КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На контрольном этапе.
Вывод: исходя из таблицы 2.2.7., мы видим, что 6 учащихся (38%) имеют высокий уровень нравственной воспитанности, 7 учащихся (43%) имеют средний уровень нравственной воспитанности, и 3 учащихся (19%) имеют низкий уровень нравственной воспитанности. Результаты нравственной воспитанности мы отразили в диаграмме (Рис.2.7). Рис.2.7. Уровни нравственной воспитанности У учащихся экспериментального класса на контрольном этапе
Организация опытно-практической работы педагогического коллектива МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» по использованию этнокультурного компонента в нравственном воспитании учащихся Перед педагогическим коллективом нашей школы возникла проблема воспитания молодого поколения в современных непростых условиях. Для ее разрешения было принято решение о создании системы школьного образования с этнокультурным компонентом с целью возрождения народной культуры воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности. Опора на этнокультурные ценности при организации учебно-воспитательного процесса преследует определенную цель - взять из опыта прошлого то, что способствует требованиям современности и будущего, не пытаясь при этом обойти негативные моменты нашей жизни, наоборот, выявить их причины для того, чтобы не повторить в будущем ошибок нашего времени. Несколько лет работы по эксперименту (2002 -2008г.г.) позволяет нам утверждать, что введение элементов национальной культуры в содержание учебного материала предметов различных циклов усиливает мотивационную и стимулирующую сторону изучаемого предмета. Применяя в учебном процессе элементы национальной культуры, учитель способствует формированию познавательной активности учащихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре, языку, истории, народу. Работа шла по нескольким направлениям: создавались классы с углубленным изучением истории и литературы, вносили отдельные дополнения в стандарты образования по многим дисциплинам, проводились открытые и интегрированные уроки; уделялось большое внимание воспитанию учащихся на исторических традициях города и района; с целью повышения теоретического и методического уровня учителей проводились педагогические советы, посвященные различным аспектам этнокультурного образования, педагогические чтения, семинары. В апреле 2007 года была проведена районная научно-практическая конференция по данной проблеме. Проведенный комплекс мероприятий способствовал уточнению принципиальных положений концепции школьного образования с этнокультурным компонентом, накоплению теоретического и практического опыта педагогическим коллективом школы. Стержнем изучения русской культуры является изучение русского языка через его историю, связь с литературой и культурой. Последовательное приобщение учащихся к родной литературе позволяет им понять самих себя, свой социально − психологический склад, свою сущность. Это поможет воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. Уроки истории позволяют ученикам рассматривать историческое прошлое не только как сухой или занимательный материал, а через призму человеческих судеб жителей города и района, способствуют эмоциональному сопереживанию, помогают правильно сопоставлять особенности развития России и ее вовлеченность в мировое историческое, экономическое и культурное пространство. На уроках иностранного языка учащиеся имеют возможность сопоставить запас знаний по истории и культуре народов России, города и района с представлением о менталитете и культуре других наций. Изучение других предметов призвано пробудить у учеников интерес к истокам русской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитать гордость за отечественную науку и культуру. На уроках биологии и географии дети учатся видеть красоту родной природы, на уроках химии, физики рассматривают развитие науки как интернационального явления, результата взаимодействия наук разных стран и народов, узнают подробности о великих корифеях российских наук. На уроках математики при составлении задач используется богатейший материал из истории, литературы и культуры русского народа. В рамках этнокультурного компонента учащиеся получают возможность не только узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, но и освоить технологию некоторых промыслов (русская резьба по дереву, кружевоплетение, вышивание, лоскутное мастерство). Педагоги нашей школы могут поделиться опытом проведения интегрированных уроков не только в стенах школы, но также в музее, библиотеке, на природе. Уже проводились такие уроки, как история - литература (учителя В.В.Семенова – литература; Е.В.Кудинов – история), география – русский язык (Л.М.Фролова – география; Г.И.Носатова – русский); православная культура – физика, астрономия (Е.В.Беляева – русский язык и литература; В.В.Коренева – Физика); русский язык – математика –литературное чтение ( Т.Н.Гладышева – начальные классы); окружающий мир- литературное чтение (О.П.Ковалева – начальные классы) и др. Культура русского народа формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции русского народа, нельзя упускать из виду и связи ее с культурами других народов, забывать о существовании в России других, кроме русских, народов. При определении места религии в учебно-воспитательном процессе педагогический коллектив школы, являющейся государственной, руководствуется в первую очередь государственными актами. Вмешательство религиозных организаций в направленность и содержание образования в государственных школах недопустимо, а религиозное образование и пропаганда вероучения должны быть вынесены за пределы деятельности светской школы. Придерживаться этого положения необходимо и по другой причине. Учащиеся школы являются детьми последователей разных религий, а также неверующих, и внимание к религии одного русского народа, вернее, ее большей части, - православию, способно не только вызвать недовольство у определенной части учеников и их родителей, но и ведет к разделению учеников по религиозному принципу, их взаимному отчуждению. Однако в нашей школе религии уделяется достаточно серьезное внимание в образовательном процессе. Все конфессии оказали большое влияние на формирование и развитие этнических культур, поэтому в соответствующих разделах учебных планов речь идет о такой роли всех религий. Овладение учащимися знаниями о различных вероисповеданиях может сыграть большую роль в воспитании толерантности в религиозном и национальном вопросах. В связи с этим в учебный план был введен предмет «Основы православной культуры» (5кл). Он стал одним из первых спецкурсов в рамках становления новой школы. В 3-х, 4-х классах дети изучают «Народоведение». Целью этого курса является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. С курсом «Русская народная сказка» в 1 классе знакомит своих учеников Ю.В.Ефимова. Учителя 2-х классов приобщают своих ребят к нравам и обычаям русского народа на уроках «Народные игры». На факультативных занятиях по «Белгородоведению» в 5-х - 7-х классах учитель истории Е.В.Кудинов знакомят учащихся с историей родного края. В 5-7-х классах введен новый курс: «Самосовершенствование развития личности», а восьмиклассники знакомятся с курсом «Русская художественная культура». Для девочек 6-8-х классов педагог Е. В. Христова ведет факультативный курс «Русский быт». В 7-х классах введен курс факультативных занятий «Светочи России», который с удовольствием посещают старшеклассники. Проводит занятия учитель высшей категории Е.В.Беляева. Особенностью занятий является то, что учащиеся осваивают нравственные заповеди христианской педагогики. Введение вышеперечисленных новых дисциплин в учебный план - весомый вклад во внедрение системы образования с этнокультурным компонентом. Учителя, работающие по этим спецкурсам, и все, кто вводит этнокультурный компонент в свои образовательные программы, накапливают, обобщают и обогащают свой опыт. Администрация школы приветствует и поощряет их профессиональность, активность, инициативу, творческий поиск. Этнокомпонент составляет следующее соотношение в учебном плане: - в начальной школе от 20-30%; - 5-8 классы - от 10-15%; - 9-11 классы - от 6-30%. Конечно, это немало, но, по мнению учителей школы, подлинно национальной, с учетом всех вышеуказанных факторов, школа может стать лишь тогда, когда национальный аспект будет пронизывать все без исключения учебные предметы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты опытно – экспериментальной работы по управлению процессом нравственного воспитания учащихся подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: 1. Личный пример учителя; 2. Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности; 3. Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания; 4. Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы. Завершая наше исследования мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. «Разрешение противоречий нравственного воспитания требуеткритической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующийв основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающихсодержание моральных правил на положительных примерах. «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей вспециально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших подростков, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике являетсяподход целостности, органического единства нравственного воспитания ижизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой. Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним изобязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться наразумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно- воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детяхсамостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.
|