КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные слои и классыГоворя о структуре групп и общностей, мы упоминали о дифференциации социальных позиций, занимаемых индивидами в рамках группы, о том, что эти позиции могут быть расположены в определенной иерархии, то есть одни признаются высшими, другие — низшими, что эти позиции создаются определенными совокупностями людей, обладающих идентичными или сходными позициями. Мы говорили также о дифференциации слоев и классов, образующих макроструктуру больших групп. Теперь займемся темп формами социальных общностей, которые образуют слои и классы. Понятие класса в общественных науках употребляется в статистическом значении для обозначения совокупности людей, обладающих определенными чертами. Мы здесь для обозначения таких совокупностей вводим термин «категория». Понятие класса мы сохраняем и употребляем только в его социологическом значении, и под общественными классами мы понимаем «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[146]. В процессе возникновения и развития общественных классов сущест- [167] вует такая фаза, когда люди, находящиеся в положении, определенном выше приведенной дефиницией, еще не связаны внутренней связью сознательных отношений, а лишь связью объективных отношений и объективных зависимостей, существующих в рамках производственных отношений. Тогда мы говорим, что они образуют «класс в себе», который, правда, не является простой совокупностью, поскольку связан системой объективных отношений, но и не представляет еще «класса для себя», то есть не обладает еще вполне развитым сознанием своих классовых экономических и политических интересов. Возникновение, развитие, общественные черты классов зависят от более широких, исторически сложившихся типов «общественно-экономических формаций», или типов глобального общества, детерминированного системой производственных отношений, в рамках которых они существуют и функционируют. Существуют, однако, некоторые черты, общие классам и социальным слоям, возникающим в «классовых формациях» (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и ими прежде всего мы будем здесь заниматься. Сами классы — сложные образования, и в их рамках можем выделить социальные слои. Некоторые слои находятся на границе между классами, и поэтому, говоря о классовой структуре какого-либо глобального общества, правильнее говорить о структуре слоев и классов. Как я уже упоминал в разделе, посвященном социальной структуре, деление общества на слои и классы — это основное деление, определяющее в широком объеме содержание социальной жизни семьи и других групп и общностей, которые возникают в рамках классов, а также влияющее на явления и процессы, происходящие в группах и общностях, объединяющих членов, принадлежащих к различным социальным слоям и классам. Отсюда вытекает важность их анализа для социологических исследований и теорий. Систематический анализ классов мы начнем с введения понятия социальной дифференциации. Члены общности могут быть дифференцированы на основе различных особенностей: основой дифференциации могут быть [168] биологические особенности (пол, возраст, раса); интеллектуальные особенности, такие, как умственное развитие, способности, темперамент, характер н др., также делят людей на разные совокупности или категории; далее, люди могут быть дифференцированы по социальным особенностям, таким, как образование, материальное положение, стиль жизни, степень участия в создании ценностей группы и др.; наконец, люди могут быть дифференцированы на основании исполняемых социальных ролей, то есть функций, осуществляемых в рамках общественного разделения труда в процессе производства, функционирования институтов и т. д. Имеющиеся особенности дифференцируются в каждом обществе по-разному. Существуют, очевидно, разные способы и критерии оценки биологических особенностей (например, старые люди во многих обществах окружены уважением, люди различных рас в некоторых обществах оцениваются по-разному), интеллектуальных особенностей (люди, блестяще одаренные, обычно оцениваются высоко). Но системы оценок социальных характеристик и социальных ролей обычно отличаются от оценки биологических и интеллектуальных особенностей. Роли и характеристики имеют особую значимость в общественной жизни, определяемую либо причастностью к удовлетворению индивидуальных или групповых потребностей, важных для сохранения и развития общности, либо возможностью деятельности, какую дает выполнение данной роли в объективной социальной структуре. Некоторые социальные характеристики, такие, как обладание средствами производства в капиталистическом обществе, политической властью, некоторые роли, как, например, роль духовника в средневековом обществе, создают возможность действия на других членов общности, либо не имеющих этих характеристик, либо не выполняющих этих ролей, и определяют отношения между ними независимо от других социальных или индивидуальных характеристик. Эта возможность действия является основой их объективной значимости, связанной со значимостью, признаваемой в данном обществе. Система оценок, значимости и возможности действия создают в каждом обществе иерархию ценностей и неравенство ролен, социальных позиций и должностей. Систему регулируемого неравенства, при которой члены общест- [169] ва располагаются выше или ниже, в соответствии с принятыми степенями значимости, мы называем стратификационной системой общества. Социальная дифференциация может быть иерархизированной или неиерархизированной. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что блондины лучше брюнетов и что только блондины могут пользоваться определенными привилегиями. (Даже в гитлеровской Германии, где был провозглашен принцип расового превосходства блондинов, по ироническому стечению обстоятельств политическая элита была составлена из брюнетов.) Итак, будем различать социальную дифференциацию, создающую иерархизированные системы, и дифференциацию, создающую неиерархизированные системы. Социальные общности могут быть стратифицированы, то есть разделены на совокупности или группы людей, располагающийся друг относительно друга выше или ниже в принятой и признанной иерархии в соответствии с разными критериями. Перечислим некоторые из возможных стратификационных систем, имеющих различное значение в жизни общности, какие встречаются в современных индустриальных обществах. Это следующие системы иерархизированной дифференциации: а) дифференциация внутри отдельных профессий в соответствии с уровнем квалификации — она находит свое выражение, в частности, в квалификационных разрядах в промышленности; б) дифференциация профессиональных званий и иерархия профессий — эта система престижа профессий в последнее время часто исследовалась во многих странах в связи с ее важностью для профессиональной структуры и политики ее формирования[147]; в) иерархия служебных должностей в рамках институтов может также стать основой образования определенных категорий людей, занимающих некоторые важные посты, и их выделения — например, профессиональная категория директоров или управляющих (менеджеров), которая в силу своей широкой компетенции в хозяйстве является важной категорией, влияющей на многие явления общественной [170] жизни; г) иерархия институтов в рамках общности — например, бизнес в Соединенных Штатах, политические институты в социалистических странах, хотя основы их значения и влияния совершенно различны, являются примером высокого положения, занимаемого институтами, доминирующими в данной общности; д) иерархия социальных позиций индивидов на основе значимости, приписываемой их ролям, — например, высокий престиж выдающихся индивидов в мире науки, техники, искусства и т. д. может привести к образованию элит, состоящих из таких людей; е) иерархии социальных слоев, выделяемых на основе привилегий, стиля жизни, существующих между ними барьеров, состоящих из обычаев, образцов деятельности и т. д., — например, интеллигенция, отличающаяся от необразованных слоев культурной активностью, стилем жизни и т. д.[148]; ж) иерархия общественных классов, определенных выше, выделенных на основе объективных критериев — места в разделении труда и отношения к средствам производства в капиталистических обществах; з) системы иерархии на основе комбинированных критериев, образующих так называемые «синтетические градации»[149], например попытка установить степень неравенства отдельных слоев или категории в социалистическом обществе, в котором прежние классы капиталистического общества ликвидированы и критерий отношения к средствам производства утратил былое значение. В этом случае мы можем применять комбинированные критерии, например уровень образования, величину заработка, общественную активность, участие в управлении, и на этой основе устанавливать иерархию уровней определенных профессиональных категорий[150]. Уже с первого взгляда видно, что такие системы иерархизированной дифференциации имеют неодинаковою значение в общественной жизни, что некоторые из них [171] более важны, другие — менее. Следует подчеркнуть, что в капиталистическом обществе иерархия системы объективных классов имеет основное значение, другие же стратификационные системы — более ограниченное. Зато в социалистических обществах, где прежнее классовое деление утратило свое значение, продолжает существовать определенная иерархия слоев, иерархия институтов и определенные иерархии, основанные на сложных критериях. Теория общественных классов в марксистском значении этого слова подчеркивает, что различие между классами определяется местом, занимаемым членами классов в системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью, выполняемой в общественной организации труда. Следовательно, разделение капиталистического общества на класс капиталистов, то есть владельцев средств производства, которые по этой причине могли выполнять руководящую роль в организации производства и присваивать огромную часть национального дохода, и прежде всего прибыль, приносимую производительным трудом в промышленности, на пролетариев, или наемных рабочих, занятых физическим трудом, организованных по воле капиталистов, подвергающихся эксплуатации, то есть не получающих стоимости, эквивалентной стоимости произведенного ими продукта, на интеллигенцию, или слой работников умственного труда, большей частью выполняющих работу по найму, на средние классы, владеющие собственными средствами существования, но не использующие наемных рабочих либо использующие их в незначительном количестве,— было разделением, основанным на экономической действительности этого общества. Объективное разделение, будучи осознанным, повлекло за собою дальнейшие следствия: стремление к сохранению привилегированного положения со стороны высших классов, стремление к изменению существующего положения вещей со стороны низших классов привело к конфликту, который, имея свои корни в экономике, распространялся на все остальные области общественной и культурной активности:. Таким образом, борьба классов явилась могучим фактором, формирующим всю общественную жизнь[151]. [172] Общественный класс, особенно когда, он становится классом для себя,— это социальная группа, объединенная многообразными внутренними связями. Главная основа и принцип обособления класса — это его место в процессе производства и его экономическое положение. Но отсюда вытекают политические и культурные следствия: для ведения классовой борьбы, для обоснования классового господства или для организации борьбы за его свержение классы создают собственные институты, свою собственную внутреннюю организацию, вырабатывают собственную идеологию, существенным компонентом которой является представление о социальном порядке, так или иначе отвечающем классовым интересам[152]. Таким образом, классы сами являются социальными группами, но, кроме того, в их рамках может возникать много других подчиненных им целевых групп, предназначенных для реализации некоторых частичных классовых интересов. Но классы — это также стратифицированные общности. В рабочем классе в капиталистическом обществе выделяется слой рабочей аристократии, состоящей обычно из высококвалифицированных рабочих некоторых привилегированных отраслей промышленности (например, военной промышленности); основное ядро рабочего класса, обладающее высокоразвитым осознанием своих классовых интересов, в противоположность аристократии не пользующееся никакими привилегиями; слой новых рабочих, приходящих в промышленность либо из нижних слоев мелкой буржуазии, либо из села, не отдающих себе отчета в своих классовых интересах и не интегрированных со всем классом. Все другие средние и высшие классы также разделены на различные социальные слои. Термин «слой» употребляется в рваных значениях. Его используют не только для обозначения социальных слоев. Иногда говорят также об экономических слоях, называя так всех, кто имеет одинаковый доход или одинаковое состояние, например, могут быть определены как слои кре- [173] стьяне, имеющие от 5 до 10 га, рабочие, зарабатывающий ежемесячно от 2 до 3 тысяч злотых. Но мне кажется, что в этих случаях лучше говорить об экономических категориях, чем об экономических слоях. Говорят также иногда о культурных слоях и о культурном расслоении общества. В этом случае имеется в виду деление общества по уровню образования и по уровню культурной активности или творчества. Так, например, Т. Гейгер вводит следующее деление: на слой интеллигенции, выделяя в ней ученых, литераторов, поэтов, композиторов, художников, скульпторов, а следовательно, всех тех, кто создает новые культурные ценности; на слой образованных людей, которые получили знания, позволяющие им иметь причастность к ценностям, созданным творцами, независимо от того, каким образом они приобрели эти знания; и на слой «академиков», или людей, формально имеющих высшее образование, подтвержденное дипломом[153]. Однако термин «социальный слой» имеет другое определенное значение. Он обозначает некоторую группу людей, более или менее четко отграниченную критериями высокого или низкого общественного положения от других групп, причем основа этого отграничения — некоторая дистанция, опирающаяся на критерии имущественного состояния, культурного уровня, стиля жизни, представления о «высоком рождении» или другие действительные либо мнимые критерии. Таким критерием могла быть, например, «способность к сатисфакции чести», которую соответствующие «кодексы чести» приписывали членам дворянского слоя или людям, имеющим определенный уровень образования. Таким образом, социальные слои — это образования, объединенные определенной внутренней связью, чувством принадлежности, имеющие приблизительно очерченный принцип обособления, который находит свое выражение в том, что во взаимодействии между членами слоев в основу кладется высота общественного положения[154]. Подводя итог нашим рассуждениям, остановимся еще [174] раз на вопросе, на чем же основана реальность систем социальной стратификации, то есть деления на «высшие» и «низшие» труппы в каждой общности? Ответ на этот вопрос можно выразить в четырех пунктах: 1) на объективных отношениях, которые создаются в процессе производства, разделения труда и его общественной организации; 2) на объективных возможностях деятельности, которые имеют люди, занимающие то или иное положение в этой объективной системе отношений; 3) на возникающих в результате этого субъективных представлениях о собственном или чьем-то высшем или низшем положении; 4) на создании идеологии, обосновывающей или рационализирующей разделение на высших и низших, лучших или худшихили придающей субъективным представлениям о высоком и низком положении объективированный характер. Касты Если общественные классы становятся замкнутыми, то есть ограничиваются только членами, родившимися в семьях, принадлежащих к данному классу, и не принимают в свои ряды членов, происходящих из других классов, если, далее, отношения между членами данного класса и членами других классов строго регулируются и ограничиваются, вплоть до исключения межклассовых браков, тогда общественный класс превращается в касту. Следовательно, каста — это замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения, который не допускает заключения браков с партнерами, происходящими из других каст, и который регулирует, иногда даже в ритуальной форме, отношения с другими кастами. Касты могут иметь расовое, религиозное или сословное обоснование. В чистом виде касты выступали в индийском обществе. С образованиями типа расовых каст мы встречаемся на юге Соединенных Штатов Америки. В феодальных европейских или внеевропейских обществах касты создавались на основе представлений о кровных различиях между отдельными сословиями (слоями феодального общества). В капиталистических обществах некоторые институционализированные профессиональные категории, например прусский офицерский корпус, приобретали определенные [175] кастовые черты. Иногда некоторые целевые группы, преследуя цели, носящие характер миссии, могут приобретать черты каст.
|