Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Становление древнерусской государственности.




Проблема образования Древнерусского государства на протяжении многих столетий, вплоть до наших дней, является дискуссионной. Дореволюционная русская официальная историография однозначно датировала начало этого важного исторического события 862 г., когда новгородские словене призвали в Новгород на правление варяжского (норманнского) князя Рюрика. Легенда о призвании варягов послужила основой для создания широко распространенной “норманнской теории” происхождения древнерусской государственности.

Многие отечественные историки первым норманистом называют летописца Нестора, которому приписывают авторство древнерусской летописи “Повесть временных лет”. В XVIII в. “норманнская 0теория” получила “научное обоснование” в трудах немецких ученых – историков Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлецера, приглашенных в Россию для работы в Петербургской Академии наук. В своих трудах немецкие историки (особенно Шлецер) настойчиво пропагандировали антинаучные измышления о неполноценности восточных славян. Уже в XVIII в. “норманнская теория” образования Древнерусского государства подверглась острой критике со стороны историка В.Н. Татищева и выдающегося отечественного ученого М.В. Ломоносова.

По данным летописей, призвание варягов действительно имело место. Новгородские послы прибыли к варягам и заявили последним: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. Трое варяжских братьев – князей – Рюрик, Синеус и Трувор в 862 г. приняли это предложение. Синеус поселился в Белоозере, Трувор – в Изборске, а Рюрик – в Новгороде, где и княжил до 879 г. Пришедшие варяги были из племени Русь, поэтому и земля наша стала называться Русью. Наступившая вскоре смерть младших братьев Рюрика сделала его полновластным правителем Новгородской земли. С призванием варяжских князей в 862 г. и началась, якобы, история Русского государства, так как они и их потомки постепенно объединили под своей властью разрозненные восточнославянские племена и создали древнерусскую государственность.

Существует предположение, что Синеуса и Трувора вообще не существовало, известие о них - результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста. В нем сообщалось, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Этническая принадлежность и самого Рюрика у многих авторов вызывает сомнение. Исследователи истории Древней Руси отмечают, что в Скандинавии, на родине варягов, отсутствуют какие-либо сведения о племени или о местности “русь”. В тоже время западные поминают трёх разных Рюриков, живших в это время. Считается, что больше шансов появиться на Руси было у Рюрика Ютландского. Однако не исключено, что он был славянином (о чем говорил М.В. Ломоносов и сейчас утверждает В.В.Фомин).

В настоящее время вопрос об этнической принадлежности Рюрика и его братьев уже не имеет столь принципиального значения, какое этому обстоятельству придавалось ранее. Очевидно, что государство возникает там и тогда, когда для этого складываются определенные объективные политические и социально-экономические предпосылки. Согласно летописи “Повесть временных лет” Рюрик умер в 879 г. Поскольку его сын Игорь (по-скандинавски – Ингвар, т.е. “младший”) был очень мал, власть в Новгороде принял воевода Хельги, т.е. Олег. “Хельги” – это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший “колдун” и “военный вождь”. В 882 г. со своей дружиной и малолетним Игорем он двинулся на юг по великому пути “из варяг в греки”. По пути в Византию Олег занял Смоленск и Любеч. Оставив там своих воевод, он подошел к столице полян – Киеву, которым управляли славянский вождь, воевода Дир и варяжский князь Аскольд. Олегу хитростью удалось выманить их из- киевских крепостных стен на берег Днепра и предательски убить. При этом Олег заявил: “Вы не князья, а я рода княжеского и со мною вот сын Рюрика – Игорь”.

Захватив Киев, Олег сделал его столицей, а себя объявил себя Великим князем киевским. Оставив за собою и Новгород, он в 893 г. занял Псков. Затем Олег подчинил себе земли древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами. Покоренные племена он обложил данью. Для обороны границ Киевского княжества от кочевников при Олеге было построено несколько новых городов. Таким образом, именно князь Олег в 882 г. положил начало объединению древнерусских земель и созданию государственности Киевской Руси.

В 907-911 гг. князь Олег осуществил военный поход на столицу Византии Царьград (Константинополь). Он приплыл к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить свои ладьи на берег и поставить их на колеса, развернув паруса. На раздуваемых ветром парусах русские ладьи подошли к городу. Изумленные византийцы признали себя побежденными. Они выплатили Олегу дань и подписали с ним в 911 г. выгодный для Руси договор.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, Олег умер в 912 г. от укуса змеи. После его смерти великокняжеский киевский стол занял князь Игорь (912-945). Его княжение было более скромным и менее удачливым. И, тем менее, он усмирил возмутившихся древлян и совершил два неудачных военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены “греческим огнем”. Во втором походе по предложению греков он подписал в 944 г мирный договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором, заключенным Олегом в 911 г.

Игорь, как и первый великий киевский князь, Олег, ушел из жизни преждевременно. Его погубила алчность, страсть к стяжательству. Отправившись в 945 г. в “полюдье” к древлянам за данью, он пытался с помощью принуждения получить двойную дань. Древляне возмутились. Они перебили княжескую дружину, а самого князя привязали ногами к двум верхушкам согнутых деревьев, а затем, отпустив их, разорвали надвое.

После гибели князя Игоря, за малолетством его сына Святослава, Киевской Русью стала править княгиня Ольга (945-957), которая, как утверждают источники, до замужества была простой крестьянской девушкой-славянкой. Князь Игорь случайно встретил ее на охоте, влюбился и через несколько лет привез в Киев, объявив своей женой и княгиней. Ольга жестоко расправилась с древлянами за смерть своего мужа. Она приказала перебить 5 тысяч древлян, сожгла в 945 г. их стольный город Искоростень, близь которого погиб князь Игорь, уничтожила делегатов двух посольств древлян, прибывших в Киев с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга правила Киевским государством и после совершеннолетия Святослава, поскольку он почти всю жизнь провел в военных походах. С ее правлением связано установление в Древней Руси четких размеров дани (“уроков”) и создание погостов - центров сельской общины, где осуществлялся сбор дани, и велась “гостьба” (торговля).

Став во главе Киевского государства, княгиня Ольга столкнулась с враждебно настроенным по отношению к Руси могущественным Хазарским каганатом. В неизбежной борьбе с хазарами она постаралась приобрести в лице Византии сильного союзника. По русским летописям в 955, а по византийским источникам в 957 г. Ольга собственной персоной с пышным, высоко представительным и многочисленным посольством отправилась в Константинополь для встречи с византийским императором Константином Багрянородным. По возвращении из Византии Ольга в 957 г. официально передала свое княжение 16-летнему сыну Святославу, который был уже вполне взрослым и закаленным в военных походах мужем. Она женила своего сына на угорской княжне Ильдико (русское имя - Предслава) и в 969 г., спустя 12 лет после женитьбы Святослава, скончалась в преклонном возрасте.

Великий киевский князь Святослав (957- 972) - самая, пожалуй, легендарная фигура из всех древнерусских князей. Вся его сознательная жизнь (а прожил он всего 31 год) прошла в военных походах и многочисленных сражениях. Святослав никогда не имел на Руси значение великого князя. Сначала этот титул принадлежал его матери Ольге, а потом его сыновьям. Собираясь в боевой поход, он посылал вперед гонца, объявить недругу: “Иду на Вы”.

Один из первых своих военных походов Святослав совершил в первой половине 40-х гг. X в. против воинственных племен печенегов. Святослав наголову разгромил печенегов и надолго лишил их охоты вторгаться в русские земли. В 964 г. он начал борьбу с могущественным Хазарским каганатом. Для Святослава важно было не только освободить ряд русских княжеств от уплаты дани хазарам, но и обезопасить важный путь из Киева в Азию, через реку Итиль (Волгу) и Хазарское (Каспийское) море. Святослав с боем взял столицу хазар - город Итиль и полностью разрушил его (на его месте позднее возникла Астрахань).

В дальнейшем, по Хазарскому морю, Святослав пришел на Северный Кавказ, где покорил ясов и касогов. В 965 г. через Кубань князь Святослав подошел к хазарскому городу Таматарха на Таманском полуострове и разрушил его. На его месте был основан крупный торговый город с хорошей гаванью - Тмутаракань - политический центр Тмутараканского княжества. На этом восточный поход Святослава не закончился. Построив ладьи на берегу Сурожского (Азовского) моря, его дружина поднялась вверх по Дону где в районе реки Северный Донец находилась вторая столица хазарского Каганата - крепость Саркел, построенная византийцами для устрашения и сдерживания русов. Разрушив крепость, он переименовал город в Белую Вежу, которую в дальнейшем заселили выходцы из Черниговской земли.

После смерти своей матери – княгини Ольги Святослав решил уехать в Болгарию в Переяславец, который собирался сделать своей новой столицей. Погиб Святослав во время сражения с печенегами в 972 г. Византийский император подкупил печенегов и те ждали русов у днепровских порогов. На острове Хортица они напали на спящих русских воинов и всех перебили. Погиб и сам Святослав. А по приказанию печенежского каганаКури из черепа князя печенеги сделали чашу, оковали золотом и пили из нее на пирах.

После гибели Святослава официально великим киевским князем в течение 8 лет был его сын Ярополк (972-980), а затем киевский престол после кратковременной междоусобицы занял его сводный брат - Владимир (980-1015) .

Великий киевский князь Владимир был талантливым полководцем и мудрым государственным деятелем – реформатором. При нем значительно расширилась территория Древнерусского государства, укреплены пограничные окраины страны. В 981 г. он освободил древнерусские Червеньские земли (Перемышль, Червень и др.), захваченные поляками, победил ятвягов и продвинулся к балтийскому морю. В 981 и 982 гг. Владимир совершил два успешных похода на вятичей, а в 984 г. – на радимичей, подчинив тех и других своей власти.

Владимир укрепил связи между отдельными частями Древнерусского государства, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. Он упорно боролся с печенегами, укрепил южную и юго - западную границу государства, построив в 988 г. на реках Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь городов.

Таким образом, к концу X в. в основном завершилось формирование территории Древнерусского государства. Она простиралась от Днестра, верховьев Вислы, берегов Финского залива и Ладоги на западе до верховьев Волги и Северного Донца – на Востоке; от верховьев Северной Двины – на севере до берегов Черного моря – на юге. По размерам своей территории Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств Европы.

3.2. Принятие христианства. В 988 г. по инициативе великогокиевского князя Владимира Святославича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Принятие христианства было вызваны объективными условиями социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов лаве с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта «языческая реформа» не была принята народом.

Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата – иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна из ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.

В «Повести временных лет» рассказывается, что в 986 г. к Владимиру приходили миссионеры: “болгары магометанской веры”, “иноземцы из Рима (т.е. католики), хазаре – иудеи и некий “грек- философ”. Каждый посланец рассказывал о преимуществах своей веры. Однако только православная христианская вера в изложении греческого миссионера пришлась по душе князю. Тем не менее, принять ее сразу он не решился, заявив: “Подожду еще немного”.

В следующем году Владимир посылает за границу десять “мужей добрых и смысленных” для того, чтобы они посмотрели предложенные киевскому князю религии в действии. “Мужам” очень не понравилось богослужение волжских болгар в мечети. Не удовлетворила их и церковная служба “немцев” (т.е. католическая вера). Но послов потрясла греческая литургия. Однако и после рассказов послов о сути существующих религий Владимир не принимает окончательного решения. И только в 988 г., он лично совершает военный поход в греческий город Корсунь, захватывает его и требует у византийских императоров Василия и Константина исполнить свое обещание выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры вынуждены были выполнить требование русского князя. Там же, в Корсуне, Владимир принял и православную христианскую веру (второй вариант места княжеского крещения – г. Васильков).

Возвратившись с царевной Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестит киевлян в Днепре (по другим сведениям - в притоке Днепра - Почайне). Вслед за Киевом наступил черед крещения жителей Великого Новгорода. Туда летом 990 г. были посланы миссионеры и войско, возглавляемое дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательный отряд воеводы Путяты. Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер военных столкновений. Только после подавления восстания новгородцев в несколько приемов удалось крестить их. Вслед за Киевом и Новгородом христианство стало распространяться и на другие русские земли. К XII в. большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство.

Великий Киевский князь Владимир скончался в 1015 г. Крещение Руси Владимиром Святославичем явилось завершающим этапом как в строительстве Древнерусского государства, так в формировании раннефеодального общества. Во-первых, великий князь прочно обосновался в стольном городе Киеве, чего не было при его предшественниках (вспомним Святослава с его планами перенести столицу государства на Дунай). Во-вторых, он идейно объединил родственные славянские племена с помощью общей для всех религии – христианства. В-третьих, христианизация, как часть государственной реформы, высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Наконец, с принятием христианства на Русь пришла из Византии, преемницы античной и эллинской культуры, самая передовая по тому времени культура (в том числе зодчество, древнегреческая и древнеримская литература, правовые знания и др.), установились прочные дипломатические, торговые, культурные, династические и другие связи между государствами.

Объединив древнерусские племена единством веры, церковь утвердила единство народного самосознания. Она принесла на Русь грамоту и культуру, понимание сути государственного строительства и норм средневекового права.

3.3. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Не менее, а может быть, и более знаменитым Великим киевским был сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый (1019-1054). Ярослав завершил формирование территории Древнерусского государства. Он совершил немало военных походов против внешних врагов. Ярослав неоднократно отражал набеги печенегов на Русь, а в 1036 г. под Киевом разбил их наголову. В 1030 г. он подчинил своей власти чудь и утвердился на берегах Чудского озера, построив там город Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии). В 1038 - 1042 гг. Ярослав предпринял ряд удачных походов на ятвягов, литовцев, финнов, мазовшан и емь. Во время княжения Ярослава произошло последнее военное столкновение Киевской Руси с Византией. Оно закончилось подписанием в 1046 г. мирного договора между двумя странами, скрепленного браком сына Ярослава с византийской принцессой.

Время Ярослава Мудрого - это время расцвета Древнерусского государства. Киевская Русь при нем становится одним из сильнейших государств Европы. Молодое, динамично развивавшееся государство, приобрело солидный вес и авторитет на европейском континенте. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI в. к союзу с Киевской Русью, к установлению с ней не только политических, экономических, культурных связей, но и связей династических. Широта династических связей древнерусского княжеского дома производит сильное впечатление. Он породнился с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, императорами Византии и Германии.

Во времена правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков важнейшим документом, регулирующим общественно - экономические отношения в Древней Руси, являлась знаменитая «Русская Правда». Это одно из крупнейших юридических произведений Средневековья и древнейший памятник славянского права. Из «Русской Правды» мы можем многое почерпнуть о жизни людей той далекой от нас эпохи. «Русская Правда» дает ценные сведения о характере феодальных отношений, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, нравах Древней Руси.

«Русская Правда» дает нам возможность представить социальную структуру древнерусского общества. Зависимое население Руси состояло из смердов, закупов, холопов, челяди и рядовичей. Верхушку общества в Древней Руси составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники князя. Позже, в конце X- первой половине XI вв., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства.

Среди историков нет единого мнения о сущности государственного строя Киевской Руси. Одни полагают, что Древняя Русь являлась централизованным государством, другие - союзом (федерацией) восточнославянских земель, третьи – строем военной демократии. Но большинство исследователей считают, что по форме правления Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией.

Государственное управление в Древней Руси состояло из трех компонентов: веча, великокняжеской власти, княжеского совета (совета при князе, состоявшего первоначально из старшей дружины князя, а, в последующем, в него входили и представители родоплеменной знати). Во главе государства стоял Великий князь, которому по родоплеменному обычаю подчинялись местные князья. В подвластных Великому князю землях и городах функции управления осуществляли великокняжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники тысяцкие (в отдельных случаях все они избирались на вече – в Новгороде, Пскове и др.), возглавлявшие во время военных действий народное ополчение. Для осуществления власти над народом, расширения границ государства князь имел значительные военные силы. Они состояли, прежде всего, из старейшей (старшей) и молодшей (младшей) дружин самого Великого князя, а также из войск региональных князей, которые также имели свои собственные дружины.

Князья отдельных земель находились в известной мере в вассальной зависимости от Великого князя. В свою очередь, крупные, средние и мелкие феодалы являлись вассалами местных князей. Князья отдельных земель Древней Руси обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию на сборный пункт со своею дружиной, а, при необходимости, и с народным ополчением. В то же время вассальные князья единолично (за отдельными исключениями) осуществляли функции управления в своих землях и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела. Особенностью властных отношений в Древнерусском государстве являлась то, что она принадлежала всему княжескому роду Рюриковичей, т.е. династия Рюриковичей являлась коллективным носителем Верховной власти в Древней Руси. Между Великим князем и местными князьями заключались договоры (“ряды”) - публично-правовые акты, в которых оговаривались обязанности сторон по отношению друг к другу.

Единство княжеского рода Рюриковичей поддерживалось, кроме всего прочего, и тем, что каждый член этого рода мог надеяться на занятие великокняжеского киевского стола. При Ярославе Мудром был установлен т.н. “очередной порядок” управления Русской землей. При этом порядке лучшие княжества (по своему географическому положению, природным условиям и т.д.) находились в управлении старших князей династии Рюриковичей (чем старше по возрасту князь, тем лучший княжеский стол ему доставался). Самый старший в роду князь занимал первый, великий киевский стол и становился Великим князем. После его кончины великокняжеский стол занимал второй по возрасту князь, а его место занимал третий и так далее, по всей цепочке иерархической княжеской лестницы. В Древней Руси выражение: “Дождаться старшинства” означало дождаться своей очереди на занятие великокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «лествичное право».

В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся обственником земли, которой управлял. Вся Русская земля считалась коллективной собственностью правящей династии Рюриковичей и князья, переходя на более высокий княжеский стол, передавали ее не своему прямому потомству, а нижестоящему на княжеской иерархической лестнице “очереднику” из рода Рюриковичей.

Одним из последних великих киевских князей – правителей единого Древнерусского государства был Владимир Мономах (1113-1125 гг.).Он поддерживал постоянные дружеские связи с Византией как по церковным, экономическим и культурным делам, так и по военно-политическим проблемам. Особенно крепкими эти связи стали, когда у обоих государств появился общий враг – половцы, одинаково угрожавшие той и другой стране.

3.4. Политическая раздробленность древнерусской земли. Вскоре после смерти Владимира Мономаха Киевская Русь вступает в эпоху политической раздробленности и распада единой древнерусской государственности. Период политической раздробленности охватывает XII-XV вв. Если к середине XII в. существовало 15 самостоятельных княжеств, то к началу XIII в. их было уже 50, а в XIV в. – примерно 250.

Следует отметить, что феодальная раздробленность – явление, характерное не только для Киевской Руси, а являвшееся закономерным историческим процессом. К причинам наступления эпохи политической раздробленности следует отнести: рост частного феодального землевладении и городских центров при натуральном характере экономики, отсутствие прочных рыночных связей между отдельными землями и реальной внешней опасности (половцы были разгромлены, монголо-татары еще не пришли), а также политические амбиции феодальных владык.

Для периода политической раздробленности характерны княжеские междоусобицы. Их цель была не объединение государства, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет земель других княжеств и освоения новых территорий.

Юрий Долгорукий (1154-1157 гг.) впервые в Северо - Восточной Руси образовал уделы для своих сыновей. Великим княжением Юрия Долгорукого фактически завершается эпоха существования единого Древнерусского государства. До его кончины хотя и происходил процесс политической раздробленности, а власть киевского князя над Русью являлась чисто номинальной, но на Руси он был единственным Великим князем, а Киев – стольным городом единственного в стране Великого киевского княжества и, формально, - Древнерусского государства. После кончины Юрия Долгорукого Киев окончательно потерял значение общерусского центра и превратился в одно из многих самостоятельных великих княжеств – государств. Он уступил первенство в Русской земле Владимиру - на - Клязьме.

На территории бывшей Киевской Руси во второй половине XII в. сформировалось 15 самостоятельных, суверенных княжеств – государств. В их числе: Киевское, Черниговское, Северское, Смоленское, Полоцкое, Смоленское, Муромо - Рязанское, Переяславское, Турово - Пинское и Рязанское княжества. Титул великого князя, кроме киевских князей, в XII – XIV вв. стал применяться к владимирским, черниговским, московским, тверским, рязанским, смоленским, нижегородским и др. князьям. Каждое великое княжество на принципах вассалитета объединяло несколько мелких княжеств, как правило, на основе родственных связей. В каждом из великих княжеств появился свой суверенный князь, своя Боярская дума, свой епископ во главе церковной организации, издавались свои уставные грамоты (правовые документы), велись летописи. Сохранились и традиции прямой демократии - вече.

В конце XII начале XIII вв. на Руси сложились три основных политических центра, которые оказывали решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Великое Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Великое Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская Земля (Северо-Западная Русь). Остановимся кратко на политической характеристике этих земель, сыгравших наибольшую роль в дальнейших судьбах Руси.

Галицко-Волынское великое княжество возникло в результате объединения в 1199 г. Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславичем (1170-1205 гг.).

Наибольшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при сыне Владимирка Ярославе Осмомысле (1153-1187 гг.). Он поднял международный престиж своего княжества и успешно защищал общерусские интересы во взаимоотношениях с соседними европейскими странами. Ярослав Осмомысл вел острую борьбу с боярством, имевшем в Галицком княжестве значительный политический и экономический вес. После его смерти наступил упадок княжеской власти и ослабление влияния Галицкого княжества в европейских и внутрирусских делах.

Владимиро-Волынское княжество долгое время переходило от одного князя к другому. В середине XII в. оно досталось внуку Владимира Мономаха Изяславу Мстиславичу, который стал основателем местной княжеской династии. Как уже отмечалось, в 1199 г. его внук Роман Мстиславич добился объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в единое Галицко –Волынское княжество. Подчинив в 1202 г. себе Киев, он принял титул великого князя и, соответственно, княжество стало именоваться “Великим”.

В 1221 г. на Волыни к власти пришел сын Романа Мстиславича Даниил Романович (1221-1264 гг.). К 1229 г. он завершил объединение волынских земель, а в 1238 г. овладел Галичем, передав Волынь брату Василько Романовичу; в том же году он занял Киев. В 1245 г. Даниил Романович в битве у г. Ярослава разбил объединенные силы Венгрии, Польши и галицких бояр и вновь объединил всю Юго-Западную Русь. Проводя упорную борьбу против княжеских распрей и засилья бояр и духовных феодалов, Даниил Романович опирался на мелких служилых людей и городское население, привлекая на свою сторону ремесленников и купцов. Приняв от папской курии в 1254 г. королевский титул, Даниил Романович решительно противостоял попыткам распространения влияния католической церкви на Руси.

Другим крупнейшим феодальным центром являлась Новгородская феодальная республика. Она выделилась в самостоятельное государственное образование в 30-е гг. XII в. Древнее ядро Новгородской земли составляла территория между Ильменским и Чудским озерами и побережье рек Волхова, Ловати, Великой Мологи и Меты. В процессе начавшейся в XI в. колонизации Карелии, бассейна Двины, Прионежья и Северного Поморья в XIII в. Новгородская земля распространилась далеко на северо-восток. Ее границами на севере стало Белое море, а на востоке - предгорье Урала. Центром Новгородской земли являлся Великий Новгород - один из самых древних русских городов (впервые упоминается в Софийской летописи под 859 г.). Ближайшие к Великому Новгороду земли делились на пятины (области): Бежецкую, Водскую, Деревскую, Обонежскую и Шелонскую. За пределами пятин располагались новгородские владения: Заволочье, Пермь, Печера, Поморье, Югра. Они платили дань Новгороду и являлись по существу его колониями. Сам Великий Новгород состоял из Детинца (Кремля) и Посада, расположенного вокруг Кремля. Посад был разбит на пять концов (районов). В нем проживали ремесленники, торговцы, значительная часть челяди и другой простой люд.

В XII в. Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы. Он занимал очень выгодное географическое положение, находясь в начале важных для Руси и других государств Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. Это позволяло Новгороду быть активным посредником в торговых связях, как с другими древнерусскими землями, так и с Волжской Булгарией, Прикаспием, Причерноморьем, Прибалтикой, Скандинавией.

В XII в. в Новгородской республике сложился особый политический строй, отличный от строя, существовавшего в других русских землях. Первоначально Новгород, наряду с другими древнерусскими княжествами, подчинялся великому киевскому князю. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной республикой. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде проявились уже в начале XI в. Их выразителем являлось новгородское боярство. Его поддерживало городское население, на плечи которого ложилась уплата дани и обязанность поставлять войска для военных походов великого киевского князя. В 1136 г. боярство и купеческая верхушка Новгорода, использовав широкое антикиевское движение масс, добились политической самостоятельности Великого Новгорода.

Уже в начале XII в. Новгород начинает принимать к себе князей только по собственному выбору (без согласования с великим киевским князем) и на определенных условиях. Князь выполнял функцию связующего звена Новгорода с остальной Русью, с одной стороны, а, с другой – отдельных частей Новгородской земли. Он также ведал вопросами защиты Новгорода и его земель от нападения внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Чтобы ограничить всеволие князей, новгородцы заключали с ними договор (“ряд”) об условиях княжения, которые приглашенные князья обязаны были выполнять, в противном случае, покинуть Новгород. Князьям было запрещено владеть землей на территории новгородских волостей. Несмотря на наличие в Великом Новгороде княжеской власти, он никогда не называлась княжеством.

По форме государственного устройства Великий Новгород стал феодальной республикой. Высшим органом власти в Великом Новгороде являлось вече – собрание мужского населения города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями. Собираться на вече имели право все свободные граждане – от бояр до “черных людей”. Все вопросы решались большинством голосов, не согласное меньшинство силой принуждали принять решение большинства. Как правило, все важнейшие вопросы жизни Новгородской республики до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр. Вече “старших” городов, пригородов (например, Пскова) подчинялось Великому Новгороду вплоть до обособления Пскова. В Новгороде существовали также малые вече отдельных частей (концов) города, т.н. “кончанские” вече.

Главными управителями Новгорода являлись посадник и тысяцкий. Институт посадничества возник в Новгороде еще в конце XI в. Посадник избирался из самых влиятельных бояр первоначально на неопределенное время, а затем – на год. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять всеми сферами жизнедеятельности Новгорода. Посадник руководил собраниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами, заменял князя в его отсутствие.

Тысяцкий избирался также на вече до XIV в. из небоярского сословия Великого Новгорода. Он был военным предводителем городского ополчения (“тысячи”) и являлся первым помощником посадника. Тысяцкий предводительствовал новгородскими горожанами, наблюдал за состоянием укреплений, осуществлял контроль над налоговой системой. Как судья он имел дело преимущественно с “черными людьми”. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями. Тысяцкому подчинялись сотские (для сбора податей Новгород делился на 10 сотен во главе с сотскими).

Во главе Новгородской церкви стоял архиепископ (до 1165 г. – епископ). Во времена Киевской Руси архиереев в Новгород присылал киевский митрополит, а с 1156 г. новгородцы избирали своих духовных пастырей на вече. Избрание проходило в два этапа. Сначала на вече, на Ярославском дворе называли трех кандидатов. Их имена записывались на листах пергамента (жребиях) и запечатывались посадником. Затем жребии несли на другой берег Волхова, в Софийский собор, где отправлялась литургия. Жребии клались на престол, а после окончания службы, слепец или ребенок брал один из жребиев, и имя, написанное на нем, публично оглашалось. Вскоре избранный архиепископ с пышной свитой отправлялся к митрополиту в Киев (с 1157 г. – во Владимир) для посвящения в сан архиепископа.

Вечевой строй в Новгородской республике был одной из форм управления феодальным государством. Вече создавало иллюзию “народовластия”, видимость участия всего мужского населения Великого Новгорода в делах управления. В действительности же реальная власть в городе находилась в руках боярства и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовала его в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы. Поэтому, вероятнее всего, новгородская земля являлась аристократической республикой.

В качестве крупнейшего феодального центра выступало также Владимиро-Суздальское княжество. Этому княжеству судьба уготовила особую роль в нашей отечественной истории. Именно с него началось возрождение Руси. Формирование княжества связано с освоением Ростово-Суздальской земли, которая раскинулась по верхнему и среднему течению Волги с ее многочисленными притоками. .

Родоначальником Владимиро-Суздальской династии был сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. В его правление Ростово-Суздальская земля не только приобрела независимость, но и переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств Руси.

Политическая независимость княжества сопровождалась укреплением его границ, возведением многих поволжских крепостей. По инициативе Юрия Долгорукого были построены города Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Коснятин, Дмитров, Перемышль, Звенигород, Кидекша, Микулин, Городец; в 1156 г. была укреплена Москва. Новые города, населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся прочной базой княжеской власти. В правление Юрия Долгорукого началась упорная борьба крепнущей княжеской власти с местной боярской знатью.

После длительной военной и дипломатической борьбы Юрий Долгорукий добился в 1155 г. киевского великокняжеского престола, а в Ростове и Суздале посадил своих младших сыновей Всеволода и Михалко. Старшего сына Андрея Боголюбскогоон оставил в Вышгороде, близ Киева, предполагая оставить ему великокняжеский стол. Но Андрей не любил Киева, предпочитая ему Залесский край, где было больше простора для самовластия. После смерти отца, получив титул великого князя (1157-1174 гг.), он не стал находиться в Киеве, а перенес свою резиденцию во Владимир – на - Клязьме. Таким образом, с 1157 г. Владимир становится столицей не только Северо-Восточной Руси, но и неформальным центром всей Русской земли.

Андрей Боголюбский впервые в русской истории сделал попытку перевести семейно-родственные отношения княжеской династии Рюриковичей в государственные. Он считал представителей других княжеских династий своими вассалами – “подручниками”.

Однако в условиях господства политической раздробленности, относительной слабости городов и экономических связей между княжествами прогрессивная политика Андрея Боголюбского по объединению русских земель не могла привести к прочным результатам. Неудача в борьбе за митрополию, провал похода на юг против непокорных князей Ростиславичей (1173 г.), недовольство местной боярской знати предопределили гибель Андрея Боголюбского. В 1174 г. он пал жертвой боярского заговора. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к широкому антифеодальному народному восстанию, продолжавшемуся 5 дней. Восставшие громили дворы княжеской администрации в городе и деревне; был разграблен и Боголюбовский дворец.

В острой междукняжеской борьбе, опираясь на поддержку горожан, победу одержали братья Боголюбского Михалко и Всеволод. Великим князем Владимиро-Суздальской Руси стал сначала Михалко Юрьевич (1174-1176 гг.), а после его смерти - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212 гг.).

Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод Юрьевич был достойным продолжателем политической линии отца и брата. Он успешно боролся с сепаратизмом местной знати - князьями и боярами. Он ссорил между собой удельных князей и, ослабляя их раздорами, властвовал над ними. Своими успешными политическими и военными действиями Всеволод добился влияния на Киевское, Черниговское и Рязанское княжества, Великий Новгород; в 1190 г. принял под свое покровительство галицкого князя Владимира Ярославича. При Всеволоде территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток, благодаря его походам на волжских болгар (в 1183 г.) и мордву (в 1186 г.).

После смерти Всеволода Большое Гнездо (свое прозвание “Большое Гнездо” он получил за многодетность - 8 сыновей и 4 дочери) княжеские усобицы возродились с новой силой. Владимир и Суздаль достались второму по возрасту его сыну Юрию Всеволодовичу (1212-1216; 1218-1238 гг.) Старший сын Всеволода ростовский князь Константин посчитал себя обделенным, и начал борьбу за Владимир и Суздаль. В 1216г. Константину Всеволодовичу при поддержке новгородцев удалось одержать победу в Липицкой битве над Юрием.

Став великим Владимиро-Суздальским князем, Константин Всеволодович (1216-1218 гг.) разделил огромное государство Северо-Восточной Руси на отдельные княжества: Ростовское, Переславское, Ярославское, в которых княжили сыновья Всеволода Юрьевича.

Распри сыновей Всеволода Большое Гнездо, естественно, ослабляли великокняжескую власть и ее влияние на общерусскую политику. И все же вплоть до ордынского нашествия Великое Владимиро-Суздальское княжество являлось сильнейшим на Руси и сохраняло свое политическое единство под главенством великого владимирского князя. Полнота власти владимирского князя в Северо – Восточной Руси становится признанным фактом. Великий князь здесь не только носитель верховной власти, он ее наследственный владелец, “вотчинник”. На этом принципе вотчинности власти строятся все общественные отношения, известные род общим названием “удельного порядка”, весьма несходные с порядком Киевской Руси.

Следует отметить, что политическая раздробленность и княжеские усобицы ослабляли военную мощь Русской земли перед лицом внешней агрессии, что трагически сказалось на судьбе русских княжеств во время татаро-монгольского нашествия. Вместе с тем, период политической раздробленности сопровождался экономическим и культурным подъемом русских земель. Укрупнялись старые и росли новые города - их число в Северо -Восточной Руси в XIII в. достигло 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. По мнению многих историков, политическая раздробленность являлась шагом вперед по сравнению с раннефеодальным государством, ибо подготовляла объединение русских земель на новом, более высоком и прочном уровне.

Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси из Киева во Владимир имело большое значение в последующем образовании великорусской народности, а затем и русской нации. Здесь, в Северо-Восточной Руси, впервые была начата борьба за объединение феодальной Руси под главенством князей владимирской династии. Эта политика отвечала стремлениям прогрессивных общественных сил – горожан и зарождающегося дворянства, боровшихся против засилья и произвола консервативной боярской знати. Эти слои населения Руси тяготели к сильной княжеской власти, способной приостановить кровавый хаос усобиц.

3.5. Борьба с иностранными захватчиками. В период политической раздробленности в конце 30 – начале 40-х гг. на Русь с востока обрушились полчища монголо-татарских завоевателей. С запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей – крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал серьезное влияние на их дальнейшее экономическое и государственное развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы.

В конце XII- начале XIII вв. одному из монгольских нойонов (по-монг.- господин, князь, предводитель древнего монгольского аристократического рода) Темучину (будущему Чингисхану – великому хану) удалось победить своих противников и создать единое монгольское раннефеодальное государство.

Подчинив в 1207 г. племена к северу от реки Селенги и в верховьях Енисея, а в 1209 г. уйгур в Восточном Туркестане, монголы начали большие завоевательные походы. В результате захватнических войн Чингисхана и его преемников к началу нашествия монголов на Русь сложилась огромная Монгольская феодальная империя. Она включала в себя, кроме собственно Монголии, Сибирь, Северный Китай, Корею, Центральную и Среднюю Азию, Северный Кавказ, Закавказье, Иран и Афганистан.

Впервые русское войско встретилось с 30-тысячной армией монгольских завоевателей 31 мая 1223 г. На реке Калка в этот день произошло первое сражение русских князей и половецкого хана Котяна (зятя Галицкого князя Мстислава Мстиславича) с монголо-татарским войском опытных полководцев Джэбэ и Субэдэя. Русские войска разбили монголо-татарский авангард, который начал быстрый отход, заманивая русичей под удар главных сил. У русских князей не было общего плана военных действий, и между ними возникли разногласия. Галицкий князь Мстислав Удалой, волынский князь Даниил и половцы переправились через Калку, другие князья остались на западном ее берегу. Не выдержав натиска главных сил монголо-татар, половцы бежали, смяв станы русских князей. А в это время великий киевский князь Мстислав Романович стоял на высокой горе в укрепленном стане над Калкой, не двигаясь с места.

Разгромив галицко-волынские полки, татаро-монголы осадили военный лагерь Мстислава Киевского. Последний, положившись на обещания монголов отпустить его с воинами домой, сдался в плен. Монголы не сдержали своих обещаний и уничтожили всех русских пленных. Поражение на Калке явилось результатом недооценки сил и военного опыта противника, отсутствия единства действий русских князей. Но главную причину поражения многие историки видят не в этом, а в превосходстве военной организации монгольских войск над феодальной структурой княжеских дружин.

Битва на Калке была со стороны монголов разведкой боем. После тщательной подготовки, монголо-татары, возглавляемые внуком Чингисхана Батыем, в 1236 г. начали новый поход на Запад, в Восточную Европу. Захватив Волжскую Болгарию, монголы в конце 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. 16 декабря Батый начал штурм Рязани. После шестидневного штурма Рязань была взята и полностью уничтожена. При защите города погиб и сам рязанский великий князь Юрий Игоревич. Сохранились предания о героических подвигах защитника рязанской земли Евпатия Коловрата. 1700 “удальцов и резвецов” Коловрата в течение нескольких дней храбро сражались с целым монгольским туменом (10-тысячным войском). И только ценой своей жизни и гибели многих тысяч своих воинов родственник Батыя Хостоврул сумел одолеть храбрецов Коловрата. Огненным смерчем пройдя по Рязанской земле, орды Батыя подошли к Коломне. Вслед за Коломной приступом была взята Москва, а 3 февраля (по некоторым источникам – 7 февраля) монголо-татары осадили стольный город Владимир. Монголам удалось пробить деревянную стену южнее Золотых ворот и ворваться в город. Началось страшное избиение мужественных защитников Владимира. В Успенском соборе погибла и вся семья великого князя. Был взят и Суздаль, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сити было разбито объединенное войско владимиро-суздальских князей во главе с великим князем Юрием Всеволодовичем, погибшим в этом бою. После этой победы монголы заняли и уничтожили еще не менее 14 городов Северо-Восточной Руси. После взятия Торжка монголо-татары двинулись к Новгороду. Однако, не дойдя 100 км до города, они повернули на юг. По мнению многих авторов, причиной отхода Батыя явилось героическое сопротивление Руси захватчикам. С истаявшими силами они не рискнули идти на свободолюбивых новгородцев. Удалось отстоять и Смоленск. На обратном пути движение Батыя было задержано героической обороной Козельска, в течение 49 дней сопротивлявшегося завоевателям.

В 1240-1241 гг. нашествию подверглась южная Русь. Овладев Переяславлем и Черниговом, монголы осадили Киев. Брать его штурмом они не решились, так город был прекрасно укреплен. И только в декабре 1240 г. после упорного боя, проходившего и на улицах города, Киев был взят агрессором. Вскоре монголо-татары захватили Владимир-Волынский и Галич. На разгром Южной Руси захватчикам понадобилось 4 месяца, хотя и здесь им оказывали мужественное сопротивление: две крепости – Холм и Кременец монголы так и не смогли взять.

Из Галича Батый двинулся в Венгрию и овладел ею. Однако, одержав несколько побед в Польше и Чехии, он повернул назад. Батый не мог продолжать дальнейшего похода на Запад по двум причинам. Во-первых, его войско было сильно ослаблено мужественным сопротивлением русского народа и, во-вторых, он опасался оставлять у себя в тылу завоеванные, но не смирившиеся поражением русские земли. Батый вернулся на Нижнюю Волгу. Героическая борьба русского народа истощила силы Орды и спасла народы Центральной и Западной Европы от опустошительного вторжения.

Монголы были не единственными алчными охотниками до русских земель. Западные соседи Руси – немецкие рыцари-крестоносцы, также шведские и датские феодалы, воспользовавшись ее ослаблением, в конце 30 - начале 40-х годов XIII в. начали “воевать” русские земли. За ними стояли и направляли их деятельность огромная Германская империя и Ватикан. Основными целями агрессии являлась немецкая колонизация северо-западных русских земель и распространение на Руси католической веры.

Весной 1237 г. в папской резиденции близ Рима было достигнуто соглашение о переименовании Ордена меченосцев в Ливонский орден и о вливании его в более крупный духовно-рыцарский Тевтонский орден. Перед объединенным орденом была поставлена задача о совместном походе в северо-западные земли Руси. Объединение двух сильных рыцарских орденов и их союз с датскими крестоносцами представляли огромную опасность для ослабленной монголо-татарским нашествием Руси. В довершение этому Литва, отбив первый натиск Ливонского ордена, пыталась захватить земли Полоцко - Минской Руси и Смоленск.

Подписанный в 1238 г. немецко-датский союзный договор предусматривал нападение датских крестоносцев на Новгород. Однако первыми напали на Русь шведские рыцари. Шведский король Эрик Эриксон послал на захват Невы и Ладоги, а затем и самого Новгорода 5-тысячное войско под командованием своего зятя ярла (дворянский титул) Биргера. В походе приняли участие католические епископы, намеревавшиеся приобщить русских к “истинному” христианству.

В Великом Новгороде в это время княжил 19-летний Александр, сын великого владимирского князя Ярослава II Всеволодовича. Получив известие о том, что к военному походу на Русь готовятся шведские рыцари, Александр начал деятельную подготовку к отражению агрессии. В первую очередь он укрепил границу, приказав построить укрепление на реке Шелони, и установил союз с угро-финским населением Ижорской земли.

На рассвете июльского дня 1240 г. русские дозоры обнаружили на берегу Финского залива около 100 шведских кораблей. Шведы прошли по Неве до впадения в нее Ижоры. Целью вторжения шведов был захват устья Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участков пути “из варяг в греки”, находившимся под контролем Великого Новгорода. Биргер не сомневался в успехе. Он даже отправил в Новгород своих послов заявить Александру: “Аще можещи противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою”. Эта заносчивость стоила жизни и самому Биргеру, и тысячам шведских рыцарей.

Князь Александр, не дожидаясь подкрепления, двинулся вниз по реке Волхов и, преодолев более 150 км пути, раньше шведов вышел к Ладоге. Здесь к нему присоединились дружины ладожан и ижорян. 15 июля, воспользовавшись туманом, русская конница неожиданно для шведов появилась из-за леса. В лагере Биргера началась паника. Во главе конницы летел сам князь Александр. Он врезался в гущу шведских войск и ударом копья сразил их полководца. Внезапность и решительность сразу решили исход боя. Шведы поспешно начали отходить к своим судам. Но это время часть пехоты новгородцев захватила мостки, ведущие к кораблям, вторая ее часть ударила навстречу отступающим шведам, а третья – завязала рукопашную схватку со шведами непосредственно на их судах. В невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и др.

Хорошо подготовленный и стремительно проведенный бой принес блестящую победу русскому войску. Героизм русских воинов, талант и храбрость молодого полководца обеспечили быструю и славную победу с минимальными потерями. Новгородцев и ладожан полегло всего около 20 человек. Талантливого военачальника и его славную дружину Великий Новгород встречал колокольным звоном и торжественным благодарственным молебном. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве со шведами полководческое искусство и мужество был прозван в народе Невским.

Спустя месяц после Невской битвы на новгородские земли стал надвигаться еще более опасный враг – немецкие рыцари – крестоносцы во главе с вице – магистром Ордена Андреасом фон Вельвеном и датские рыцари под предводительством сыновей датского короля Вольдемара II Кнута и Абеля. Их целью являлось захват Карелии, новгородских земель, включая устье Невы.

В 1240 г. после ожесточенного сопротивления агрессорам удалось захватить псковскую крепость Изборск, а затем началась осада и самого Пскова. Псковская крепость считалась практически неприступной. Но у осажденных псковичей не было должного единства. Среди псковских бояр, возглавляемых посадником Твердилой Иванковичем, нашлись и изменники - сторонники Ливонского ордена. В силу этих причин крестоносцам удалось захватить Псков. Положение становилось критическим. Александр потребовал от новгородского боярства крупных сумм денег для срочной подготовки к войне. Бояре воспротивились требованиям князя. Тогда Александр, вспомнив уроки отца из области новгородской дипломатии, зимой 1240 г. с семьей и всем своим двором уехал из Новгорода в Переяславль. Тогда собралось вече города, на котором новгородцы выступили против корыстного боярства. Они потребовали призвать на помощь владимиро-суздальских князей.

Вернувшись в Новгород, Александр добился от боярской знати денег и оружия и, собрав войско из новгородцев, ладожан, ижорцев и карелов, немедленно выступил против крестоносцев. В 1241 г. Александр Невский быстрым и решительным ударом выбил тевтонских рыцарей из Копорья и освободил земли води. Изменников из води и эстов он приказал повесить, часть пленных тевтонских рыцарей отправить в Новгород, а часть, по дипломатическим соображениям, отпустить на волю.

Новгородское войско, к которому по просьбе Александра присоединились владимиро-суздальские полки, вступило во владения крестоносцев - в Эстонию. Но затем неожиданно Александр Невский повернул на восток и зимой 1242 г. выбил захватчиков из Пскова. Но и эта победа не обеспечивала прочности западных границ Новгородской земли.

После двух поражений тевтонские рыцари, собрав большие силы, готовились к решающему сражению. Они были уверены в своей победе. К решающей победе готовился и Александр Невский. Он разместил русскую рать (15-17 тыс. человек) на льду юго-восточного берега Чудского озера и в его окрестностях. Войско противника [10-12 тыс. человек – тевтонские рыцари, датские крестоносцы, кнехты (солдаты) Дерптского и других епископств] выстроились “клином” (“свиньей”). План тевтонов состоял в том, чтобы ударом мощного бронированного “клина” раздробить и разгромить большой (центральный) полк русских войск, а вслед за ним и фланговые полки.

На рассвете 5 апреля 1242 г. громада тевтонских войск по уже подтаявшему льду Чудского озера “клином” двинулась на русские полки. На каждом из рыцарей были белые плащи с изображением красного меча и креста. Александр Невский с возвышенности Вороньего камня внимательно наблюдал за продвижением войск неприятеля. Он хорошо продумал план сражения. Отказавшись от тактики встречного удара, Невский расположил свои главные силы на флангах, а центре разместил хуже вооруженную и обученную пехоту. Ей он приказал мужественно встретить рыцарский “клин”, осыпать его градом стрел, смело принять в копья и медленно отходить.

И началась сеча. Опрокинув русский заслон, рыцари устремились вперед, считая сражение выигранным. Однако, преодолев лед Чудского озера, их конница неожиданно увязла в глубоком снегу лесистых берегов озера Узмень (ныне озеро Теплое). А в это время по знаку Александра Невского из засады с правого и левого флангов стремительно обрушились на неприятеля главные силы русского войска. С тыла по противнику ударил резервный полк. Рыцарей охватила паника и они пустились в бегство. Русские воины преследовали противника по льду Чудского озера.

В результате русские воины одержали решительную победу над опытным и хорошо вооруженным противником. В этом сражении одних рыцарей было убито 400 человек и 50 захвачено в плен. Гораздо больше пало на поле боя кнехтов, а также воинов из чуди и эстов; многие из оставшихся в живых при отступлении ушли под ломавшийся лед Чудского озера.

 

Контрольные вопросы

1. Какие процессы происходили в Европе в эпоху раннего средневековья?

2. Где находились славяне в эпоху великого переселения народов?

3. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VII-IX веках?

4. Каковы были общественные отношения, занятия и верования восточных славян?

5. В чем суть взглядов сторонников норманнской теории происхождения государственности у восточных славян и их оппонентов?

6. Как строились взаимоотношения Руси с ее соседями при первых киевских князьях?

7. Какие причины побудили Русь принять христианскую веру?

8. Укажите причины распада Древнерусского государства.

9. Проанализируйте особенности политического строя и социально-экономического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики.

10. С какими внешнеполитическими угрозами столкнулись русские княжества в конце 30-начале 40-х гг. XIII в.?

11. Какое влияние оказало монголо-татарское завоевание на политическое и экономическое развитие русских княжеств?

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты