Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 8. Духовный интеллект и развитие креативности и продуктивности




 

В настоящее время в зарубежной психологии выдвинута идея духовного интеллекта и его связь с развитием продуктивности и креативности [18].

По мнению Форда, в конкретных областях интеллект проявляется как широта и глубина познаний, успешность выполнения деятельности, автоматизм или легкость функционирования, умелое выполнение при наличии препятствий и в затруднительных условиях, гибкая продуктивность, скорость обучения и изменение поведения. Таким образом, интеллектуальное поведение связывается с действиями человека умелого, мотивированного, биологические и поведенчес­кие возможности которого позволяют адекватно взаимодействовать с окружением, используя ресурсы последнего для достижения цели (Ford 1994).

Эммонс выделяет пять взаимосвязанных характеристик (компо­нентов) духовного интеллекта. В таком качестве выступают следующие способности: 1) способность к трансценденции; 2) способность входить в возвышенные духовные состояния сознания; 3) способность сакрализовать повседневный опыт; 4) способность использовать духовные ресурсы для решения жизненных задач; 5) способность осуществлять добродетельное поведение, быть добродетельным.

1.Способность к трансценденции выделяется всеми авторами, рассматривающими духовный интеллект, и может считаться основополагающей. Способность трансцендироватъ физическое и материальное означает выход за обычные границы физического, осознание Высшего трансцендентного измерения, позволяет ин­дивиду ощутить свою слитность с жизнью и связь с человечеством, неподвластную даже смерти.

2.Способность испытывать возвышенные состояния сознания пред­полагает возвышение над природным миром вплоть до связи с Божественным или же выход личности за рамки физического состояния для того, чтобы достичь более высокого осознания себя.

3.Способность сакрализовать повседневный опыт означает, что че­ловек основывает свою жизнь на стремлении к высшим смыслам и ценностям бытия, рассматривая свои повседневные обязанности, отношения и цели как священные.

4.Способность использовать духовные ресурсы для решения жиз­ненных проблем создает условия для эффективного совладения с трудными жизненными ситуациями, противостояния стрессу.

5.Способность быть добродетельным связана с добродетельным по­ведением, в основе которого лежит самоконтроль. Она включает способность прощать, быть благодарным, проявлять смирение, сострадание.

Обсуждая проблему духовного интеллекта, К. Нобл (Noblе, 2000) выражает согласие с позицией Эммонса и его перечнем духовных способностей. К этому перечню она добавляет еще две способности:

1)осознание, что физическая реальность включена в более широкую, многомерную реальность, с которой люди взаимодействуют со­знательно или бессознательно;

2)осознанное стремление к психологическому здоровью, предпо­лагающее не только личное благополучие, но и общественную пользу.

Нобл определяет духовный интеллект как врожденную способность, которая может влиять на личностный рост. Эта способность связана с качеством осознанности, что ведет к развитию самосознания, эмпатии и психологическому здоровью.

Cогласно результатам ее исследования, духовный опыт может способствовать психологическому росту. Основу этого составляет: 1) более глубокое понимание необходимости противостоять неблагоприятной обстановке, бороться с трудностями и способность переносить бедствия, неприятности, несчастья (болезни, разочарования, травмы, потери); 2) сознательный отказ от саморазрушительных установок и поведения; 3) способность осознать наличие внутренних ресурсов и использовать их; 4) возросшая тонкость, острота восприятия чувств (в особенности сострадание, эмпатия в отношении себя и других); 5) обязательство полнее участвовать в жизни.

Итак, Нобл выделяет некоторые аспекты духовных способноcтей, связанные с самосознанием, саморегуляцией, самоконтролем и самосовершенствованием, которые можно объединить в понятии «способность использовать свой внутренний опыт для саморазвития», т. е. речь идет о способности к саморазвитию. Нобл отмечает следующие ментальные аспекты духовного ин­теллекта:

• качество осознанности, благодаря которому происходит пони­мание значения духовного опыта и постижение путей и кана­лов (физических, психологических, интеллектуальных, меж­личностных), по которым поступает информация духовного опыта к человеку и социуму;

• важность критичности интеллекта в духовных процессах;

• отсутствие жесткого предписания слепо и формально со­блюдать совокупность ритуалов определенных верований; духовный интеллект, наоборот, связан с типом мышления, толерантным к неопределенности, парадоксу и «страху чего-то не знать»;

• открытость ума по отношению к необычному и разнообраз­ному опыту;

• понимание, что целое всегда больше, чем сумма его частей, независимо от того, насколько ценной может быть отдельная часть.

Зохар и Маршал перечисляют следующие признаки духовного интеллекта: способность быть гибким (активно и спонтанно адап­тивным); высокий уровень самосознания; способность встречаться лицом к лицу со страданием и использовать такой опыт в дальнейшем; способность встречаться с болью и превознемогать, трансцендировать ее; высокое качество жизни, обусловленное проницательностью, даль­новидностью и ценностями; нежелание причинять ненужный вред; возможность видеть связь между различными вещами (склонность к холизму); ярко выраженное стремление задавать вопрос «почему?» или «что, если?» и искать на них фундаментальные ответы; возмож­ность противостоять условностям (обычаям, традициям, правилам поведения); возможность брать на себя ответственность за ознаком­ление людей с более высокими мировоззренческими концепциями и ценностями и способами их применения на практике. Кроме того, эти авторы выделяют и другие показатели высокого духовного интеллекта, которые можно обозначить как: способность быть честным с самим собой; высочайший уровень личностной це­лостности; осознание глубинного центра (ядра) собственного «Я», который трансцендирует все жизненные фрагменты; способность помнить о свойствах собственного «Я», включая самые болезненные и сложные черты своей личности; способность не привязываться к тому, что мы знаем, а постоянно исследовать то, что нам неизвестно и таким образом учиться; способность строить свою жизнь, отдавая предпочтение вопросам, а не ответам; способность быть открытым новому опыту (восстановление способности, которой человек обладал в детстве,- речь идет о свежем взгляде на жизнь, т. е. способности видеть и воспринимать жизнь и других людей глазами ребенка).

Итак, проведенный сравнительный анализ зарубежных концепций духовного интеллекта позволяет выделить в них ряд общих ключевых идей и характеристик духовного интеллекта. В первую очередь, это касается представления о духовном интеллекте как о совокупности раз­нообразных духовных способностей. Кроме того, авторами отмечаются:

• интегративные свойства и функции духовного интеллекта на разных уровнях, а также универсальный и врожденный характер духовных способностей;

• связь духовного интеллекта и определенных духовных способ­ностей с религиозностью и поиском Абсолюта, а также выделе­ние духовных способностей, не связанных с религиозностью, например, эстетических (причем оба типа - религиозный и нерелигиозный - соотносятся с трансценденцией);

• способность к глубокому пониманию экзистенциальных во­просов;

• особое значение категории «внутренний (духовный) опыт» в связи с измененными состояниями сознания, трансценден­цией, самосознанием, саморегуляцией и саморазвитием;

• связь духовного интеллекта и духовного опыта с личностным ростом, саморазвитием, психологическим благополучием и здоровьем;

• мощное влияние духовного интеллекта на повседневную жизнь и социальное поведение;

• связь духовного интеллекта со зрелостью личности (прояв­ление ответственности, мудрости, дальновидности, ярко вы­раженная способность к саморазвитию);

• теснейшая связь духовного интеллекта с добродетельными характеристиками личности, которая строит свое поведение исходя из высоких моральных принципов, высших духовных ценностей и смыслов жизни;

• связь духовного интеллекта с различными состояниями со­знания (глубочайший уровень осознанности и самосознания, а также способность испытывать измененные состояния со­знания разного уровня и характера, способность к трансценденции);

• связь духовного интеллекта с рефлексивностью и креативно­стью (широта, глубина и открытость ума, творческое отноше­ние к действительности).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты