КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ ОТ СЛОВ К КАТЕГОРИЯМНесколько утрируя, можно считать, что Гегель (как и Аристотель) сводил суть философии к мышлению о мышлении, в том числе к превращению представлений в понятия или слов (обыденных) в категории [см. 33,Т.1,с.87] - «философия замещает представления ... понятиями». Представления ® понятия В «Воспоминании о Сократе» Ксенофонт выделил специальную главу о «диалектических определениях понятий» как средстве показа того, почему, чему и как учил Сократ. Первый абзац этой главы весьма важен для понимания того, чему и как надо учить подрастающее поколение. Расчленим его для показа его значения. «Я попытаюсь рассказать также о том, как Сократ развивал в своих друзьях способность к диалектике» [82,с.142] Данное положение весьма значительно, хотя сегодня и звучит банально. Данное положение свидетельствует о том, что Сократ сознательно учил диалектике или диалектическому методу мышления. И тот, кто верит важности диалектического мышления, может и сегодня быть учеником Сократа, восприняв его последующие идеи. Они рациональнее почти всех положений по данному вопросу, написанных в ХХ веке. Они действительно показывают КАК следует развивать свою диалектическую способность. Ксенофонт далее показывает ЗАЧЕМ это надо и тем самым показывает необходимость диалектики для понимания СУЩНОСТИ предметов с помощью ответа на вопрос к ним «что это?». Исходя из этих и других положений Сократа сформулируем его идею афоризмом:
ДИАЛЕКТИКА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС “ЧТО ЭТО?”
«Сократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не переставал заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предмет» [там же]. Почему надо отвечать на этот вопрос? Особенно в тех случаях, когда предмет простой и общеизвестный даже людям со здравым рассудком. А что такое сам здравый рассудок? Очень плохо, когда его нет у субъекта, но еще хуже, когда все им оправдывают свои действия. Если судить по проблемам ХХ века, то здравый рассудок скорее стал орудием зла потому, что не в состоянии объяснить «простые явления» жизни общества на современном этапе его развития. «Здравый рассудок» достаточен только в стенах собственного дома, как говорили в прошлом веке. В ХХ веке он недостаточен и для этого. Являясь результатом стихийной передачи опыта жизни между поколениями, здравый рассудок весьма важен в традиционных сферах жизни. Но и в них он ущербен, на чем базируется подход Сократа. Здравый рассудок порождает иллюзию понимания объектов, когда на самом деле понимания нет. Сократ и пытается в каждом конкретном случае выявить недостаточность понимания объекта. Для этого надо задавать вопросы и добиваться ответа на них - определений объектов. Необходимость предварительного определения предмета речи на основе вопроса «что это?» вытекает из недостаточности здраво мысленного его понимания. «Во всяком деле, юноша, надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки. Большинство людей и не замечает, что не знает сущности того или иного предмета: словно она им уже известна, они не уславливаются о ней в начале рассмотрения; в дальнейшем же его ходе это, естественно, сказывается: они противоречат и сами себе и друг другу» [Федр, 237б]. Здравый рассудок существует на основе слов повседневного языка. Такие слова многозначны и неопределенны. Они служат средством жизни в простых случаях, но оказываются недостаточными для адекватного понимания самой жизни. Поэтому и надо уточнять определения, искать более истинные их версии. В результате возникает процесс перехода от одних к другим определениям. При правильных вопросах и ответах такое движение между мыслями представляет собой обобщение, индукцию. Здравый рассудок не понимает необходимости всего этого. Для него все это игра в слова. К сожалению, сейчас эта игра в слова порой даже для академиков. Игра в слова вредна. Сократ показывал как надо избегать игры в слова и обучал этому. Тем самым он указывал на необходимость интеллектуального (т. е. с помощью мышления) перехода от здравого рассудка к теоретическому объяснению объектов или необходимость движения от представлений к понятиям или от слов к категориям. Вклада Сократа, как и вкладов всех его последователей — сократиков, оказалось недостаточно для этого. Вся современная наука пока не способна показать значимость и процедуру движения от слов к категориям, считая часто все это схоластикой, эклектикой. А поэтому «воз и ныне там», где его оставил Сократ. Ксенофонт четко показал постановку проблемы Сократом. Развитие способности диалектического мышления необходимо для адекватного понимания объектов с помощью более истинных их определений. Как же научить этому? Пока существует только один метод: понять диалектическое мышление с помощью образцов. Ксенофонт приводил образцы рассуждений Сократа, которые и отображают его метод исследований: «Приводить все его определения понятий было бы делом большим, поэтому и ограничусь лишь теми определениями, на которых надеюсь показать его метод исследований» [там же]. И сегодня мышлению следует обучать, прежде всего, с помощью образцов, добиваясь подражания им. Конечно, не следует ими ограничиваться, а надо пояснять приемы, как это и делал Сократ.
|