КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прояснение и переработка устойчивых негативных эмоцийОпределение шаблонов чувств. Впринципе, все вышеописанные техники касались вполне конкретных единичных случаев — давних негативных чувств и прощения людей, которые их вызвали. Но так как чувства эти у вас достаточно устойчиво возникали в прошлом, то нет никакой уверенности, что они снова не возникнут у вас в будущем. Из-за присущих вам шаблонов этих самых чувств - некоторых стабильных паттернов эмоционального реагирования, определенный набор которых есть у каждого человека. Например, представьте, что ехавшая впереди вас машина затормозила и вы врезались ей в багажник. Что вы чувствуете прямо сейчас или почувствовали бы по поводу этой ситуации? Неполноценность? Беспомощность? Депрессию? Страх? Вину? Тревогу? Гнев? Обиду? Те несколько эмоциональных реакций, которые проявились у вас при представлении этой гипотетической ситуации, и есть шаблоны ваших чувств. Для того чтобы их прояснить и проработать, в современной психотерапии существует целый ряд психотехнологий. Разберем некоторые из них. Прояснение огорчений.Прежде всего попробуйте прояснить для себя ваши столь часто возникающие огорчения по поводу значимых и незначимых других людей, которые влияют на вас, как бы нажимая на некие кнопки. Уже известный вам Ф. Фанч в книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» утверждает, что обычно негативные чувства по поводу других людей возникают, когда этот другой действовал не так, как ожидалось, или не так, как «должен» был действовать. То есть, по сути, у вас была какая-то умственная «карта» того, что ожидалось. И, по идее (вашей), другой человек «должен был знать» об этом. Но он либо не знал, либо просто пренебрег вашей «картой». Если называть случившееся огорчение именно так что другой человек «должен был знать, но не знал», то можно прекратить обвинять другого за то, что он «плохой». И сосредоточиться на различии в субъективных реальностях, его и ваших «картах» ситуации. Вы можете использовать данную технику прояснения огорчений, просто задав себе вопросы: «Что я должен был знать?» и «Что он должен был знать?» или, для того чтобы диссоциировать себя от ситуации: «Что ты должен был знать?» и «Что долэ/спо было быть известно нам обоим?» Помимо этого Ф. Фанч рекомендует вспомнить, что наши негативные чувства (их возникновение) обычно связаны с тем, что бьшо сделано, или с тем, что сделано не бьшо (чего кто-то не сделал). И если конкретно уточнить, что именно бьшо или не бьшо сделано (и кем), то чувство, связанное с этим человеком, просто высвобождается. Делать это высвобождение лучше всего с разных сторон и с разных точек зрения. Поэтому ответьте себе на следующие четыре вопроса: 1. «Что другой сделал не так?» 2. «Чего другой не сделал?» 3. «В том, что касается другого, что я сделал не так?» 4. «В том, что касается другого, чего я не сделал?» Теперь — если это, конечно, все еще нужно, — можно приступить к уже знакомой вам разгрузке — в данном случае ваших негативных чувств. Ключи, которые вы можете здесь использовать, могут быть любыми. Например, Ф. Фанч рекомендует следующие. «Может, что-то было...» неправильно понято подавлено осуждено опровергнуто уменьшено до минимума ограничено проигнорировано защищено «Может,..» чему-то помешали в чем-то было отказано. После всего этого стоит проанализировать нарущенныкные ожидания. Дело в том, что негативные чувства-это в основном реакция на разрыв или нарушение чего-то которая может проявляться самыми разными способами Но, по сути, сначала вы считаете, что между вами и другим (или вами и миром) существует какое-то соглашение а затем происходит что-то, так или иначе опровергающее это ваше убеждение. Точнее, как бы разрывается связь с вашими убеждениями и представлениями. Например, до 17 августа 1998 года многие из нас считали, что они вполне обеспеченные люди. Но произошел кризис, все эти наши представления обрушились, и возникло то, что Ф. Фанч называет «нарушенной обеспеченностью». Общим во всех подобных случаях является то, что человек ждет чего-то, что должно быть (экономическая стабильность в вышеописанном примере), а этого чего-то не оказывается. И если вы сможете установить, какие именно ваши ожидания были нарушены, «огорчитель-ность» происходящего проясняется, а огорчение оказывается уже не чем-то глобальным и недоступным для решений и исправлений, но вполне конкретным случаем. Специально для этого Ф. Фанч составил список чаще всего встречающихся ожиданий и способов ожидания, которые могут быть нарушены. Ибо во всех случаях огорчения не сбываются или разрушаются: доверие дружба любовь интерес общение предсказание верность братство преданность секретность понимание добрая воля соглашение обещания надежность реальность ответственность осознание контроль безопасность мораль законность планирование ожидание надежды мечты желания поддержка согласованность информация свобода права разумность скромность тайна. Это тоже своеобразные ключи (типа разблокирования и разгрузки), по которым вы можете работать, по очереди спрашивая себя или другого о каждом из них (или использовать список как источник идей по поводу того, о чем себя или другого спрашивать). Только учтите, что использованная здесь идея «нарушения» вовсе Не абстрактна, а наоборот очень даже конкретна. Ибо сплошь и рядом люди испытывают негативные чувства как раз из-за того, что не удовлетворяются их некие идеи: свободы, равенства, братства и т.д. А если за абстракт-Ной идеей обнаруживаются конкретные подробности, огорчение часто просто бесследно исчезает. Так что, например, используя ключ «доверие», просто спросите себя (или другого, но переформулировав вопрос): «По отношению ко мне было ли нарушено другим какое-то мое доверие?» или «Может быть, я ожидал от него доверия, но его не было?» Главное здесь — найти ключ, на который вы или это самый другой эмоционально отреагируете. Причем достаточно энергично — по принципу: «Да, безусловно!», а не «Очень может быть». После того как вы найдете свои собственные ключи (то, что было нарушено), Ф. Фанч резонно рекомендует вспомнить или воссоздать подробности события, в котором произошло это нарушение: как, когда, где и с кем. То есть, не приписывая никакой вины другому, надо просто выяснить, что именно произошло, как вы реагировали на это происшедшее, между кем и кем подразумевалось соглашение, было ли оно сделано явно или только предполагалось и в любом случае — когда, где и как. Например, ответьте себе на вопросы (или спросите об этом другого): «Какое доверие было нарушено?» «Когда это бычо?» «Что именно произошло?» «Чего ты ожидал?» «Когда ты стал этого ожидать?» и подобные им. А после обязательно поищите в прошлом ситуации, похожие на эту, анализируемую. Проследите до самого первого случая («источника») любые возможные шаблоны реагирования, поведения и действий. И переработайте их с помощью техники изменения личной истории и реимпринтирования. Ведь очень может быть, вы чему-то не научились в предыдущих ситуациях, и урок этот повторяется снова и снова... Рефрсйминг негативных чувств.Надеюсь, что вышеописанное в целом, а последние строки — в частности, подвели вас к простой мысли: с помощью техник НЛП (и аналогичных им) можно запросто (или не очень) осуществить проработку и переработку любого шаблонно возникающего негативного чувства. Что вы, скорее всего, сейчас уже и делаете. Но дабы сразу же не привлекать «тяжелую артиллерию» терапевтических интервенций, давайте начнем с уже знакомого вам рефреймиига — но очень интересного его варианта, который получил название значимый (описываю его по материалам курса М. Аткинсон, ИГИСП). По утверждению М. Аткинсон, цель этого рефреймиига заключается не столько в том, чтобы изменить негативные чувства личности, сколько в том, чтобы научиться ценить и применять их. Для этого необходимо спросить себя: как же это чувство из неприятности может стать достоинством! Учтите, что значимый реф-рейминг не используется для таких интенсивных состояний, как ярость или глубокое горе (о них — дальше). Он полезен именно при тех вполне определенных эмоциональных состояниях, к которым ведет некая программа личности. То есть когда присутствует определенная тема в Жизни человека, к которой он все время возвращается — шаблон негативных чувств. В общем смысле эта процедура сводится к двум моментам. Во-первых, надо найти то самое чувство, которое стало для вас обязанностью (например, постоянное волнение). А во-вторых, сделать какой-то один из нижепредставленных вариантов рефреймиига (либо все три варианта сразу): • представить контекст (условия и обстоятельство), в котором волноваться было бы очень важно, или • добавить что-то к «волнительному» поведению и выиграть от этого (если волнение стало обязанностью), или • переориентировать и изменить значение волнения. Последнее — это самое изменение значения - осуществляется, если вы даете вашему поведению другут оценку: с положительным дополнительным смыслом На пример, волноваться — это значит иметь ту часть в себе которая просит вас быть готовым, которую беспокоят будущие планы и т.п. Таким образом вы меняете смысл «волнительного» поведения. И как бы говорите себе: «Каждая часть меня ценна и делает мне добро. Если я организую эти части так, чтобы они могли действовать сообща, тогда то, что они пытаются делать, станет более ясным, и они смогут лучше функционировать». Кстати, учтите, что это очень помогает: • в установлении метапозиций (той самой позиции «над схваткой»), • в открытии своих вторичных выгод и • в вырабатывании большего количества выборов (поведения и действий). Процедура использования техники значимогореф-рейминга чисто технически сводится к четырем шагам. 1. Определения структуры настоящего состояния и перевода его в «причинное» описание поведения («быть взволнованным» вместо «меня волнует...»). 2. Признания функциональных намерений ответственной за это поведение части («волноваться — значит быть готовым ко всему»). 3. Одобряющих суждений и воспоминаний, обосновывающих эти самые функциональные намерения («Кто не волнуется? Только бесчувственные люди!») . 4. Уверенной подстройки к будущему («Другое дело, что надо определить и выяснить, где, когда и как действительно стоит волноваться...»). Ниже я привожу предложенные М. Аткинсон в ее мастерском курсе (и отредактированные мною) варианты значимого рефрейминга для основных негативных чувств — некие положения, которые вам нужно обдумать самому или обсудить с другими. Вина
|