КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Природные задатки и их развитиеВеликие гении и настоящие лидеры имеют особые личностные качества. Так известный мыслитель и психолог, основатель онтопсихологии Антонио Мененгетти выделил семь таких личностных качеств [7]. 1.Потенциальное природное превосходство, т.е. наличие врожденного природного потенциала, подчеркивающее его интеллектуальное превосходство во многих областях. 2.Рациональное развитие природного потенциала. Это развитие происходит в семье, затем в школе, в институте, в профессиональной мастерской школе на производстве. Как отмечает онтопсихология, если у человека есть природный потенциал и он не разовьется в силу отсутствия условий, то существует большая вероятность, что вместо лидера вырастет шизофреник или преступник. 3. Реальные амбиции. Лидеру необходимо большое признание, у него повышается потребность к действию. Здесь проявляется территориальная психология, ему нужно большое пространство, его талантам нужен рынок. 4. Любовь к собственному делу. Лидер влюблен не только в свою работу, но и свою специфичность, в свою способность достигать поставленных целей. 5. Высочайший уровень профессиональной осведомленности. Это качество не требует комментариев. 6. Трансцендентность функционального утилитаризма, основным в которой является трансцендентность к биологическим потребностям. Он может быть хорошим семьянином, но семья, друзья – это не главное. Он всегда там, где находится его базовый принцип. Основным для лидера является экзальтация ума, как внутренней удовлетворенности, освещающей его изнутри. 7. Рациональность интуиции. Интуиция – это индикация, чутье, но для ее воплощения нужна и логика ума. Первым и основным качеством здесь является потенциальное природное превосходство. Большинство великих музыкантов-гениев (Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах и др.) имели это потенциальное природное превосходство, они родились в потомственных музыкальных семьях, с самого детства учились музыке и всю свою жизнь посвятили ей (по 15-18 часов в сутки). Развитие потенциального природного превосходства ведет к появлению настоящей творческой личности, судьба которой усеяна иногда не только творческим экстазом и озарением, но целым рядом отрицательных последствий. По утверждению Козлова В.В. [2], когда творческая личность не может справиться с шоковой интенсивностью захлестнувших ее эмоций, высока вероятность наступления патологии сознания, чему свидетельствуют многочисленные примеры. Например, шизоидность многих выдающихся писателей и ученых – Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина, Платона, Оноре де Бальзака, Канта, Кафки, Эмерсона, Ницше, Чюрлениса, Хлебникова и др. Психически больны были Ф.М. Достоевский, В.М. Гаршин, В. Ван Гог, А. Стриндберг, Сальвадор Дали, Р. Шуман, который закончил свою жизнь в психиатрической больнице, и др. Эпилепсией страдали три наиболее великих полководца прошлого – Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, а также Петрарка, Мольер и Флобер. Причиной наступления патологии сознания могут быть и средовые факторы. Например, если потенциальное природное превосходство уже начало проявляться и творческая личность ставит перед собой высокие цели, которые она считает безусловно достижимыми, но в силу субъективных условий это не происходит, то это обстоятельство тоже может явиться причиной ухода в другую «реальность». Примером может служить судьба известного математика Дж. Нэша, который в 21 год сформировал в своей диссертации теорию игр, совершив революцию в экономическом мире, затем через 9 лет, не получив достойного признания (профессорской должности и медали Филдса) и попав в финансовый кризис, впал в тяжелую шизофрению на 30 лет. После этого снова обрел мыслительные способности и даже получил Нобелевскую премию по экономике. Великое творчество довольно часто связано с психической ненормальностью. Если же рассматривать не природное превосходство, а природные задатки, то любой человек имеет их великое множество. Исследования показывают, что у любого ребенка есть музыкальные способности, поэтические способности и способности к художественному творчеству. Да, у большинства людей они не развиваются в силу различных обстоятельств, и ничего плохого не происходит и не произойдет, т.к. эти способности не относятся у большинства людей к природному превосходству. Но жизнь их обедняется, становится менее яркой и бесцветной. Все эти способности подавляются особенностями дошкольного и школьного воспитания [4]. Рассмотрим, например, проблему музыкальных способностей. Японский музыкант Судзуки сделал открытие, касающееся мозга всех птиц, животных и людей – умение петь и понимать музыку является навыком, которым можно овладеть и достигается это путем подражания и постоянной работы над собой. Даже на птицах это было многократно доказано. Если птенец развивается один или с другими птенцами, то они не поют, если же их поместить в питомник с певчими птицами, то все птенцы запоют. Затем Судзуки решил внедрить свою теорию в практику, обучая очень маленьких детей игре на скрипке. Он не давал им никаких книг по музыкальной грамоте, а просто предоставил возможность имитировать основные движения, которые сам выполнял на инструменте. Это сработало. В наше время в XXI веке сотни тысяч детей по всему миру начинают так учиться, очень успешно играть на скрипке и других инструментах. Учатся так дети и в России. Правда по наблюдениям не все дети продолжают учебу на скрипке и других инструментах, но не по своей вине. Далее всё же, когда они уже начали играть, надо приложить больше усилий, чтобы выучить достаточно сложную музыкальную грамоту, но им это уже не так интересно, а родителям не хватает настойчивости и убежденности. В результате дети бросают учебу и у них формируются черты характера, которые нельзя отнести к положительным и которые затрудняют им жизнь в дальнейшем. Наш голос, когда мы разговариваем, содержит и отражает звуки, ритм, ударения, модуляции, слова, громкость, высоту тона, чувства, настроение. Из всего этого складывается не только разговор и музыка. голос представляет собой музыкальный инструмент удивительной сложности, который состоит из губ, рта, языка, гортани, горла, легких, диафрагмы, зубов, костей и множества полостей черепа. По сравнению с этим инструментом совершеннейшие скрипки, гитары, фортепиано, органы, синтезаторы просто блекнут. Каждый человек в любом возрасте может развить свои способности (музыкальные, художественные, поэтические) и рекомендации, как это сделать приведены в [4]. Одним из основных приемов при этом является прием подражания музыкантам, художникам, поэтам. Даже великие гении, как показывают исследования, имели свои простые технологии творчества. Так, например, Микеланджело использовал при рисовании человека прием соблюдения пропорций человеческого тела, а Леонардо да Винчи делил туловище, ноги, голову на базовые художественные блоки, т.е. они «рисовали по клеточкам». Если следовать эвристическим рекомендациям, приведенным в [4], то можно освободить из «плена» свои природные задатки (способности).
|