КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МИСТИКАМистика базируется на утверждении существования сокровенного смысла знаний. Сократ отмечал существование этого уровня знаний, как и непонимание его некоторыми [82,с.169]. Таким является нечто важное, но не общедоступное. Только избранные (посвященные) его постигают, в результате возникают лидеры, элита общества, определяющая его прогресс. Так ли это? Ответ не может быть однозначным. Приверженцы любых установок найдут аргументы для отстаивания своих мнений. Ранее я отрицал такую возможность, полагая, что все добытое прежде вошло в золотой фонд общества и практически используется. Все же претензии на нечто сокровенное считал иррациональными - уделом ограниченных людей. В то же время некоторые факты общественной жизни показывают существование ранее таких идей, которые не освоены обществом. Таким можно считать технологию дамасской стали: она погребена вместе с посвященными, не удается в полной мере ее восстановить. Много такого же относится к идеям о мышлении, интеллекте. В частности, можно утверждать, что именно такой факт существует в отношении произведений Платона, прежде всего, его лучшего произведения - «Пир». Выбор сокровенного знания «Пира» вытекает из многих причин. В этом произведении имеется весьма важная для выживания общества идея. Спасение человечества зависит от адекватного понимания и данного произведения Платона. Обществу не выжить без сокровенного знания «Пира» Платона. Овладение сокровенным знанием Платона позволит обществу овладеть могуществом мышления, что действеннее силы знания, как проявления лозунга «знание-сила». Современное общество не пользуется возможностью идей Платона - его главным богатством. Парадоксально, но факт: общество не овладело главным в духовном наследии Платона.
1.2.3.5. «НА ЯРМАРКУ И С ЯРМАРКИ» Ранее многократно и многообразно пытался читать древних авторов, особенно диалоги, в том числе и Платона. «Засыпал» от них очень быстро, против чего не противостояла их диалоговая природа, которая, по мнению древнего комментатора, должна была противодействовать усыплению читателя. Диалоги часто действовали на меня так же, как и книги, которые в юности называли «мухоморами». Теперь, когда практически вернулся с ярмарки («стою двумя ногами в могиле»), вдруг почувствовал прелесть этих произведений, глубину их мысли, их актуальность для современности. Теперь обдумываю чуть ли не каждый их знак. Дело не в книгах, а во мне. Общество не сформировало в юности меня должным образом потому, что само не поняло важности этих работ. Это закономерно, что подтверждает совет Сократа своему ученику: «Глаза рассудка начинают остро смотреть лишь тогда, когда прекращается острота зрения телесного. Тебе же до этого еще далеко» [Пир, 219а].
зрение умом (видимое, умопостижимое)
зрение глазами (зримое, обыденное)
Я уже давно ношу очки и созрел для того, чтобы «видеть (постигать) умом». Здесь хочу помочь развить способность умопостижения тем, кто еще не потерял своего чувственного зрения. Следует преодолеть то состояние, о котором сказано в Библии: «смотрят и не видят» [От Марка: 4.2.11]. Выяснив не тождественность «зрения» и «видения», зависимость видения от возраста следует решить проблему: возможно ли привить эту способность старцев молодым? При поиске ответа на этот вопрос используем аналогию с развитием математики: переход от римской к десятичной системе счисления тысячу лет назад сделал умножение доступным детям, хотя ранее это было достоинством некоторых старцев. Возможен ли такой скачок в развитии иных форм интеллекта, в частности — в передаче способности умопостижения молодым людям? Данная обратная зависимость может быть преодолена если не для всех, то хотя бы для ограниченного круга людей - одаренных. Для этого и нужно произведение Платона. Но не только оно. При понимании книг древних авторов нужно взаимодействие трех субъектов: древних авторов, читателя и комментаторов. Как бы никчемны не были некоторые комментарии, тем не менее, сопоставление их мыслей об идеях прошлых авторов позволяет уяснить последние на основе их противопоставления. ╚═>читатель <═> комментатор<═╝ Никто не может снять ответственности с читателя за действие его ума, его понимание и древних авторов, и комментаторов. Если читателю известно наличие важного сокровенного знания у автора, то он должен выяснить его тем или иным образом. Конечно, пока этого достигают те, кто возвратился с ярмарки, но как важно «вразумлять с детства» [Протагор, 325В]. Для понимания Платона важно знать все его произведения, все комментарии его работ. На это можно потратить всю жизнь. Вне этого приходится подчеркивать гипотетичность всего сказанного по данному вопросу. Но и сама пожизненная специализация на платоноведении (как показывает практика) не гарантирует понимания произведений Платона.
|