КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российское государство в XVII векеОсновные вопросы 5.1.1. Предпосылки и особенности становления российского абсолютизма 5.1.2. Расширение территории Российского государства. Воссоединение Левобережной Украины с Россией 5.1.3. Церковная реформа 50-60-х гг. XVII в. и ее последствия
5.1.1.Предпосылки и особенности становления российского абсолютизма.Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал русским царём Михаила Фёдоровича Романова. На престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Если представители династии Рюриковичей могли утверждать исконность и божественное происхождение своей власти, то Романовы нуждались в поддержке всей «земли». Именно поэтому первые десять лет их правления Земские соборы заседали почти непрерывно. Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются всё реже и решают, как правило, внешнеполитические вопросы. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о присоединении Украины к России, оказался последним. В последние годы в исторической науке всё чаще высказывается мнение о том, что значение Земских соборов в российской истории преувеличено, что участие посадских людей в них было нерегулярным, а черносошных крестьян – эпизодическим. Многие историки полагают, что соборы на самом деле были своеобразными информационными совещаниями, позволявшими власти узнать о настроениях в стране. В связи с этим поставлено под сомнение определение российской монархии второй половины XVI – первой половины XVII вв. как сословно-представительной. Важным шагом на пути трансформации российской монархии в абсолютизм стало Соборное уложение, принятое Земским собором 1649 г. Согласно этому документу, были отменены «урочные лета» и сыск беглых крестьян стал бессрочным. Укрывательство беглых наказывалось штрафами. «Уложение» фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Идя навстречу требованиям посадских людей, правительство включило «белые» слободы (не платившие ранее налогов) в тягло и запретило посадским впредь покидать свои общины, поступая в холопы и даже переходя в другие посады. Царь правил, опираясь на совещательный орган – Боярскую думу. Царские указы начинались словами «Великий государь указал и бояре приговорили». Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царём. В Думе постепенно увеличивалось количество дворян и дьяков, т.е. выходцев не из аристократии, а из среднего дворянства и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на её работоспособности. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения с некоторыми приближёнными. Созданный при Алексее Михайловиче (1645-1676) приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю. Роль приказов в системе управления XVII в. возросла, а их количество увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80. Приказы делились на временные и постоянные. К постоянным приказам относились дворцовые (управляли царскими вотчинамии обслуживали царский двор), патриаршие (управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха) и государственные. Государственные приказы делились на территориальные (Сибирский, Казанский, Малороссийский) и функциональные. К последним относились Посольский (ведал сношениями с иностранными государствами), Поместный (ведал поместными раздачами и земельными сделками), Разрядный (ведал дворянской службой, военными смотрами и годностью служилых людей), Разбойный (занимался борьбой с разбоями и государственными преступлениями) приказы. Существовал ряд общегосударственных финансовых приказов, в том числе приказ Большой Казны, ведавший торговлей и промышленностью, а также чеканкой монеты. Большая группа приказов занималась военными вопросами: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский ведали соответствующими родами войск (пехотой, артиллерией и конницей). С развитием приказной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их было менее 900, а к концу XVII в.- более 3 тыс. Работавшие в приказах дьяки и подъячие были выходцами из посадских, духовенства, купечества. Их карьера зависела не от знатности, а от личных заслуг. Формировался профессиональный управленческий аппарат – чиновничество. Изменилась и система местного управления. После отмены кормлений в 1550-х гг. власть на местах сосредоточилась в руках выборных представителей местного населения: губных и земских старост, излюбленных голов и т.д. Это было вызвано тем, что государство ещё не располагало достаточным аппаратом для назначения своих представителей на места. В XVII в. такими представителями стали воеводы. Отношение к особе государя стало в это время почти религиозным. Царь подчёркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В «Соборном уложении» была целая глава, посвящённая тому, «как его государьское здоровье оберегати». Даже при кратких отлучках из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя «государство ведати». В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти – скипетром и державой. Каждое появление царя было событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Всё это было внешними проявлениями формирования в стране во второй половине XVII в. абсолютизма. Российский абсолютизм складывался в обстановке острой социальной борьбы различных слоев русского общества. XVII век в русской истории обрёл репутацию «бунташного». Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей. В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличивавшая её цену. Вслед за солью вздорожали другие продукты. Это вызывало недовольство и торговцев, и потребителей. 1 июня 1648 г. в Москве произошёл так называемый «Соляной бунт». Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. 2 июня начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого считали инициатором соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя – боярина Морозова и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил подавить восстание, к которому присоединились «служилые по прибору», царь уступил и выдал Плещеева и Траханиотова, которые были тут же зверски убиты. Морозова Алексей Михайлович «отмолил» у восставших и сослал в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за «Соляным бунтом» городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду. Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками. В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как «Медный бунт». Чтобы компенсировать огромные затраты на войны с Польшей и Швецией, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлёт цен. 25 июля 1662 г. часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович обещал разобраться, и толпа стала успокаиваться. Но в это время прибыли новые группы, которые стали требовать выдачи царских сановников на расправу. Вызванные царём стрельцы обрушились на безоружную толпу и погнали её к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных клеймили железом и били кнутом. Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге. В 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошёл почти до Тулы, громя на своём пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные крепостные крестьяне. В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море за «зипунами», т.е. за добычей. Во главе их стоял атаман Степан Тимофеевич Разин. Его отряд в течение 1667-1669 гг. грабил персидские и русские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись на Дон. Поход носил чисто грабительский характер, однако именно в нём сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду сделала его очень популярным. Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против «бояр-изменников». Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Оказавшие сопротивление воевода и астраханские дворяне были перебиты. После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал «прелестные письма», призывая простых людей бить бояр, дворян, воевод и приказных людей. Для привлечения сторонников атаман распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись крестьяне, казаки, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без боя. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга. Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском царская армия под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесла разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон. Там домовитые казаки во главе с войсковым атаманом К.Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё казачество, схватили его и выдали правительству. Разина пытали и летом 1671г. казнили на Болотной площади в Москве. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням. Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. 5.1.2.Расширение территории Российского государства. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Власти приходилось действовать не только в условиях сложной внутриполитической, но и внешнеполитической обстановки. После окончания смуты и подписания Деулинского перемирия отношения России с Польшей оставались сложными. В 1632 г. истекло перемирие, тогда же умер польский король Сигизмунд III. Русское правительство решило воспользоваться неизбежным ослаблением Речи Посполитой в связи с выборами нового короля и вернуть утраченные земли. Так началась Смоленская война. Русские войска под командованием воеводы М.Б.Шеина овладели рядом городов и осадили Смоленск. Однако вскоре они сами оказались окружёнными армией нового польского короля Владислава и вынуждены были капитулировать. По Поляновскому миру 1634 г. Польша получила обратно завоёванное русской армией, но Владислав вынужден был отказаться от претензий на русский трон и признал Михаила Фёдоровича «братом», т.е. равным себе. В XVII в. Россия продолжала продвижение на юг. Воспользовавшись постепенным ослаблением Крымского ханства и прекращением набегов с его стороны, русские построили города Тамбов и Козлов. Вдоль границ сооружались валы, рвы, засеки, соединявшие множество городков-крепостей. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов. Попытки турок отбить крепость не увенчались успехом – казаки выдержали осаду. В 1641 г. казаки просили царя принять Азов под свою власть. Но это было чревато войной с Турцией. Созванный в 1642 г. Земский собор высказался против войны. Казаки вынуждены были оставить Азов. В 1648 г. произошло крупнейшее казацкое восстание против поляков под руководством Богдана Хмельницкого. Повстанцы последовательно разгромили польские войска в сражениях при Жёлтых Водах, Корсуни и Пилявцах, овладели частью Волыни и Подолии. В конце 1648 г. они заняли Киев. К восстанию примкнули массы украинского казачества и крестьянства. В августе 1649 г. восставшие нанесли поражение польской армии под Зборовом. Однако союзник Хмельницкого – крымский хан – перешёл на сторону поляков. Лишившись поддержки крымцев, восставшие вынуждены были подписать с Польшей Зборовский мирный договор. Казачий реестр был увеличен до 40 тыс. человек, три воеводства – Киевское, Брацлавское и Черниговское – перешли под гетманское управление. Власть шляхты была здесь ограничена, все должности могли занимать только православные. Однако крестьяне остались в зависимости от панов, что заставило Хмельницкого вскоре возобновить военные действия. В 1651 г. в сражении под Берестечком запорожское войско потерпело жестокое поражение. Хмельницкий подписал менее выгодный Белоцерковский договор. Теперь под управлением гетмана оставалось лишь Киевское воеводство, реестр сокращался вдвое. В 1652 г. восставшие одержали победу под Батогом, но силы их были на исходе. Стало ясно, что без посторонней помощи Украина не победит. Обращение Хмельницкого рассмотрел в 1653 г. Земский собор, решивший принять Украину «под высокую руку» царя. 8 января 1654 г. Украинская рада в г. Переяславе одобрила переход под московское покровительство и присягнула на верность царю. Решение Собора 1653 г. означало войну. В 1654 г. русские войска овладели Смоленском и частью Белоруссии. В 1661 г. начались переговоры, которые затянулись. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие, по которому Россия получала Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей. Киев перешёл к России на два года, а в 1686 г. по «Вечному миру» город стал окончательно российским. Одновременно по настоянию А.Л. Ордина-Нащокина в 1656 г. Россия начала войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Русские взяли Дерпт и осадили Ригу, однако взять её не смогли. Война одновременно с Польшей и Швецией оказалась не под силу России. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, согласно которому Россия отказалась от своих приобретений в Прибалтике. 5.1.3. Церковная реформа 50-60-х гг. XVII в. и ее последствия. Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. В богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 1640-х гг. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Греческое духовенство настаивало на исправление русских церковных книг и обрядов по греческому образцу. Греческая церковь со времён введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с «ревнителями древнего благочестия» выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон (с 1652 г.), опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провёл намеченные реформы в жизнь. Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа – «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. Для верующих это было серьёзным отступлением от традиционного подхода. «Ревнители древнего благочестия» обвинили патриарха во введении «латинства», ведь греческая церковь со времён Флорентийской унии 1439 г. считалась в России «испорченной». Тем более, что греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции. Противники Никона – старообрядцы – отказались признать проведённые им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый проповедник и публицист. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжён за «хулу на царский дом». Самым знаменитым памятником старообрядческой литературы стало «Житие Аввакума, им самим написанное». Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Началось жестокое преследование раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Урала, Заволжья. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Причины фанатичного упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что «никонианство» - порождение сатаны. Однако и сама эта уверенность питалась определёнными социальными причинами. Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев. Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоёв, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов. Среди раскольников не было архиереев, поэтому некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких «беспоповцев» руководили «наставники» - наиболее сведующие в Писании верующие. Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из важнейших в политической жизни Русского государства. Роль церкви резко возросла при патриархе Филарете, отце Михаила Фёдоровича. Властный Никон стремился возродить утерянное после смерти Филарета влияние церкви. Он утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть – от Бога. Никон активно вмешивался в светские дела. Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью патриарха. В 1658 г. между ними произошёл разрыв. Царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Тогда Никон заявил, что не желает быть патриархом и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на р. Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Напротив, от патриарха потребовали официально сложить полномочия, но он отказался. Отстранить патриарха не могли ни царь, ни церковный собор. Только в 1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов – антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, откуда освобождён в 1681 г., но вскоре умер.
|