КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышления в историческом ракрусеНадо отметить, что исследование данной проблемы имеет достаточно короткую историю в отличие от проблем психологии творчества, решения нестандартных задач и т.д. Так, еще Рене Декар в своем трактате «рассуждения о методе» обосновал четыре правила решения сложных проблем: · никогда не принимать за истину то, что не очевидно; · делить каждое из затруднений на части; · придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов простых и легко познаваемых; · составлять перечни полные и общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Актуальность этих правил и в настоящее время совершенно очевидна. Однако вернемся к творческому мышлению в его взаимосвязи с деятельностью полушарий головного мозга [4]. В 50 годы XX столетия Роджер Сперри сделал следующее удивительное открытие: в среднем мозг очень четко подразделяет свою деятельность на деятельность «правого мозга» (кора левого полушария) и деятельность «правого мозга» (кора правого полушария). В дальнейшем оно получило широкую известность как открытие «левого/правого мозга» («левополушарного»/ «правополушарного» мышления). Между полушариями обычно доминирует такое разделение труда:
Кроме того, Сперри обнаружил, что когда активно правое полушарие, левое склонно переходить в относительно спокойное, созерцательное состояние. Аналогично, когда было активно левое полушарие, правое становилось более расслабленным и спокойным. Кроме этого был сделан вывод, что на базовом физическом, физиологическом и потенциальном уровнях у каждого полушария есть огромный диапазон интеллектуальных мыслительных и творческих навыков, которые используются лишь частично. В ходе дальнейших исследований обнаружилось, что когда у людей тренировали (хорошие учителя) навыки, которые у них были развиты слабо, эти люди неожиданно становились гораздо сильнее в данных областях. Это походило на обнаружении группы слабых мышц, которые были слабыми не сами по себе, а просто из-за того, что долгое время не использовались. Кроме этого после обретения новой умственной «мышцы» все остальные умственные «мышцы» начинали улучшать свои показатели. Таким образом, если люди проходили тренинг в области воображения и изобразительного искусства, то они начинали более искусно манипулировать словами, обретали большие способности в работе с цифрами и вообще становились более творческими людьми. Аналогичным образом те, кто проявлял слабость в работе с цифрами, тренировались, совершенствуя навыки в этой сфере, то и их воображение и музыкальные способности также развивались. Оказалось, что левое и правое полушария мозга как бы «ведут переговоры» друг с другом. Левое полушарие получает информацию и передает ее в правое, которое по-своему обрабатывает ее, посылает обратно в левое полушарие и так далее. В ходе такого процесса мозг синергетически вырабатывает новую информацию и увеличивает свою собственную интеллектуальную и творческую мощь. К началу 80-х годов представление о функциях левого и правого полушарий мозга распространилось по всему земному шару, и начали появляться книги об этом экстраординарном открытии. При этом было опровергнуто мнение, что многие творческие гении были однополушарными людьми. Например, Альберт Эйнштейн – «левополушарным», а Людвиг Ван Бетховен – «правополушарным». Анализируя их творческий процесс, Тони Бьюзен показал, что они оба были «полнополушарными». Так Эйнштейн изобрел знаменитые ныне «Игры творческого разума», в которых задавал себе занимательные вопросы и давал себе волю воображения. Постепенно он сделал вывод: воображение является более правдивым, чем логика. Так за счет воображения Эйнштейн дожил до своего открытия – Вселенная является искривленной и конечной. Он дошел до этого путем комбинирования своего знания чисел, слов, порядка, логики и анализа с огромным воображением, пространственным представлением и способностью представлять картину в целом. Его понимание явилось идеальным сочетанием функций и общением обоих полушарий мозга. Если же взять казалось бы «правополушарного» Людвига Ван Бетховена с его страстью и воображением, то он был еще и пионером в использовании музыкального метронома. Бетховен утверждал, что этот прибор является истинным божьим даром, поскольку после его появления каждый музыкант и дирижер мог играть его музыку в правильном и математически выверенном ритме с правильными акцентами. Так же как и Эйнштейн, Бетховен был не «правополушарным» и не «левополушарным». Он был творчески «полнополушарной» личностью. Возникает вопрос – почему же большинство наших граждан не являются творческими креативными личностями. Большую роль здесь играли заблуждения, царящие в социальной среде. Так левополушарные интеллектуальные виды деятельности обычно назывались мужскими, а правополушарные – творческие и эмоциональные – женскими. Подобное заблуждение подтверждали верования столетней давности о том, что: · ученость, образование и интеллектуальность связаны лишь со словами, цифрами и логикой, в не с воображением, цветами и ритмом; · бизнес – сфера, где обязательно должен царить строгий порядок; · мужчины – это логичные рациональные индивидуумы без эмоций, воображения и цветового восприятия; · женщины – иррациональные мечтательницы; · эмоции не основаны на ассоциативной логике; · творчество и художественные произведения не достойны того, чтобы к ним стремиться, они не имеют под собой рационального зерна. Трагедия этих неправильных представлений, которые, к сожалению, живут и поныне, заключается в том, что они отгораживают разум от истины и потому обедняют жизнь. К сожалению, эти неверные представления особенно широко распространены в сфере образования. Полагая, будто образование должно быть «левополушарным», мы наклеиваем на тех детей, которые энергичны, обладают богатым воображением, ярким цветовосприятием, любопытны или слишком увлекаются мечтами, ярлыки капризных, деструктивных и гиперактивных, заторможенных или отсталых. И это вместо того, чтобы считать их потенциальными творческими гениями. Успех многих видов бизнеса связывают ошибочно с логикой и левополушарным мышлением. При этом отвергается правополушарное воображение и чутье. Большинство людей считает художников неопрятными, неряшливыми, растрепанными людьми со слабой памятью и логикой, не обладающими структурными и организационными навыками. Как это ни печально, миллионы обучающихся изобразительному искусству во всем мире пытаются жить согласно подобному «идеальному» видению художника. В результате они отвергают слова, числа, логику, порядок, структуру и порождают у себя в головах лишь мимолетные образы. С началом XXI века – века мозга начинает приходить понимание, что творческий мозг – мозг полнополушарного мышления. Если мы использует одно полушарие своего мозга, наш творческий потенциал крайне низок. Если же мы используем оба полушария, наш творческий потенциал становится бесконечным.
|