КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мизология(обскурантизм) ® мизантропияМизологией называют ненависть к слову и к науке. Последнее дано Гегелем [33,Т.1,с.429]. В последнем случае слово «мизология» близко к слову «обскурантизм». Сократ показывал то, как можно «охранить себя от этой опасности» [там же]. Для этого не надо переоценивать явления, людей, думать о них как об однокачественных объектах. Для этого надо развить свою мыслительную способность с тем, чтобы понимать объекты во всей их полноте. Нужно пользоваться древним принципом - «подвергай все сомнению», не принимая кажущейся ясности на веру. Отдельные ошибки не отрицают мудрости человека. Нужно помогать человеку критикой и тогда совместно можно прийти к истинному пониманию интересуемого явления. Надо уметь обобщать для того, чтобы частные случаи не привели к ошибке и к отбрасыванию обобщений, дающих истинный ответ. Частные случаи ошибок для недалеких людей становятся основой для возникновения ненависти к слову вообще (мизологии) - «нет большей вины, чем ненависть к слову» [Федон, 89д]. Поверив и обманувшись не способный мыслить человек приходит к мизологии. В противовес этому надо учиться мыслить и совместно искать путь к истине. Но при этом надо найти настоящих философов, а не тех, кто считает себя философом, хотя не может построить сорит любого понятия. «... Иногда мы поверим доказательству и признаем его истинным (хотя сами искусством рассуждать не владеем), а малое время спустя решим, что оно ложно, - когда по заслугам, а когда и незаслуженно, и так не раз и не два. Особенно, как ты знаешь, это бывает с теми, кто любит отыскивать доводы и за и против чего бы то ни было: в конце концов, они начинают думать, будто стали мудрее всех на свете и одни только постигли, что нет ничего здравого и надежного ни среди вещей, ни среди суждений ...» [Федон, 90б-с]. «...Было бы печально, если бы, узнав истинное, надежное и доступное для понимания доказательство, а затем встретившись с доказательствами такого рода, что иной раз они представляются истинными, а иной раз ложными, мы стали бы винить не себя самих и не свою неискуссность, но от досады охотно свалили бы собственную вину на доказательства и впредь, до конца дней упорно ненавидели бы и поносили рассуждения, лишив себя истинного знания бытия» [там же 90д]. «Итак, ... прежде всего, охраним себя от этой опасности и не будем допускать мысли, будто в рассуждениях вообще нет ничего здравого, скорее будем считать, что это мы сами еще недостаточно здравы и надо мужественно искать полного здравомыслия ...» [там же, 90е].
ДУРАК ОБИЖАЕТСЯ НА ДРУГИХ ЗА ПЛОХИЕ СОВЕТЫ, УМНЫЙ - НА СЕБЯ ЗА СВОЮ НЕСПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ (Любимая присказка любимой моей тещи Полины Васильевны)
Напоследок Сократ советует: «А вы послушайте меня и поменьше думайте о Сократе, но главным образом - об истине; и если решите, что я говорю верно, соглашайтесь, а если нет - возражайте, как только можете. А не то смотрите - я увлекусь и введу в обман разом и себя самого, и вас, а потом исчезну точно пчела, оставившая в ранке жало» [там же, 91с]. Сократ указал истинный ответ по обсуждаемому вопросу - бессмертия нет, но разговоры о нем - средство самообладания перед неотвратимой гибелью. Но именно в этой ситуации (перед принятием яда), которую следует считать самой значимой для индивида, Сократ доказывал необходимость собственного мышления в качестве основы жизни. Как ни банальна эта мысль, но не решены проблемы, которые обеспечивают мышление людей при понимании любого объекта реальности. А поэтому приходится возвращаться в глубь истории общества на 2500 лет для того, чтобы осознать адекватно важность мышления и то, что оно представляет собой, как оно происходит и как овладеть им. Мышление возникает с помощью специального обучения. Для этого нужно субъекту объяснить стихийно возникающую у него рассудительность, т. е. практическое использование основных приемов логики, а затем поднять уровень их использования до сознательного метода мышления. Мышление может быть элементарным, ограниченным или высокоразвитым, что и представляет собой естественный интеллект людей. Приемы, операции мышления интегрируются все более в алгоритм - интеллектуальную технологию и интеллектуализируя общественное сознание. Сократ, Платон осознали эту тенденцию развития человеческого духа и содействовали ей. Их вклад в это дело весьма существенен, но недостаточен. Поставленную ими проблему пытался решить Аристотель созданием логики. И его усилий оказалось недостаточно для того, чтобы сделать нормой мышление. Его постановка задачи была истинной. Для решения проблемы надо мыслить само мышление, т. е. сделать его объектом познания (метамышление). «Может ли ум мыслить сам себя?» [8,Т.1,с.435]. «И он мыслим так же, как все другое мыслимое» [там же]. Аристотель анализировал «как именно происходит мышление» [там же, с. 433] или изучал «что такое мыслительная способность» [там же, с. 401]. В то же время прав А. Бергсон: «Древние лишь приблизились к крайней форме изображения динамического в статических понятиях» [170,с.404]. Прав он и в указании направлений решения этой проблемы: вычленить из здравого рассудка методы, которые позволяют статике переходить в динамику. Именно так была разработана математика, таков же путь для разработки приемов понимания с помощью логики и диалектики. Этим путем шли Сократ, Платон, Аристотель. Эстафету взяла на себя европейская философия, что дало основание А.Н. Уайтхеду написать: «Европейская философия выросла из диалогов Платона» [173]. На всех этапах общественного развития это было понятно прогрессивным силам общества, а поэтому они развивали философию, педагогику, просвещение с тем, чтобы научить население не только грамотности, но и умению применять математику, логику, диалектику. Достигнутое весьма существенно, но оказалось недостаточным. Как много горьких слов высказали в связи с этим классики философии. Ограничусь несколькими цитатами: «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причины этого — бесконечные словопрения, в которых она погрязла» [112,Т.1,с.177]. Монтень развивает эту мысль дальше и показывает, что философию превратили в пугало, устрашающее род человеческий [ там же, с. 179]. В то же время М. Монтень подчеркивает значимость философии для решения проблем. Он воспроизводит идею Сократа о месте философии в жизни людей: «Для того, что я умею, сейчас не время: сейчас время для того, чего я не умею» [там же, с.182]. Приглашенный к общей трапезе философ весь обед промолчал. Для объяснения своего поведения он сказал: «Кто умеет говорить, знает и время для этого». В то же время, в противоположность мнению Монтеня, философия Платона не развлекала во время пира, а использовала его для воспитания людей [там же, с. 183].
Последующие философы подняли общий уровень науки, но не сняли проблему. А поэтому в конце ХIХ века В. Минто признавал необходимость гениального решения проблемы с тем, чтобы сделать мышление нормой общественного сознания. И до настоящего времени проблема не решена. И добро сейчас терпит поражение потому, что народ не может применять логику и диалектику так, как он применяет математику. Сейчас растет не только число безграмотных, но и тех, кто не владеет математикой на уровне азов. Что же касается логики и диалектики, то даже профессионалы этих наук не применяют их в повседневной жизни и в своих научных трудах. Именно это - камень преткновения современной цивилизации.
|