КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О ЧЕМ «ПИР»?Установив обстоятельства, хотя бы в качестве гипотезы, попытаемся определить объект, предмет «Пира». Какова главная цель «Пира»? Зачем Платон написал его? А.Ф. Лосев сводил главную идею этого произведения и к идеализму (это, скорее, была дань времени) и к учению о пределе [129,с.434]. Это его положение долго было для меня невразумительным, но потом его осмыслил: склонность Сократа доходить до предельных определений каждого объекта, т.е. до категорий по Аристотелю. Многие комментаторы называли главной целью - любовь. Если последнее справедливо, то Платон - сексолог, а не философ. Современные мракобесы часто спекулируют на этом. Конечно, объяснение любви Платоном весьма интересно. Также интересен сам пир и как историческое событие. Тем не менее, и история, и любовь, и попойка - всего лишь средства для обучения мышлению, образец того, как надо мыслить. Поэтому Платон - философ. Сведение комментаторами «Пира» к беседе о любви оправдывает тех философов, которые посвящают свои работы этому аспекту жизни, претендуя на философичность своего дела. Не будем строги к тем, кому все ясно в данном произведении: «Итак, тема «Пира» определяется просто и ясно: что такое любовь? Тема эта старая и вечно юная, не стоит останавливаться на выяснении вопроса, какую цель преследовал Платон, создавая «Пир» [8, Т.5, с.4]. Приведенное положение следует оценить в качестве неудовлетворенности теми гипотезами, которые были выдвинуты ранее по этой проблеме. Автор их пересказывает. Называли причиной прославление Сократа, пересказ собственной автобиографии Платоном или пережитого Платоном кризиса. «Но у нас нет объективных данных, которые дали бы твердую точку опоры указать те мотивы, которыми руководствовался Платон при написании «Пира»» [там же, с 5]. Конечно, нельзя об этом спросить у самого Платона ..., но это еще не отрицает объективных оснований для решения этой проблемы. И главным основанием для этого может быть то, что называл сам автор этих положений: «Композиция «Пира» отличается удивительной простотой и ясностью» [там же, с. 6]. Отмечали это и последующие комментаторы, в частности, А.Ф. Лосев указывал на необычайную логическую последовательность данного произведения [129, Т.1, с.508]. В комментариях к «Федру» он писал: «Вполне диалектически был конструирован Эрос в «Пире» и «Федре»[130,Т.3, кн. 1, с.648]. Наука недооценивает роль композиций текстов. Видимо, только десятилетия попыток разгадать «премудрость скучных строк «Капитала» Маркса» (С. Есенин) и осознание оценки композиции этого труда его автором как триумфа немецкой науки стали основанием для понимания значения композиции «Пира» при выражении главной его идеи. Именно «композиционная структура «Пира»» [130,Т.1,с.453] является основанием для определения цели Платона при написании данного произведения. Композиция показывает главное в «Пире» - способ мышления, что не отрицает присутствия в нем и других идей. Из комментарий А.Ф. Лосева видно понимание им значения композиции произведений Платона. Например, в комментариях к «Федру» он писал: «Изучим сначала композицию этого произведения» [130,Т.3, кн.1, с.648]. Тем не менее, в его работах композиция текстов не нашла адекватной трактовки. Объекты «Пира» ║ ╔═ диалектическое мышление
|