. Мы классифицируем толпу, разделяя ее на четыре рода: агрессивная толпа, убегающая толпа, алчущая толпа и толпа экспрессивная или демонстрирующая. Агрессивная толпа выступает в трех различных видах: толпа линчующая, то есть толпа, охотящаяся на одного человека, толпа терроризирующая — известная по погромам и другим актам террора, направленного против определенной категории лиц или групп; толпа борющаяся, которая выступает во время волнений, забастовок, когда атакованная демонстрация или собрание начинает спонтанно обороняться неорганизованным образом. Убегающая толпа также выступает в двух видах: при панике, охватывающей собрание или неорганизованную публику, например при панике в театре, в котором вспыхнул пожар, или панике во время землетрясения, большое число лиц слепо бросается бежать, руководствуясь лишь страхом и чувством самосохранения; другим видом убегающей толпы является паническое бегство организованного отряда [182] солдатили другой формализованной и высокоорганизованной группы, охваченной паническим страхом. Алчущая толпа — это та, которая штурмует магазины, штурмует банки во время кризиса, стремясь вернуть вклады, грабит магазины в периоды голода или смуты. Наконец, экспрессивная толпа — это такая, которая выражает свои взгляды, собирается для того, чтобы криками выразить восторг или протест, одобрить или осудить какие-либо начинания власти, события и т. д. Во всех этих видах толпы выступает много общих и сходных явлений. Это прежде всего психические явления, обнаруживающиеся более или менее отчетливо. Прежде всего мы встречаемся здесь с явлением деиндивидуализации, то есть частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого сильно возрастает склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливает чувство солидарности со всей толпой, это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Навязанные эмоциями способы действий не оцениваются критически посредством рефлексии. Кроме того, господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Вследствие возникновения этих явлений члены толпы действуют как люди, находящиеся под влиянием гипноза. Часто говорится о гипнозе или о психозе толпы, а прежняя социальная психология создала даже теорию особой коллективной психики толпы, в которой как бы растворяется психика индивидов. Разумеется, этих теорий уже никто не придерживается, а термин «гипноз толпы» — это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в 'зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов. Условия, благоприятствующие действию этого гипноза, следующие; [183] предварительно существующие устойчивые установки и убеждения (легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, направленной против ненавистных ей групп или институтов); убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям; молодой возраст и отсутствие социального опыта (поэтому так часто демонстрирующая толпа состоит из молодежи); низкий уровень умственного развития и отсутствие элемента интеллектуализма в психике, отсутствие привычки анализировать свое поведение, отсутствие сильной воли и твердых взглядов. Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции. Если демонстрирующую толпу облить водой или если терроризирующую толпу обстрелять, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, который повелевает индивидам убежать с места столкновения, толпа рассеивается. Толпа может также разойтись под влиянием других чувств и устремлений, таких, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, чем первоначальные устремления толпы. На использование таких психических механизмов опираются методы преодоления или психологического обезоруживания толп, подобно тому как на знание механизмов, объединяющих толпы, опираются технические приемы их возбуждения и манипулирования ими. Публика — это форма коллективной жизни совершенно иного рода. Рассмотрим сначала собранную публику, или аудиторию. Собранная публика может выступать в нескольких видах. Прежде всего выделим публику, собравшуюся случайно, или сборище, а также публику, собравшуюся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений, например в кино, театре, цирке, концертном зале, а также как публика, ищущая информации, собирающаяся на лекциях, информационных собраниях, выставках, а также митингах и политических собраниях, хотя здесьона имеет уже иной характер[164]. Собранная публика — это скопление некоторого коли- [184] чества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Эта общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. После объединения, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или обсуждение) в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Публика в кино, на концерте или в театре осознает рождающиеся у нее настроения, и это осознание может усиливать впечатление, вызванное действием общего стимула. Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу. Это часто происходит во время спортивных зрелищ, боя быков, когда аморфная, то есть ничем не связанная публика во время зрелища под влиянием «эмоционального заражения» превращается в демонстрирующую или терроризирующую толпу. Значение толп и публики проявляется в периоды социальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою очередь — в борющуюся группу, если толпою овладеют организованные группы, которые сумеют ее направить. Несобранной публикой являются, например, читатели. одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура „Пшекруя”» («Kultura ,,Przekroju”»), имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Несобранная публика — это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, лю- [185] дей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, несмотря на это, ведущих себя сходным образом. Очевидно, это сходное поведение касается не только некоторых вопросов: моды, оценки фильмов, преклонения перед некоторыми актерами или музыкантами, повторения определенного рода анекдотов, но может также касаться взглядов на вопросы, социально более важные, такие, как идеология и политика, религия, наука. В несобранной публике вообще не выступают явления, характерные для толпы или собранной публики, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на Соединенные Штаты в тридцатых годах (1938), то она может вызвать панику и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики, представляют из себя базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритическому принятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Они, следовательно, представляют из себя готовую базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.
|