КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неопределенности. Особенности творческого мышления рассматривались в трудах Команова М.М., Пономарева Л.А., Богоявленской Д.Б.Особенности творческого мышления рассматривались в трудах Команова М.М., Пономарева Л.А., Богоявленской Д.Б., Марковой А.К., Матюшкин А.М., Полонского В.М., Р. Дж. Струберга, Дж. Б. Форсайта, Рубинштейна С.Л., Семенова И.Н. и других исследователей [15]. 1) Творческая личность — это творчески активная личность, которая действительно не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Такая личность способна к конструктивной переработке своего опыта. Особенность творческой личности состоит в готовности к риску. Она вытекает из того, что человек, имеющий много идей, должен иметь смелость высказать их вслух. Это проявляется в смелости в отношении постановки проблемы, в обострении противоречий, в отказе от общепринятых путей и способов решения проблемы. В целом для творческой личности, по мнению Я .А. Пономарева, характерны 3 группы свойств [25]. А.Перцептивные (связано с восприятием информации): необычная способность концентрации внимания, восприятия, большая впечатлительность. К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих огромным творческим потенциалом, чаще всего относились необыкновенная напряженность внимания, огромная восприимчивость, впечатлительность. К числу интеллектуальных - интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний. Б. Интеллектуальные: наличие интуиции, огромной фантазии, выдумки, способности предвидения, знания. В.Характерологические: частое уклонение от шаблонов, оригинальность, инициативность, упорство, высокая трудоспособность и самоорганизованность, желание заниматься творчеством, интерес ко всему новому, способность удивляться, восхищаться. Среди характерологических особенностей подчеркивались: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризовалась как почти непреодолимое стремление творческой деятельности. 2) Р.Стернберг и С. Любарт в инвестиционной теории креативности отмечают, что для формирования и проявления, творческих способностей необходимо наличие 6 условий: - интеллектуальные способности (синтетическая способность видеть проблемы в новом свете и набегать привычного способа мышления; аналитическая способность, позволяющая оценить стоящие идеи; практически-контекстуальная способность, которая выражается в умении убедить другого в ценности идеи). - знания (необходимость иметь достаточно знаний о своем поле деятельности). - законодательный стиль мышления (собственные принципы и законы движения мысли). - личностные характеристики (готовность преодолевать препятствия, принимать на себя разумный риск, терпеть неопределенность). - внутренняя мотивация, сосредоточенность на задаче. - поддержка окружающей среды. - по Р.Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими чертами: способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности; готовность противостоять мнению окружающих. Творческие люди выделились по шкале индивидуальности: они оригинальны, с богатым внутренним миром, склонны к абстрактному, нешаблонному мышлению. Умеют испытывать удовольствие от жизни, обладают высокой эмоциональной возбудимостью (на креативность благоприятно действуют радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушение порядка, снятие чувства страха), активны и агрессивны в защите своего «Я», с высокой самооценкой. 3)Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца: • Не быть ограниченными, ослепленными привычками; • Не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; • Не действовать механически; • Не занимать частичную позицию; • Не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; Интегральным структурным элементом творческости (или креативности; от лат.create - творить, создаватъ) является оценочная функция. На основе опенки делается выбор, принимается и реализуется решение. Способность к оценке включает и возможность понимания как собственной мысли, так и чужих мыслей, действий и поступков. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности творческого человека в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества. Таким образом, все факторы, составляющие единую интегративную структуру творческого потенциала, включают: •доминирующую роль познавательной информации, •исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; • возможности достижения оригинальных решений; •способности к созданию продуктов деятельности (разного рода), обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки [26]. 4)Творческое решение означает и преодоление противоречий. Причем речь идет не только об общем противоречии, состоящем в том, что решение требует знаний, которыми работник ещё не располагает, а о противоречиях в содержании знаний, которые вначале кажутся совершенно несовместимыми. Творческое разрешение проблемной ситуации можно рассмотреть с четырех точек зрения: продукта, процесса, условий (способствующих или препятствующих творчеству). Какое же решение можно считать творческим? Существует несколько требований к нему: адекватность решения задаче, осуществление в решении самостоятельной идеи, новизна и оригинальность решения, доработанность в решении важнейших его последствий, изящество и красота решения. 5)Творческий процесс- это изменение и расширение возникшей модели идеи за счет включения в неё не учтенных в прошлом связей и отношений. В творческом акте действительность воспринимается во всей её сложности и многогранности, во всём богатстве и противоречивости ее взаимосвязей. Динамика саморегуляции творческих процессов состоит в произвольном изменении целевых эталонов. Люди с высоким уровнем самоуправления всегда ставят перед собой вопрос: «Каким мне желательно быть в этой ситуации, и как мне стать таким?» Отвечая на этот вопрос, они читают характеристики ситуации, идентифицируют тип личности для данной ситуации, конструируют психический образ или представление человека, который является лучшим примером данного типа личности. 6)Творческий процесс характеризуется спонтанностью, непринужденностью, естественностью, стихийностью, непредсказуемостью, внезапностью или неожиданностью. 7) Следующая характерная особенность - пластичность (творческий человек предлагает множество решений, в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь 1 или 2). Если одной особенностью является склонность к изменению своего отношения к реальности, внутри которой зарождается творческая деятельность. Особую ценность приобретает склонность к позитивным и конструктивным изменениям своего отношения к волнующей проблеме. Важно отметить, что творческое решение меняет существующие методы, реже — традиции, ещё реже — основные принципы и совсем редко — взгляд людей на мир. Следующей особенностью является то, что творческий процесс предполагает созидательное действие как в отношении духовной реальности (рождение новых идей), так и в плане физической реальности (конструирование новых материальных продуктов). Объективно творческим продуктом считается такой, который: а) является ответом на реальную проблему; б) должен иметь новизну с точки зрения предыдущего опыта; в) делает возможным преодоление традиционного подхода, т.е. отказ от применения традиционных, ранее знакомых решений (продуктов). К особенностям продукта творчества относятся новизна, оригинальность и уникальность. Новизна как критерий творчества означает продуцирование чего-то нового. В.М.Полонский определяет следующие градации новизны: построение известного в другом виде, т.е. фактическое отсутствие нового (формальная новизна); повторение известного с несущественными изменениями; уточнение, конкретизация уже известного; дополнение уже известного существенными элементами; создание качественного нового объекта или способа [26]. Оригинальный (лат. originalis первоначальный) - подлинный, неподдельный; вполне самостоятельный, непохожий, чуждый подражательности; своеобразный, странный. Оригинальность продукта - это та его характеристика, которая означает, что данный продукт отличается от стандарта, от нормы, от традиции. Оригинальное мышление порождает неожиданные и непривычные решения. Оригинальное мышление порождает неожиданные, нешаблонные решения, предполагает целостное видение всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном методичном анализе. Уникальный (лат. unicus) — единственный в своём роде, исключительный. Уникальное - это что-то единственное и неповторимое в своём роде. Таким образом, основными характеристиками продукта творчества являются – новизна, оригинальность, уникальность. 8) Почти во всех продуктах творчества проявляется избирательность, упорядоченность. Они характеризуют попытку выявить самое существенное. Человек творит не для того, чтобы общаться, но, когда творческий акт совершился, он хочет поделиться с другими своим новым качеством. Возникает феномен объединения автономности и коммуникативности. Творчество - процесс создания нового, который требует выхода за существующие границы знания. В этом и проявляется сложная структура творчества, а именно: • необходимость системного понимания воспринимаемой информации; • осмысление всех предыдущих знаний в конкретной области и осознание их границ; • экстраполяционный прогноз дальнейшего развития явлений и ситуаций; • умение формулировки новых задач; • нахождение новых методов решения этих задач, что связано с эвристическими функциями мышления и информационным обеспечением эвристическою поиска. Структура творчества связана с эвристическими функциями мышления и информационным обеспечением эвристического поиска [15]. 9) Творчество, согласно психологической закономерности, установленной Я.А.Пономаревым, является таковым лишь до тех пор и в тех ситуациях, в которых происходит саморазвитие личности, что невозможно без опоры на резервы самоуправления личности. Творческая личность чаще отклоняется от жестких стандартов, не боится любых форм поведения, в том числе и детских. Это помогает человеку наиболее взвешенно относиться к ситуации. Каждый человек является творцом, если он активно занимается саморазвитием. Проявление закономерностей творческого мышления характеризуется подъемами и спадами. 10) Становление креативной личности подчиняется следующим закономерностям: • Чувствительность к проблемным ситуациям и формулированию проблем. • Если среда удовлетворяет познавательной потребности, то происходит развитие креативной личности. • Уровень развития академического интеллекта гарантирует успехи в обучении, но не в жизни. Поскольку в жизни, по мнению Р.Стернберга, требуется высокий уровень развития практического интеллекта. В школе же дети с низким интеллектом получают высокие баллы по оригинальности мышления. • Эмоциональная способность - это мета-способность, которая обеспечивает развитие личности. Межличностный интеллект характеризуется учетом интересов других людей и умением адекватно реагировать на это. 11)Исходя из понимания креативности как способности удивляться и познавать, умения находить решения в нестандартных ситуациях, как нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта (З.Фромм, 1959) можно выделить следующие основные группы механизмов творческой деятельности: механизм творческого мышления, по мнению Я. А. Пономарева, как способ конструктивной саморегуляции и саморазвития личности в проблемно конфликтной ситуации, составляет конфликт интеллектуальных содержаний и рефлексивно осмысленных и отчужденных личностных содержаний [25]; рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности (с переструктурированием знания с достраиванием знаний посредством выхода за пределы исходной системы знаний). 12)Одним из основных психологических механизмов самораскрытия творческого процесса является позитивное изменение своего опыта за счет применения таких составляющих творческого процесса. Например, поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез» (С.Л.Рубинштейн). Этот механизм означает выявление свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами. В процессе решения любой задачи происходит расчленение ее на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты решения данных вопросов объединяют в единый, который и будет ответом к задаче. 13)Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного и логического начал. Ход удовлетворения потребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта. То решение, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода. 14)Механизм перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал [15]. Такой механизм осуществляется через речевые конструкции + рефлексивные средства (осознание того, что стоит за рамками конкретной ситуации. Реализация мета-позиции в осмыслении происходящего характеризуется отсутствием ситуационной, внешней детерминистической зависимости) + внешняя помощь (обучение приемам надситуативного мышления). Учет данного механизма позволяет успешно формировать у будущих специалистов приемы надситуативного мышления как психологическую основу творческого профессионального мышления. Творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности рассматривается Я.А.Пономаревым также через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет активность сознание, затем на этапе решения — бессознательное, а отбором и проверкой правильности решении на третьем этапе занимается сознание. Механизм синергетической альтернативы является способом снятия рассогласований в профессиональной деятельности. Это обнаружение такого варианта выхода из ситуации, который не только устранял бы её исходную противоречивость, но и заставлял бы сами противоречия «работать» на преодоление друг друга. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным воссоединить их в необходимой комбинации, — вот суть творчества. Механизм творческой рефлексии: осознание и понимание, каким образом происходит творческое изменение и улучшение деятельности. Применение рефлексии способствует расширению и увеличению зоны внутреннего плана и внешней активности. Взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модельного) планов действий составляет основу психологического механизма творческой деятельности человека. Внутренний план действий - это способность действовать «в уме», которая отличает психологический механизм интеллекта человека от соответствующего механизма интеллекта животных. 15) Выявлено пять этапов развития внутреннего плана действия, отличных друг от друга, но, вместе с тем, и связанных друг с другом. Этап 1 характеризуется полной неспособностью действовать во внутреннем плане, «в уме» и подчинять свои действия задаче. Он субъективно не расчленяет процесс (способ) и результат собственного действия. Цели направлены лишь на преобразование предметной ситуации. Оценка действия всецело субъективна, эмоциональна; на 2 этапе задача может быть решена, но лишь во внешнем плане путем манипуляции предметами-оригиналами. Процессы (способы) действий ещё не могут превратиться в операции, а средства деятельности во внутреннем плане отсутствуют. При попытке действовать «в уме» деятельность распадается. Доступными становятся цели, стоящие над предметными действиями. На 3 этапе задачи могут быть решены манипулированием представлениями вещей. Но манипуляции еще не удастся в достаточной мере подчинять требованиям словесно поставленной задачи. Расчленяются процесс и продукт действия, цель и мотив. Происходит дифференциация целей на практические (направлены на преобразование ситуации) и теоретические (направлены на выявление способа преобразования ситуации). Функцию контроля действия продолжают выполнять вещи и их представления, а в самостоятельной оценке результата действия доминируют эмоции. На 4 этапе задача решается по плану, в основу которого кладется предшествующее решение практической задачи. План строится путем преобразования эффекта ее решения в задачу практическую. Контроль и оценка действий становится в основном логическими. Роль представлений в том и другом ограничивается. На заключительном этапе формируется способность к самокоманде. Действия систематичны, построены по замыслу, программированы, строго соотнесены с задачей. Контроль деятельности и оценка ее результата становятся всецело логическими. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи. В деятельность включается познавательная мотивация. 16) "При этом внутренний план перестраивает внешний. В развитом интеллекте этапы его развития оказываются структурными уровнями его организации. Это ярко обнаруживается в условиях решения творческих задач. Структурные уровни организации интеллекта выступают теперь как функциональные ступени решения творческой задачи. Объектами интуитивного мышления являются предметы- оригиналы или их модели. Объектами логического мышления - знаковые, символические модели. Процесс интуитивного мышления неосознаваем, слит с продуктом. Способы интуитивных действий на уровне интуиции не выявляются. Процесс логического мышления (например, умозаключение) осознан, расчленен с продуктом — способы действия выявлены и превращены в операции. Оценка продукта интуитивных действий субъективна, определяется его отношением к потребности, установке, мотиву и осуществляется эмоционально. Оценка логического продукта объективна, осуществляется системой логических правил. Мышление есть единство интуитивного и логического. Первый структурный уровень организации интеллекта наиболее интуитивен, а второй - наиболее логичен. Прямой продукт умственного действия отвечает сознательно поставленной цели и может быть непосредственно использован в сознательной организации последующих действий. Побочный продукт возникает помимо сознательного намерения, складывается под влиянием тех свойств предметов и явлений, которые включены в действие, но несущественны с точки зрения сознательно поставленной цели. Таким образом, творческий акт рассматривается Я.А. Пономаревым как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем на этапе решения активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения, на третьем этане, занимается сознание[10].
|