КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Творческое мышление: оценка, развитиеСтр 1 из 84Следующая ⇒ Творческое мышление: оценка, развитие Учебно-методическое пособие
г. Тверь 2013г. УДК 316.6 ББК 88.4 Л...
Тверской государственный технический университет. Автор-составитель Львов В.М. Творческое мышление: оценка, развитие. Учебно-методическое пособие для Вузов, 2013- ....стр. ISBN.....
Рассмотрены предмет, цели и задачи такой учебной дисциплины как оценка и развитие творческого мышления, в том числе известные концепции, принципы, технологии (методы, тесты, упражнения, рекомендации) разных авторов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», «Организационная психология», «Психология труда», «Эргономика», студентов других технических и гуманитарных специальностей.
ББК 88.4
ISBN..... В.М. Львов, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 5 РАЗДЕЛ 1. ПРОДУКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛНОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ 8 Тема 1.Основные составляющие творческого интеллекта 8 Тема 2. Основные особенности «левополушарного» и «правополушарного» мышления в историческом ракурсе 10 Тема 3. Общие рекомендации по развитию полнополушарного мышления 12 Тема 4. Основные составляющие творческого интеллекта и их развитие 15 Тема 5. Умственные карты, как средство развития полнополушарного мышления 17 Тема 6. Природные задатки и их развитие 19 Тема 7. Креативность и её взаимосвязь с интеллектом 20 Тема 8. Духовный интеллект и развитие креативности и продуктивности 28 Тема 9. Рефлексия и её связь с креативностью 30 РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 35 Тема 1. Основные составляющие и характеристики творческого мышления 35 Тема 2. Основные этапы становления творческого мышления 40 Тема 3. Абнотивность как интегративная характеристика творческого педагогического мышления 45 РАЗДЕЛ 3. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ 48 Тема 1.Динамика развития методов решения сложных задач в условиях неопределенности 48 Тема 2 . Основные положения и определения системного анализа сложных проблем 60 Тема 3. Функционально - системный анализ процесса обоснования путей создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов (ЧМК) 71 Тема 4. Особенности метода мозгового штурма 79 Тема 5. Особенности метода номинальных групп 82 Тема 6. Особенности метода эвристических приёмов 82 Раздел 4. Психологические Методы повышения эффективности деятельности специалистов 85 Тема 1. Психотехнологии нейролингвистического программирования (НЛП) 85 Тема 2. Психогеометрия 91 Тема 3. Технология оценки «стиля мышления» 93 Тема 4. Технология оценки организационной культуры Тема 5. Технологии оценки готовности к риску при принятии рискованных 115 Решений 128 РАЗДЕЛ 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА 142 Тема1. Школьный тест умственного развития 142 Тема 2. Тест для определения характеристик мышления 147 Тема 3. Диагностика интеллекта при помощи методики Г. Айзенка 148 Тема 4. Тест П. Торренса «Диагностика невербальной креативности» (упрощенный вариант) 150 Тема 5. Тест П. Торренса «Диагностика невербальной креативности» (расширенный вариант) 153 Тема 6. Вербальный тест дня исследования уровня креативности. Тест разработан П. Торренсом 175 Тема 7. Тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированый А.Н.Ворониным 175 Тема 8. Тест на ассертивность и шкала ассертивности 186 Тема 9. Диагностика способности к ассертивности 188 Тема 10. Самоактулизационный тест (САТ) 190 Тема 11. Методика диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности 204 Тема12. Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина 206 Тема 13.Тест Вишняковой Н. «Креативность» 214 Тема 14. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» 222 Тема15. Опросник Кашапова М.М., Ракитская О.Н."Определение творческой активности личности» 225 Тема16. Опросник Кашапова М.М., Зверева А.А. «Мотивационно-когнитивного компонента абнотивности» 226 Тема17. Опросник Кашапова М.М., Адушевой Ю.А. «Абнотивность преподавателя высшей школы» 227 Тема18. Опросник Кашапова М.М., Дьяченко Е.В. «Определитель доминирующего уровня проблемности при решении педагогических задач» 229 Тема 19.Опросник Кашапова М.М., Киселева Т.Г. «Выявление ситуативного /надситуативного уровня педагогического мышления» 231 Тема 20.Опросник Кашапова М.М., Карачевой И.А. «Диагностика ведущего типа реагирования» 234 Тема 21. Батарея тестов «Творческое мышление» 236 Тема 22. Опросник креативности Джонсона 248 РАЗДЕЛ 6.УПРАЖНЕНИЯ 251 Тема 1. Упражнения по развитию воображения 251 Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления 254 Тема 3.Упражнения для развития креативности 258 РАЗДЕЛ 7.РЕКОМЕНДАЦИИ 291 Тема 1. Рекомендации по развитию креативного мышления 291 Тема 2.Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций 292 Тема 3.Рекомендации по развитию ассертивности 293 Тема 4. Рекомендации по развитию творческого интеллекта 295 Тема 5. Рекомендации по развитию лидерства 324 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 327 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 329 Приложение. Бланки для оценки противоречий в различных сферах жизнедеятельности. 330 ВВЕДЕНИЕ Любая личность является субъектом труда в какой-то производственной среде и субъектом жизнедеятельности в быту. Перед ней постоянно возникает проблемы, которые характеризуются высоким уровнем сложности и неопределенности. Кроме этого на личность почти постоянно действуют стрессовые факторы. Для того, чтобы решить эти проблемы личность должна обладать творческим мышлением, которое само по себе не формируется. Такая база знаний, на основе которой, формируется творческое мышление должна, как правило, приобретаться и осваиваться в Вузе. Причем этот процесс должен происходить в образовательной среде на любых факультетах, как гуманитарных, так и технических. Творческое мышление присуще личностям, которые имеют высокий уровень таких общих способностей, как интеллект, креативность и рефлексивность. Если к ним добавить обучаемость, то указанные 4 способности образуют взаимосвязную систему, лежащую в основе когнитивной подструктуры личности [1]. При этом каждая способность является «самостоятельной» по отношению к трем другим и базовой по отношению к более частным способностям. Проблема формирования творческого мышления входит в круг более глобальной проблемы-проблемы творчества, которое издавна волновало человечество[5]. Проблема творчества издавна волновала человечество. Она является актуальной и в настоящее время в силу своей таинственности, нераскрытости, гносеологической трудности. Истоки и пути человеческого творчества неисповедимы. Творчество обладает качеством эзотерического знания, то есть знания тайного, внутреннего, личностного, непонятного для других, скрытого, не имеющего вербальных форм выражения на уровне его процессуального исполнения. Среди многообразных качеств человеческого сознания наиболее интригующей и загадочной является его способность к творчеству — к приобретению принципиально нового знания о человеке, окружающем его мире и способах его преобразования, знании, которым не располагали предшествующие поколения, которое надо добыть, а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников. Именно неутомимая жажда творчества ведет к развитию не только индивидуальной личности, но и способствует прогрессу общества в целом, становлению человеческой культуры. В свою очередь продукты эвристической деятельности в виде произведений культуры или высоко художественной окристаллизованной духовности снабжают людей новой силой, освещающей путь человечества к новым горизонтам, к истине и совершенству. В отечественной и зарубежной психологии существуют различные мнения относительно качеств, присущих творческой личности. Творческую личность изучали отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Н. И. Кругликов, А. Н. Лук , И. М. Розет, М. Арнаудов, П. Вайнцвайг, К. Тейлор, Э. Торренс, Л. Холл и др. В числе свойств, отличающих творческую личности выделяют следующие[2]: 1.Перцептивные особенности (необыкновенная напряженностъ внимания, восприимчивость, впечатлительность), интеллектуальные особенности (интуиция, фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характерологические особенности (уклонение от шаблона, оригинальность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность) (Я. А. Пономарев); 2. Доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, выражающаяся в способности к обнаружению нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных решений, возможности прогнозирования и предвосхищения, способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки (А. М. Матюшкин); 3. Интеллектуальная активность, интегрирующая в себе умственные и мотивационные факторы (Д. Б. Богоявленская); 4. Зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию длинной цепи рассуждений, «боковое» мышление, цельность восприятия, готовностъ памяти, гибкость мышления, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к доработке, легкость ассоциирования, наличие чувства юмора (А. Н. Лук); 5. Мотивационно-творческая активность в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей (В.И. Андреев); 6.Способность совершать действия, выходящие за рамки обычных явлений, но не противоречащие законам природы, наличие чувства грядущего, богатство фантазии и интуиция, интерес к новому и необычному (П. Торренс); 7.Независимость и самостоятельность, склонность к риску, активность, любознательность, неудовлетворенность существующим, нестандартность мышления, готовность принимать решения, стремление к признанию, внутренняя мотивация, готовность к росту (К. Тейлор. Э. Роу); 8. Способность замечать и формулировать альтернативы, проявлять фантазию, умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок, упорство, независимая позиция, готовность к риску, хорошее чувство юмора, активный интерес к изучаемой проблеме (А. Матейко); 9. Стремление к самореализации, поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, критичность и высокая степень рефлексии (А. Маслоу); В трактовке психолога Я. А. Пономарева творчество предстает как «взаимодействие, ведущее к развитию» [3]. Творческий акт, включенный в контекст интеллектуальной деятельности, рассматривается им через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет активность сознание, затем - на этапе решения - бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание. Еще Л.С. Выготский (1997), писал, что «кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, а именно - деятельность комбинирующую или творческую..». В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью) (Туник, 1997). Креативность проявляется в быстроте, гибкости, оригинальности мышления, в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образ проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность и себе. Традиционно понятием «творчество» («креативность) обозначают создание нового и культурно-значимого продукта, обнаружение нового в постановке и решении проблем (Гилфорд, 1967; Торренс 1966; Матюшкин, 1972). В российской психологии общепринятым является определение творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Неважно, в каком виде творчества это проявляется: научном, техническом, художественном и др. В нашем учебном пособии рассматривается творческий интеллект как продукт полнополушарного мышления, ркекомендации по развитию полнополушарного мышления, основные составляющие творческого интеллекта и их развитие креативность и её взаимосвязь с творческим мышлением и интеллектом, рефлексивность и её взаимосвязь с креативностью (1 раздел). Во 2 разделе выделены особенности творческого мышления, а именно основные составляющие и характеристики, основные этапы становления, а также такая характеристика педагога, как абнотивность, которая необходима ему для развития креативности обучаемых. В 3 разделе рассматриваются эвристические методы решения сложных проблем в условиях неопределенности, в том числе иррациональности и рациональные методы, основные положения системного анализа сложных проблем, функционально – системный анализ процесса обоснования путей создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов. В 4 разделе приводятся психологические методы повышения эффективности деятельности специалистов, к которым отнесены психотехнологии нейролингвистического программирования, психогеометрия, технологические оценки «стиля мышления», организационной культуры, готовности к риску при принятии рискованных решений. Пятый раздел посвящен известным методам психодиагностики характеристик интеллекта, творческого мышления, креативности (вербальной и невербальной), ассертивности (уверенности в себе), творческой активности, творческого потенциала, развитие рефлексивности, абнотивности преподавателя. Шестой и седьмой разделы содержат упражнения и рекомендации для оценки и развития творческого мышления, креативности, рефлексивности, лидерства.
|